О гармони-начинающим

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

Двухрядная хроматическая гармоника принадлежит к классу язычковых музыкальных инструментов. Источником звука в ней является плоский удлиненный металлический язычок, заключенный в металлическую рамку с прорезью и закрепленный на ней одним концом.

При прохождении потока воздуха через эту прорезь, язычок начинает колебаться с определенной частотой, производя звук, высота которого зависит от физических размеров язычка.

Благодаря паре таких язычков на каждой рамке(голосовой планке), гармонь издает одинаковый звук при сжиме и разжиме меха при нажатии одной клавиши. Существуют и гармони так называемого «русского строя». Они дают разный звук на сжим и разжим меха. Но в настоящее время распространены они очень мало.

Голосовая планка
Голосовая планка с проскакивающим металлическим язычком(в данном случае-кусковая)

Стандартная гармонь имеет по 25 кнопок(клавиш) в левой и правой клавиатуре. В правой клавиатуре(2 ряда кнопок) играется мелодия, в левой(3 ряда кнопок)- аккомпанемент.

При последовательном переборе всех клавиш правой клавиатуры начиная с третьей клавиши в первом от руки ряду(почему с третьей-разберемся позже) получаем последовательность звуков, образующих гамму «До-мажор»(если тональность гармони— «До») в трех октавах+первая нота 4-ой октавы. То есть, гармонь имеет диатонический звукоряд.

Теперь о том, почему мы начинали с третьей кнопки… Дело в том, что в гармони в верхнюю часть клавиатуры вынесены три кнопки-полутона(две в первом от руки ряду, одна-во втором). Они существенно расширяют исполнительские возможности гармони, без них некоторые мелодии сыграть было бы невозможно без значительных искажений.

Левая клавиатура, как уже упоминалось, имеет три ряда. В первых двух (от руки) снизу вверх чередуются басы и аккорды(в каждом из вертикальных рядов). Третий ряд-вспомогательный, в нем содержатся басы, уже присутствующие в двух других. Нужен он для удобства исполнения, чтобы кисть не делала больших скачков(часто бывает,ч то легче нажать клавишу во вспомогательном ряду, чем тянуться вверх или вниз). В первом ряду играются веселые, легкие наигрыши(мажорная тональность). Во втором-грустные, лирические(минорная тональность). Это, конечно, в грубом приближении, так как и в том, и в другом случае часто применяются заходы из одного ряда в другой и обратно.

Часто можно услышать вопрос «долго ли учиться играть на гармони?». Тут нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от того, какую цель вы себе ставите. Кому- то хочется выучить лишь несколько мелодий(это можно сделать за год и даже меньше), а кто-то «заболевает» гармонью на всю жизнь, не переставая совершенствоваться.

Также немаловажные факторы-наличие таланта, желания и свободного времени. Но, как бы то ни было, а я лично считаю вершиной мастерства умение с ходу правильно, без фальши, подыграть под песню, которую слышишь впервые. Но это не значит, что играть только лишь выученные мелодии плохо. Вовсе нет. Напротив, когда после долгих тренировок, вы, наконец, соедините в одно целое звуки левой и правой клавиатур и извлечете стройную мелодию из этого замечательного инструмента, вы испытаете ни с чем не сравнимое чувство гордости и удовлетворенности, и получите серьезный стимул для дальнейшего обучения.

Так берите же гармонь и играйте! Удачи!

Сергей Акимов

Читайте,также:
Тональность гармони

Добавить комментарий