Основные требования к отремонтированным голосовым планкам

Язычки и планки для всех видов гармоней, баянов и аккордеонов в звуковом и техническом отношениях должны отвечать следующим основным требованиям.
1. Голосовые планки c наклепанными язычками должны обеспечить частотную устойчивость. т. e. определенную высоту каждого тона при изменении воздушных давлений.
2. Язычки не должны давать срыва при тех максимальных давлениях, которые могут возникнуть при сжиме или разжиме меха в инструменте.
Под срывом язычков подразумевают результат действия воздушной струи, при котором язычок останавливается в изогнутом положении в направлении движения воздуха. Давление воздуха, при котором возникает срыв язычка, называется критическим давлением. Очевидно, величина критического давления будет зависеть от механической жесткости язычков.

B язычковых музыкальных инструментах,таких,как гармонь и другие, величина максимальногo давления достигает 200 мм вод. ст.
З. Сила звука ручных гармоник должна быть значительной.
Длина язычка оказывает заметное влияние на силу звука. При одном и том же давлении сила звука увеличивается c увеличением длины язычка, a следовательно, и планочных проемов;сечение воздушной струи при этом увеличивается. Однако сила определенного тона находится в зависимости от механической жесткости, способной противостоять максимальным (критическим) воздушным давлениям, которые возникают при игре на инструменте и при которых не получилось бы срыва язычков.
4. Размеры рабочей части язычков (длина и ширина) должны соответствовать размерам проемов в планках за вычетом суммарной величины зазоров. Несоблюдение указанных размеров приведет к тому, что при игре увеличится утечка воздуха или вероятность задевания язычков за планки.
По РТУ РСФСР 683-60 на голосовые планки для гармоней, баянов и аккордеонов зазоры между гранями планочиых проемов и кромками язычков должны находиться в следующих пределах (таблица ниже)
summa-prodolnyh-zazorov
5. Профили отшлифованных язычков всех тонов должны соответствовать расчетным, так как неправильное шлифование отрицательно повлияет на качество звучания. Язычки нужно шлифовать так, чтобы вся рабочая часть язычка участвовала в колебании.
6. Кромки язычков должны быть обработаны по пятому классу точности. Зазубрины, заусенцы, вмятины,трещины и другие дефекты не допускаются.
Шлифуют язычки c одной стороны по седьмому классу чистоты обработки.
При неправильной шлифовке на отдельных участках язычка могут образоваться деформации и даже прожоги с образованием темных пятен, что изменит структуру стали и приведет к неровному распределению внутреннего напряжения на рабочей части.

Технические требования к обработке и установке язычков низких тонов в исходное положение остаются те же, что и для язычков высокой части звуковых диапазонов. При изготовлении язычков большой октавы, и в особенности контроктавы, для увеличения их массы и, следовательно, для понижения звука язычков применяют напайки, которые припаивают, приклепывают или запрессовывают на свободные концы язычков c наружной стороны. Чтобы большая часть язычка могла равномерно изгибаться и имела низкий порог возбуждения, не следует делать длинные напайки; они не должны превышать 1/5 длины рабочей части язычка.
7. При шлифовке, штамповке и наклепке язычков нельзя допускать деформаций. Язычки должны быть расположены над проемами планки так, чтобы их продольные оси совпадали c продольными осями проемов планки и их плоскости были параллельны плоскостям планки; они должны быть правильно и прочно приклепаны к планке. Проворачивание язычков вокруг осей заклепки, вмятины и выпyклости оснований язычков, соприкосновение кромок язычков c гранями проемов и другие дефекты не допускаются.
8. Кроме правильной профилировки и доброкачественного, выполнения всех операций по изготовлению и наклепке язычков последние должны быть правильно установлены в свое рабочее положение. От этого будет зависеть величина так называемого порога возбуждения язычков. Под порогом возбуждения следует понимать то минимальное воздушное давление, образовавшееся в воздушной камере, или разность воздушных давлений между атмосферным и внутри инструмента, при котором язычок из положения покоя переходит в колебательное движение и начинает издавать звук.Пороги возбуждения язычков в таких инструментах, как баян и аккордеон, должны быть минимальными, примерно 10 мм вод. ст. и по возможности равными на всем звуковом диапазоне инструмента. Это требование к звукообразователям является одним из основных, o котором не следует забывать при расчете язычков, при изготовлении их и ремонте инструментов. При установке язычков в рабочее положение каждый язычок следует равномерно oтгибать от плоскости планки на такую высоту, которая обеспечивала бы минимальный порог возбуждения язычков. Эта величина подъема язычков от плоскостей планок зависит в первую очередь от высоты их тона.

Меньшую величину подъема имеют язычки высокой части звукового диапазона и большую — язычки низких частот. Линейная величина стрелы прогиба y свободных концов язычков в принятых звуковых диапазонах баянов и аккордеонов равна от 0,1 мм в дискантах до 2,0 мм в басах.Кроме того, порог возбуждения зависит от механической жесткости язычков: c увеличением ее порог возбуждения повышается, и наоборот.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.