Отчего гармонь поёт или что влияет на звучание гармони?

Так от чего же, всё-таки, «поёт» гармонь и какие факторы влияют на её звучание? Давайте разберёмся, но прежде-небольшое пояснение по поводу того, что, собственно, следует понимать под термином «хорошее звучание»: здесь я буду иметь ввиду, в первую очередь, хороший отклик голосов на малейшее движение меха, звонкость и приятный тембр(хотя, конечно, приятный он или нет, это зависит от личных предпочтений слушателя).

Голоса и проёмы в голосовых планках

Первейшим и наиболее значимым фактором, от которого напрямую зависит звучание гармони, конечно же является качество изготовления голосовых планок. Здесь важнее всего плотность подгонки голоса к голосовому проёму планки: чем меньше зазор между краями голоса и стенками проёма, тем эффективнее используется воздушный поток, подаваемый на голос, меньше расход воздуха и быстрее отклик голоса на движение меха.

Быстрый отклик голосов, вообще, одна из важнейших и самых необходимых характеристик гармони, наличие которой позволяет в полную силу раскрыть исполнительское мастерство гармониста. Она позволяет инструменту полноценно звучать не только громко(что не является проблемой для любой мало-мальски исправной гармони даже начального ценового диапазона), но и тихо, давая музыканту возможность расставлять акценты так, как ему требуется. Как правило, большинство дешёвых фабричных гармоней не способны выдать полноценный звук (с откликом всех голосов) при слабом движении меха. Поэтому, когда говорят, что хороший гармонист на любом инструменте «выдаст высший класс», не стоит воспринимать это буквально: с большой вероятностью он просто не сможет реализовать свой потенциал на неподобающем инструменте(например, при быстрых переборах голоса просто не будут успевать отвечать).

Профиль и размеры голосов

Но одной только плотной притирки голоса недостаточно для его нормальной работы. Помимо этого он должен быть соответствующим образом выточен в профиль. То есть, мастер, обрабатывая голос,  должен добиться, чтобы он равномерно изгибался по всей своей длине без резких изломов или, наоборот, слишком жёстких участков. На данном этапе, также, нужно добиться, чтобы голос был не слишком жёстким, но и не слишком мягким(вернее, тонким): в первом случае звучание голоса будет грубым, резким и «ответ» его будет хуже, во втором-голос будет звучать слабо, а если уж совсем переборщить, то велик риск, что под воздействием сильного потока воздуха он вообще замолкнет, провалившись в проём и не возвращаясь в исходное положение. Здесь нужно найти золотую середину. Вот где однозначно желательна хорошая толщина, так это область вокруг заклёпки(так называемая пятка голоса). Толстая пятка позволяет голосу стабильно работать(выдавать точно тот звук, на который он настроен, с минимальными отклонениями) независимо от интенсивности воздушного потока.

Также, на громкость звучания голоса влияют его размеры-длина и ширина(тут ясно, что более длинный и широкий голос даст более громкий звук, чем более короткий и узкий при той же ноте).
Вот видео от мастера Евгения Новикова, в котором частично затрагивается эта тема:

Материал голосовых планок

Следующий фактор, влияющий на звучание гармони, это материал, из которого изготовлены голосовые планки. Чаще всего применяются латунь и дюралюминий. Латунные планки, как правило, делаются цельными, то есть, все голоса каждой стороны резонатора наклёпываются на одну пластину. Кусковые встречаются гораздо реже, хотя тоже существуют(например, такие я поставил в свою первую гармонь). Планки из дюралюминия делаются, как цельными, так и кусковыми, когда каждая пара голосов(на сжим-расжим меха) клепается на отдельные маленькие пластины. Общепринято, что цельные планки звучат лучше и ярче, чем кусковые, и имеют более быстрый ответ голосов. Но здесь важно небольшое замечание: вышеназванное преимущество справедливо, если говорить об одинаково высоком качестве изготовления голосовой части(вполне возможна ситуация, когда хорошие дюралевые кусковые планки будут лучше плохих цельнолатунных). Также считается, что латунь звучит лучше. Научного объяснения этого факта я не знаю, но думаю, что дело здесь в том, что латунь имеет гораздо более высокую плотность(а, соответственно, и вес), что позволяет ей более эффективно гасить паразитные вибрации самой планки и дают работать голосу в полную силу. Хотя, из этого же предположения можно сделать вывод, что если голосовые планки надёжно закреплены на резонаторе, а сам резонатор-в корпусе гармони, то и дюраль, и латунь будут звучать одинаково…  Здесь, опять же, как и в случае с влиянием материала корпуса на звучание гармони, только с помощью эксперимента можно что-то доказать.

