Автор Тема: Муз грамота - умные мысли из книг  (Прочитано 14723 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Тему создал для обсуждения и закрепления в памяти различных сведений по музыкальной грамоте,
вычитанных в различных умных ( и не очень!   ;D )  книгах..

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #1 : 09 Июля 2012, 07:05:20 »
Добродушная хозяйка в придачу к баянам и гармони подарила 9 книг по музыке, в т.ч. справочник "Баян и баянисты" Басурманова.
Справочник с множеством портретов знаменитых баянистов и других фото - очень понравился. А при перелистывании других книг
возникла мысль - почему бы не начать потихонечку изучать - пусть даже не системно, пусть кустарно и обрывочно - различные
сведения по общей начальной муз. грамоте..  :D

Вот вчера вычитал по одной из книг..  "Под термином тональность стали понимать высотное положение лада, определяемую положением
тоники на той или иной ступени музыкального звукоряда".  Во!  Вы че-нить поняли?  Я - нет..  :(

А вот это уже вроде более-менее понять можно: оказывается, лишь очень небольшая часть профессиональных музыкантов обладает
абсолютным слухом.. абсолютный слух встречается довольно редко..  " из 250 обследованных музыкантов-педагогов абсолютный слух
имели всего лишь менее 7% "

(сведения взяты из книги: Г.Шахов. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. М., Музыка, 1987.)
« Последнее редактирование: 09 Июля 2012, 07:10:32 от Ринат »

Оффлайн kvs

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2916
  • Репутация: 125
  • Валера
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #2 : 09 Июля 2012, 15:50:58 »
Ринат, тут лежит книжка, там разобрано про тональность и прочее.
http://poigarmonika.ru/faily-dlya-skachivaniya/330-i-v-sposobin-elementarnaya-teoriya-muzyki.html
Если там не понятно, давай будем разбираться.
Спрашивай, я если сам не смогу ответить привлеку тяжёлую артиллерию ;)

Оффлайн ПАХА

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7939
  • Репутация: 156
  • И жизнь хороша , и жить хорошо !
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #3 : 09 Июля 2012, 16:03:20 »
Спрашивай, я если сам не смогу ответить привлеку тяжёлую артиллерию ;)
ту что килограмм 50 ? ;) ну это я так примерно - извиняй если переборщил ! ;)

Оффлайн kvs

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2916
  • Репутация: 125
  • Валера
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #4 : 09 Июля 2012, 16:11:08 »
Спрашивай, я если сам не смогу ответить привлеку тяжёлую артиллерию ;)
ту что килограмм 50 ? ;) ну это я так примерно - извиняй если переборщил ! ;)

Ту самую ;D

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #5 : 09 Июля 2012, 19:03:08 »
Ринат, тут лежит книжка, там разобрано про тональность и прочее.
http://poigarmonika.ru/faily-dlya-skachivaniya/330-i-v-sposobin-elementarnaya-teoriya-muzyki.html
Если там не понятно, давай будем разбираться.
Спрашивай, я если сам не смогу ответить привлеку тяжёлую артиллерию ;)

Да, я эту книжку имею (скачал). И еще другого автора имею - уже на бумаге. Но беда в чем.. Не могу я (уже) методически
правильно заниматься - видимо опоздал уже.. вот открываю любую попавшуюся под руку - и вперед.. с обрывочными
(а может и неточными) сведениями.. Пока опбалтываем разные тезисы - что-то запоминаю.. ну и так далее..
меня лично устраивает.. надоест - открою другую книжку..   ;D

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #6 : 09 Июля 2012, 19:05:29 »
ту что килограмм 50 ? ;) ну это я так примерно - извиняй если переборщил ! ;)

Вот это будет самое ценное.. Будем всегда держать в уме.. но не злоупотребляя..   ;D

Оффлайн kvs

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2916
  • Репутация: 125
  • Валера
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #7 : 11 Июля 2012, 09:56:20 »
Парни может кто нибудь точно назвать басовые пары в мажорном,минорном и вспомогательном ряду (названия-доминанта, тоника,субдоминанта) где что находится?


Оффлайн kvs

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2916
  • Репутация: 125
  • Валера
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #8 : 11 Июля 2012, 09:57:45 »
На гармошке у нас полноценные До-мажор и Ля-минор (параллельные тональности). Ну если не привязываться к реальной тональности гармони.

А тебе зачем?
« Последнее редактирование: 11 Июля 2012, 10:01:48 от kvs »

Оффлайн Сергей Акимов

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 5056
  • Репутация: 158
    • Я в Телеграме
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #9 : 11 Июля 2012, 11:52:36 »
На гармошке у нас полноценные До-мажор и Ля-минор (параллельные тональности). Ну если не привязываться к реальной тональности гармони.


