Основные требования к отремонтированным голосовым планкам

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

Язычки и планки для всех видов гармоней, баянов и аккордеонов в звуковом и техническом отношениях должны отвечать следующим основным требованиям:

  • голосовые планки с наклепанными язычками должны обеспечить частотную устойчивость, т. е. определенную высоту каждого тона при изменении воздушных давлений.

  • язычки не должны давать срыва при тех максимальных давлениях, которые могут возникнуть при сжиме или разжиме меха в инструменте. Под срывом язычков подразумевают результат действия воздушной струи, при котором язычок останавливается в изогнутом положении в направлении движения воздуха. Давление воздуха, при котором возникает срыв язычка, называется критическим давлением. Очевидно, величина критического давления будет зависеть от механической жесткости язычков. B язычковых музыкальных инструментах, величина максимального давления достигает 200 мм вод. ст.
  • сила звука ручных гармоник должна быть значительной.
    Длина язычка оказывает заметное влияние на силу звука. При одном и том же давлении сила звука увеличивается c увеличением длины язычка, а, следовательно, и планочных проемов; сечение воздушной струи при этом увеличивается. Однако сила определенного тона находится в зависимости от механической жесткости, способной противостоять максимальным (критическим) воздушным давлениям, которые возникают при игре на инструменте и при которых не получилось бы срыва язычков.
  • размеры рабочей части язычков (длина и ширина) должны соответствовать размерам проемов в планках за вычетом суммарной величины зазоров. Несоблюдение указанных размеров приведет к тому, что при игре увеличится утечка воздуха или вероятность задевания язычков за планки.
    По РТУ РСФСР 683-60 на голосовые планки для гармоней,  баянов и аккордеонов зазоры между гранями планочных проемов и кромками язычков должны находиться в следующих пределах (таблица ниже)

summa-prodolnyh-zazorov

    • профили отшлифованных язычков всех тонов должны соответствовать расчетным, так как неправильное шлифование отрицательно повлияет на качество звучания. Язычки нужно шлифовать так, чтобы вся рабочая часть язычка участвовала в колебании.
  • кромки язычков должны быть обработаны по пятому классу точности. Зазубрины, заусенцы, вмятины,трещины и другие дефекты не допускаются. Шлифуют язычки с одной стороны по седьмому классу чистоты обработки. При неправильной шлифовке на отдельных участках язычка могут образоваться деформации и даже прожоги с образованием темных пятен, что изменит структуру стали и приведет к неровному распределению внутреннего напряжения на рабочей части. Технические требования к обработке и установке язычков низких тонов в исходное положение остаются те же, что и для язычков высокой части звуковых диапазонов. При изготовлении язычков большой октавы, и в особенности контроктавы, для увеличения их массы и, следовательно, для понижения звука язычков применяют напайки, которые припаивают, приклепывают или запрессовывают на свободные концы язычков c наружной стороны. Чтобы большая часть язычка могла равномерно изгибаться и имела низкий порог возбуждения, не следует делать длинные напайки; они не должны превышать 1/5 длины рабочей части язычка.
  • при шлифовке, штамповке и наклепке язычков нельзя допускать деформаций. Язычки должны быть расположены над проемами планки так, чтобы их продольные оси совпадали c продольными осями проемов планки и их плоскости были параллельны плоскостям планки; они должны быть правильно и прочно приклепаны к планке. Проворачивание язычков вокруг осей заклепки, вмятины и выпуклости оснований язычков, соприкосновение кромок язычков с гранями проемов и другие дефекты не допускаются.
  • кроме правильной профилировки и доброкачественного, выполнения всех операций по изготовлению и наклепке язычков последние должны быть правильно установлены в свое рабочее положение. От этого будет зависеть величина так называемого порога возбуждения язычков. Под порогом возбуждения следует понимать то минимальное воздушное давление, образовавшееся в воздушной камере, или разность воздушных давлений между атмосферным и внутри инструмента, при котором язычок из положения покоя переходит в колебательное движение и начинает издавать звук. Пороги возбуждения язычков в таких инструментах, как баян и аккордеон, должны быть минимальными, примерно 10 мм вод. ст. и по возможности равными на всем звуковом диапазоне инструмента. Это требование к звукообразователям является одним из основных, о котором не следует забывать при расчете язычков, при изготовлении их и ремонте инструментов. При установке язычков в рабочее положение каждый язычок следует равномерно отгибать от плоскости планки на такую высоту, которая обеспечивала бы минимальный порог возбуждения язычков. Эта величина подъема язычков от плоскостей планок зависит в первую очередь от высоты их тона. Меньшую величину подъема имеют язычки высокой части звукового диапазона и большую — язычки низких частот. Линейная величина стрелы прогиба y свободных концов язычков в принятых звуковых диапазонах баянов и аккордеонов равна от 0,1 мм в дискантах до 2,0 мм в басах. Кроме того, порог возбуждения зависит от механической жесткости язычков: с увеличением ее порог возбуждения повышается, и наоборот.
Добавить комментарий