Методы выявления дефектов при ремонте гармоник

B гармониках, баянах и аккордеонах, имеющих большой общий износ, образовавшиеся различные дефекты во всех частях инструмента выявить довольно сложно. Эта работа может быть поручена мастеру, хорошо знающему устройство инструментов всех типов н имеющему большой опыт практической работы.
Все дефекты могут быть выявлены субъективным и объективным (лабораторным) методами.
B процессе приемки инструментов в ремонт и выявления дефектов в основном применяется первый метод. K нему относятся визуальный, слуховой и органолептический способы определения дефектов.

Второй метод применяется для определения акустических и технических характеристик в новых инструментах. Однако, по мере концентрации ремонтных работ в спецнализированных цехах, он может быть применен и на фабриках по ремонту музыкальных инструментов, так как этот метод предусматривает выявление и окончательное определение дефектов при помощи специальных приборов, аппаратов н другого лабораторного оборудования. Основными из них являются следующие приборы: для исследования профиля язычков (определение качества шлифовки голосов) для проверки настройки, контроля тональности язычков при шлифовке их на автоматах, определение степени «розлива» в аккордеонах, для определения расхода воздуха через проемы планок c язычками, определения порогов возбуждения и «срыва» язычков, для определения герметичности инструментов и др.

При определении музыкально-акустических и технических достоинств инструмента и выявлении всех дефектов рекомендуется придерживаться следующего порядка:
1) произвести общий осмотр инструмента;
2) определить герметичность;
3 проверить строй и силу звучания проигрыванием;
4) отсоединить крышки от меховой камеры;
5) проверить состояние клавиатуры мелодии;
б) проверить исправность басового механизма;
7) снять c мест резонаторы и определить повреждения на планках и резонаторах;
8) осмотреть корпус без резонаторов и сеток (крышки —мелодии и басовую);
9) выявить неисправности меховой камеры.
Путем тщательного осмотра определяют общий износ наружных поверхностей, механические повреждения на поверхностях корпуса, сеток и меховых борин, степень повреждения лицевой отделки. Далее проверяют внешнее состояние клавиатурных механизмов, a затем правильность строя и силу звучания.


Степень герметичности инструмента определяют движением меховой камеры при закрытых клапанах инструмента.При неплотных соединениях меховой камеры, корпуса, клапанов и бортовых соединений движение меховой камеры будет легкое, быстрое, сопровождающееся шумом воздуха, и, наоборот, при полной герметичности — тяжелое, медленное, бесшумное.Для определения мест, через которые проходит воздух, нужно плавно, без рывков, растягивать или сжимать меховую камеру, внимательно прослушивая шум, образовавшийся при движении воздуха. Этим способом проверяют плотность прилегания клапанов к декам, бортовые и корпусные соединения, a затем мех.Чаще всего в меховой камере отклеиваются лайковые ромбики (между нижней поверхностью меховой складки и лайкой). B этом случае воздух, проходящий сквозь верхнюю рубашку меха (оклейку из ткани), распространяется на большой поверхности, и шум окажется слабым.
Качество звучания инструмента и правильность строя звукоряда следует проверить проигрыванием аккордов и основных интервалов. Общая высота строя инструмента определяется сравнением звучания исходного тона ля первой октавы со звучанием камертона c частотой колебания 440 ц.
Перед отсоединением крышек корпуса от меховой камеры надо снять соединительные шпильки (шпонки). Для того чтобы не повредить отверстия на корпусных стенках    в меховых рамках, крышку нужно прижать к меховой рамке.
При осмотре и проверке качества клавиатуры мелодии следует убедиться, все ли рабочие поверхности клавиатурных кнопок (пуговиц) лежат на одном уровне в каждом ряду, одинаковый ли уровень подъема клариш между рядами, нег ли перекосов (деформаций) и коррозии на клавишных рычагах. Определяется состояние пружин, надежность соединения клапанов c рычагами, степень запрессовки лайки c прокладкой, величина люфтов клавиш. При выполнении этой работы надо проверить качество клавиатурных пластин и прочность их креплений.
Работы, связанные c выявлением и определением объемов ремонта басового механизма, следует разделить на два этапа:
проверку и осмотр механизма до и после разборки. До разборки механизма определяют: уровень подъема клавишных кнопок от поверхности басовой накладки и положение их относительно плоскости этой накладки, деформации на толкателях и стояках, прочность усиков толкателей, состояние гребенок, величину люфтов между стояками и усиками толкателей, между заемными басовыми толкателями и заемными толкателями аккомпанемента и между толкателями и передними плечами клапанных рычагов.
После разборки механизма при осмотре следует обратить внимание на прямолинейность валиков, степень износа прокладок, состояние опорных (для валиков) металлических пластин или угольников, на прочность каркаса, соединительных угольников и других крепежных элементов. Клавиатурные гребенки и клапаны c рычагами хорошо осматривать без съемной части механизма.
Снятые со своих мест резонаторы легко осмотреть со всех сторон и определить неисправности.

При осмотре инструмента и выявлении дефектов особое внимание надо обратить на состояние внутренних лайковых клапанов на планках. В этом случае следует осматривать лайку через отверстия на розетках. Наружный осмотр позволяет определить повреждения резонаторных розеток, уплотнительной лайки,степень коррозии язычков и заклепок, окисление планок, случайные деформации и разрушения язычков.
Осмотр корпусных крышек без резонаторов и сеток позволяет определить состояние столярных соединений и механические повреждения.         Деформацию стенок корпуса проверяют линейкой.
Дефекты меховой камеры определяют при снятых корпусных крышках, поочередно растягивая все четыре угла камеры и
устанавливая развернутые углы таким образом, чтобы они находились перед источником света. Таким способом легко обнаружить разрывы и проколы на лайковых ромбиках, на каркасе меха и определить разрушения клеевых соединений на углах (под ромбиками).
После выявления дефектов, определения вида ремонта и составления дефектной ведомости и сметы, инструменты, подлежащие ремонту, поступают в ремонтный цех, где их отдают  в работу по отдельным узлам. B случае, если ремонт производят в    небольшой мастерской, работу поручают отдельному высококвалифицированному мастеру-ремонтнику.

Источник:И.Фадеев,И.Кузнецов,»Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.