Хм.. А я думал,что параллельной тональностью для до–мажор является соль–мажор...
"Пой гармоника!" в Telegram - https://t.me/+mcoGIMDe_sZhNmVi

Оффлайн kvs

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2916
  • Репутация: 125
  • Валера
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #10 : 11 Июля 2012, 11:57:07 »
На гармошке у нас полноценные До-мажор и Ля-минор (параллельные тональности). Ну если не привязываться к реальной тональности гармони.


Хм.. А я думал,что параллельной тональностью для до–мажор является соль–мажор...

Не не правильно, в соль-мажоре появляется Фа# в отличие от до-мажора. И так не бывает чтоб мажор был параллелен мажору

Оффлайн Cepreu

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 76
  • Репутация: 11
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #11 : 11 Июля 2012, 12:22:57 »
Параллельные тональности - это те, у которых одинаковые знаки при ключе.

мажорная тональность, параллельная ей минорная тональность, (знаки альтерации при ключе)

до# мажор, ля# минор (фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#);

фа# мажор, ре# минор (фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#);

си мажор, соль# минор (фа#, до#, соль#, ре#, ля#);

ми мажор, до# минор (фа#, до#, соль#, ре#);

ля мажор, фа# минор (фа#, до#, соль#);

ре мажор, си минор (фа#, до#);

соль мажор, ми минор (фа#);

до мажор, ля минор (не содержат знаков при ключе);

фа мажор, ре минор (сиb);

сиb мажор, соль минор (сиb, миb);

миb мажор, до минор (сиb, миb, ляb);

ляb мажор, фа минор (сиb, миb, ляb, реb);

реb мажор, сиb минор (сиb, миb, ляb, реb, сольb);

сольb мажор, миb минор (сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb);

доb мажор, ляb минор (сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb, фаb).

В основе данной системы лежит кварто-квинтовый круг (последовательность: фа, до, соль, ре, ля, ми, си и наоборот: си, ми, ля, ре, соль, до ,фа) — изображение применяемых в музыкальной практике тональностей в виде условной схемы-круга.

Оффлайн kvs

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2916
  • Репутация: 125
  • Валера
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #12 : 11 Июля 2012, 12:39:35 »
Или так. Снаружи круга мажор, снутри напротив параллельный минор

Оффлайн kvs

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2916
  • Репутация: 125
  • Валера
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #13 : 11 Июля 2012, 12:42:11 »
Только давайте не будем сразу нырять в дебри, а разбираться по мере появления вопросов.

Оффлайн Cepreu

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 76
  • Репутация: 11
Re:Муз грамота - умные мысли из книг
« Ответ #14 : 11 Июля 2012, 12:56:12 »
Парни может кто нибудь точно назвать басовые пары в мажорном,минорном и вспомогательном ряду (названия-доминанта, тоника,субдоминанта) где что находится?

Валера все верно ответил. Добавлю лишь то, что если Вы играете на верхней мажорной тройке, то тогда это другая тональность, для которой тоника-G, субдоминанта-C, доминанта D7 (или D).

Если есть желание разобраться и копнуть чуть глубже, то здесь нет ничего сложного. Выбираем любую тональность. Для примера самая простая - это до мажор. Строим гамму до мажор: 1-до, 2-ре, 3-ми, 4-фа, 5-соль, 6-ля, 7-си. Латинскими буквами эти ноты обозначаются так: 1-с, 2-d, 3-e, 4-f, 5-g, 6-a, 7-h. Тоника - это 1 ступень гаммы, субдоминанта - 4 ступень, доминанта - 5 ступень. В гамме до мажор 1 ступень - это до, она же с на латинский манер, 4 ступень - это фа, она же f, 5 ступень - это соль, она же g. Аккорды, присущие этой тональности, соответственно C, F, G (или G7 вместо G. G7 - это септаккорд, который звучит более колоритно).

Или тональность ля минор. Гамма: 1-ля, 2-си, 3-до, 4-ре, 5-ми, 6-фа, 7-соль (Латинское обозначение: 1-a, 2-h, 3-c, 4-d, 5-e, 6-f, 7-g), Тоника - 1 ля, она же a, субдоминанта-4 ре, она же d, доминанта - 5 ми, она же e. Аккорды, присущие этой тональности - Am, Dm, E (или E7). В минорных тональностях тонический и субдоминантовый аккорды - минорные (в их буквенном обозначении добавляется буква m) в данном случае это Am и Dm, а доминантовый аккорд мажорный - Е (без буквы m) или септаккорд (Е7).

Как видите, это не высшая математика. Строите гамму, находите в ней 1, 4, 5 ступени. Это и будут тоника, субдоминанта и доминанта. Если у кого есть аккордеон, то на его правой клавиатуре можно попрактиковаться. Строить абсолютно любую гамму и находить тонику, субдоминанту и доминанту для любой тональности.  

 


Яндекс.Метрика