Звуковая часть гармоник,баянов и аккордеонов (Часть 2)

Резонаторы.
В теории под названием резонатор понимают физическое тело, способное отзываться на колебания определенной частоты и усиливать эти колебания. Простейшим примером резонатора может служить резонатор Гельмгольца —полый сосуд с отверстиями, при помощи которых в сложных звуковых колебаниях можно найти их простейшие составляющие, т. е. можно произвести анализ звука, так как каждый резонатор настроен на определенную частоту.

В гармониках, баянах и аккордеонах резонатором называют систему воздушных камер определенных размеров, встроенных в одну деревянную конструкцию, являющуюся базой или опорой для голосовых планок.


Резонаторы в практике называют по-разному: резонаторами, городушками и т. д. Однако первое название следует считать более правильным, так как воздушные камеры в резонаторах действительно в некоторой степени способствуют звучанию и улучшают тембр звука. Поэтому качество звучания инструмента зависит не только от голосовых планок, но и от резонатора, от формы и размеров воздушных камер, рассчитанных для каждого тона в отдельности.
Резонаторы язычковых музыкальных инструментов подразделяются на резонаторы мелодии, резонаторы аккомпанемента и резонаторы басовые.
Резонаторы мелодии.
На резонаторы мелодии монтируют голосовые планки, предназначенные для образования звукоряда мелодии инструмента.

dhjghkty

Резонатор мелодии (рис. 43) состоит из средника 1, верхнего бруска 2, розетки 3, перегородок 4, крепежного бруска 5.
Воздушная камера в резонаторе мелодии, так же как и в резонаторе аккомпанемента, образована между соседними перегородками, средником, верхним бруском и розеткой.Для каждой воздушной камеры предназначена одна голосовая кусковая планка или пара язычков одной тональности цельной планки, звучащих в противоположных направлениях воздуха; воздушные камеры должны быть хорошо изолированы друг от друга, c тем чтобы не было возбуждения язычков в соседних камерах.

Количество воздушных камер в резонаторе мелодии зависит от диапазона инструмента и конструкции клавиатурного механизма мелодии.
B зависимости от вида инструмента, конструкции его клавиатурного механизма и голосности инструмента, в правой крышке располагается от двух до шести резонаторов.
B табл. 9 показано, как c увеличением голосности инструмента изменяется количество резонаторов мелодии.
yjhkhjghjgh

 

Увеличивают голосность в инструментах за счет добавления голосовых планок, настраиваемых на октаву ниже основных при трехголосном звучании, a также на октаву выше при четырехголосном звучании.
B связи c изменением размеров добавляемых планок резонаторы мелодии претерпевают некоторые изменения.
B инструментах массового производства резонаторы мелодии съемные. Ремонтировать такие резонаторы удобнее.B некоторых инструментах индивидуального изготовления резонаторы мелодии (особенно часто в дискантовой группе) несъемные, т. e. они приклеены непосредственно к деке без розеток.Несъемные резонаторы способствуют лучшему образованию звука, но создают большие неудобства при ремонте, уменьшают производительность труда при ремонте голосовой части и настройке и, как следствие, повышают стоимость ремонта.
Резонаторы аккомпанемента.
На резонаторы аккомпанемента монтируют голосовые планки, предназначенные для создания готовых аккордов аккомпанемента.
Резонатор аккомпанемента (рис. 44) состоит из средника 9,верхнего бруска 3, розетки 8, перегородок 5, крепежных брусков 1-и 7, клецев 2 и 6, воздушной камеры 4.

hjkjhtyjt

B резонаторах аккомпанемента баяна и аккордеона по 12 пар воздушных камер, т. e. c каждой стороны резонатора по 12 воздушных камер.
В резонаторе аккомпанемента гармоники количество пар воздушных камер меньше; оно зависит от количества кнопок левого механизма (диапазона).
Резонаторы аккомпанемента имеют следующие разновидности:
1. Резонаторы аккомпанемента c одинаковыми противолежащими воздушными камерами, предназначенные для планок одинаковой высоты. Обычно такие резонаторы применяют для инструментов c незаемным басовым механизмом.
2. Резонаторы аккомпанемента с неодинаковыми по высоте противолежащими воздушными камерами, предназначенные для планок, настроенных в октаву. Такие резонаторы часто применяют для инструментов c заемным басовым механизмом.
Резонаторы аккомпанемента для инструментов массового и индивидуального изготовления обычно изготовляют съемными.