Залоги(проёмные клапаны)

Залоги или проёмные клапаны(ну, или, голосовая лайка). Залог, функцией которого является обеспечение подачи воздуха к голосу строго в одном направлении, тоже принимает самое непосредственное  участие в формировании звука гармони. Если он пересох, сморщился или не прилегает к голосовой планке плотно, надёжно перекрывая проём, то голос уже не будет выдавать тот звук, на который настроен изначально, помимо это, возрастёт и непроизводительный расход воздуха. Поэтому , например, приступая к настройке, любой мало-мальски грамотный мастер в первую очередь обращает внимание на состояние проёмных клапанов и, если требуется, приводит их в порядок(меняет, восстанавливает, переклеивает). И поэтому в подобной ситуации не стоит думать, что вас просто  разводят на деньги, предлагая ненужные услуги.

Материалы корпуса(резонаторы, деки)

Далее-о материале резонаторов и дек… Здесь, опять же, не всё однозначно. Теоретически считается, что деревянные резонаторы лучше пластиковых, но практика показывает, что далеко не каждый способен услышать отличия. Видео, конечно, не способно полноценно передать особенности звучания, но… слушайте сами(одна из этих гармоней-с пластиковыми резонаторами, а вторая-с деревянными).

Наверное это дело вкуса, но лично мне дерево ближе. И не только из-за звучания, но и как живой, разнообразный материал, достаточно простой в обработке. К тому же,  для изготовления пластикового резонатора нужно сложное оборудование, деревянный, же, может изготовить любой обладатель хотя бы небольшого опыта в столярном деле и пары инструментов.

Глубина воздушных камер резонаторов(расстояние от плоскости голосовой планки до задней стенки камеры) — здесь стараются добиться глубины, едва превышающей амплитуду колебания голоса(чтобы он не стучал о заднюю стенку камеры при максимальном давлении воздуха).

Про деку. Собственно, дека в общепринятом понимании в гармони таковой не является… По сути это просто площадка для крепления резонаторов с отверстиями для подачи воздуха к голосам и говорить о каком-то серьёзном влиянии её на звучание вряд ли стоит. Идеальный вариант здесь, наверное, дюралюминий(да-да, пинайте меня!), благодаря своим свойствам: прочнее древесины при гораздо меньшей толщине, не имеет склонности к растрескиванию и короблению. Недостатки тоже есть: сложнее в обработке и малая доступность. Единственное, что в деке может реально влиять на звучание, это размер и форма воздушных отверстий, так как именно через них выходит звук, который мы, собственно, и слышим. С размером понятно, но напрашивается вопрос: а при чём тут форма отверстий?  Поясню: если сравнить  два отверстия разной формы, одно круглое, диаметром 10 мм, а второе-квадратное, со стороной 10мм, то второе будет иметь площадь аж на четверть больше, а, соответственно, и пропускная способность его будет выше. Поэтому, воздушные отверстия квадратной формы предпочтительнее круглых, хотя и гораздо сложнее в изготовлении(круглые можно просто просверлить, квадратные же придётся фрезеровать или выпиливать лобзиком).

Про конструкцию корпуса. Здесь могу сказать лишь пару слов. Считается, что, чем плотнее размещены голоса в корпусе, тем звонче звучит гармонь(не проверял лично, но логика, вроде, есть). Это первое. И второе: облагораживает звук гармони такая конструктивная особенность,как  ломаная дека, поэтому её применение с целью улучшения звучания вполне уместно(хотя я знаю людей, которые категорически против неё).

Другие факторы

Совсем коротко о клапанах. Чем выше подъём клапана, тем больше «достаётся» воздуха голосам, соответственно, подъём клапана над декой при нажатии клавиши не должен быть слишком маленьким(как и слишком большим, иначе явный стук неизбежен).

Ну и само собой, немаловажным аспектом, влияющим на голос инструмента является качественная настройка. Но это настолько очевидно, что останавливаться на этом даже не буду.

Вот так я вижу основные факторы, оказывающие непосредственное и самое сильное влияние на звучание гармони.

Сергей Акимов

Смотрите также:

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.