Басовые резонаторы.
На басовых резонаторах смонтированы голосовые планки, предназначенные для создания басового звука при аккомпанементе.
B зависимости от типа басового механизма резонаторы по конструкции подразделяются на два основных вида:
1) резонаторы басовые для заемного басового механизма —заемные басовые резонаторы
2) резонаторы басовые для незамного басового механизма — незаемные басовые резонаторы.
B гармониках и аккордеонах обычно применяют заемные басовые резонаторы, в баянах —те и другие.
Наиболее распространенный тип резонатора для заемного басового механизма,(рис. 45) состоит из средника 1, верхних брусков 2,розетки 4, перегородок б и клецев 5 и 7.

kjhhg

На одной стороне заемного резонатора расположены наиболее низкие звуки для данного инструмет на другой — на
октаву выше.

В практике принято называть одну сторону басового резонатора c наиболее низкими звуками I октавой, другую—II октавой.
Следует отметить, что эти названия не соответствуют действительной высоте расположенных на резонаторе планок, a являются условными названиями.Действительная высота звуков 1 и II октав в зависимости от инструмента находится в пределах от ми или фа контроктавы до ми или фа малой октавы.

xcvnmbmgkmn

Басовый резонатор для незаемного механизма (рис. 46) состоит из средника 7, верхнего бруска 5, розетки , подоктавного бруска 10 III октавы, подоктавного бруска 9 IV октавы, резонатора 11 III октавы и резонатора 8 IV октавы. К незаемному басовому резонатору добавлено еще два односторонних резонатора: резонатор III октавы
и резонатор IV октавы, так как четырехголосное звучание басов создается за счет планок, смонтированных на I, II, III н IV октавах.
Резонатор III октавы предназначен для планок, настроенных на октаву выше II октавы, резонатор IV октавы — выше на октаву резонатора III октавы.Название резонаторов 111 и IV октав также условное. Резонаторы III и IV октав установлены на общей розетке,
и их воздушные камеры связаны каналами в подставных брусках c одноименными воздушными камерами резонатора I и II октав.
Воздушные камеры резонаторов c внешней стороны закрываются голосовыми планками. При этом нужно выполнять условие абсолютной воздухонепроницаемости между планками и плоскостью резонатора. Это необходимо для того, чтобы воздух проходил только через голосовые проемы в планках и использовался для возбуждения язычков. Для того чтобы планки и резонаторы были соединены герметично, прикрепленные к резонатору планки заливают по периметру расплавленной воскоканифольной или церезиновой мастиками или реже — нитрокрасками.

ghk,hlhn,j,

Встречающиеся в баянах цельные голосовые планки смонтированы на прокладке из лайки или замши, которыми оклеены перегородки резонаторов.
Наиболее подходящим материалом для изготовления деталей резонаторов следует считать древесину ели и пихты. Она обладает хорошей звукопроводностью, небольшим объемным весом, легка в обработке.
Для деталей резонаторов (кроме розетки и крепежных брусков) может быть использована также береза и древесина мягколиственных пород: ольха, тополь, осина.

Розетки резонаторов изготовляют из древесины твердолиственных пород или высококачественной фанеры.
Средник басового резонатора обычно изготовляют из клееной березовой фанеры толщиной 3-4 мм.
Сборка резонаторов из деталей заключается в приклейке его деталей к среднику, начиная с верхнего бруска. Затем приступают к приклейке перегородок. B последнюю очередь приклеивают розетку и бруски крепления резонаторов.
Для склеивания применяют столярный клей, поливинилацетатную эмульсию, синтетические клеи и т. д.Процесс склейки идет c определенными выдержками в зависимости от применяемого клея.
Многие предприятия изготовляют резонаторы мелодии, аккомпанемента, III и IV октав басового резонатора по более
совершенной технологии — путем фрезерования. Это дает возможность получить из деревянной заготовки средник с перегородками и клецами одновременно. Фрезерованные резонаторы изготовляют из бука или ели.
Существуют два способа изготовления резонаторов путем фрезеровання: поперек волокон (волокна древесины направлены вдоль средника) и вдоль волокон (волокна древесины направлены поперек средника).
В изготовленных первым способом резонаторах требуется промазать перегородки клеем, лаком или другим составом, иначе в открытых древесных порах энергия колебаний язычков будет поглощаться ими и звук будет глухим.Резонаторы, изготовленные вторым способом, промазывать не требуется.

И.Фадеев,И.Кузнецов «Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.