Варианты устройства левой механики гармоней

DSCN2384
Предлагаю рассмотреть несколько вариантов конструкции левой механики, применяемой в гармони и родственных ей инструментах(баян, аккордеон), отличающихся по способу привода клапанов. Как правило, это довольно сложный и хитроумный механизм и от его функционирования зависит удобство игры и качество звучания инструмента.

Левая механика серийных заводских гармоней

Итак, вариант первый, наиболее массово применяемый как в серийных гармонях начального и среднего уровня,так и практически во всех кустарных инструментах. В данной системе поводки клапанов жёстко соединены(сваркой или клёпкой) с валиками и усилие от клавиш напрямую передаётся на клапана(нажимаем кнопку–валик поворачивается вокруг своей оси и поднимает клапан).

Первый
Способ привода клапанов левой механики,применяемый в недорогих фабричных гармонях

Устройство довольно простое, долговечное и надежное при условии качественного изготовления, но имеющее некоторые недостатки в сравнении с другими системами. Например, из–за размещения всех валиков и клапанов в одной плоскости, требуется много места на деке, чтоб всё уместить и в компактный корпус такую механику уже не поставишь. Другой недостаток–разная высота подъёма клапанов из–за разной длины их поводков(те, что закреплены на ближних валиках, будут подниматься меньше), а от высоты подъёма клапана зависит и громкость звучания голосов. По этой же причине трудно получить равномерное усилие нажатия кнопок(при одинаковой жёсткости пружин, клапана с более длинными поводками требуют большего усилия).

Левая механика нижегородской гармони мастера Конькова
Левая механика нижегородской гармони мастера Конькова

Левая механика заказных гармоней(по «баянному» принципу)

Следующий вариант, это левая механика, применяемая в заводских гармонях высокого класса и, гораздо реже, среди кустарей. Здесь, правда, следует сделать небольшое замечание: если говорить о баянах(и аккордеонах), то такая механика является в России стандартом даже для инструментов самого начального уровня, ибо применить первый вариант в баяне просто технически сложно, да и проблемы, присущие ему, здесь усугубляются из–за наличия хроматического звукоряда, а, соответственно, значительно большего количества валиков и клапанов. Но вернёмся к рассмотрению второго варианта устройства левой механики именно гармоней.

Способ привода клапанов левой механики баянов,гармоней и аккордеонов,применяемый в России

Суть его в том, что клапана установлены на деке (либо на отдельной оси, либо каждый клапан сам по себе имеет свою ось) и имеют совершенно одинаковую высоту подъёма и усилие прижима к деке. При этом, блок с валиками находится над клапанами, так сказать, на втором «этаже»,  и движение от валика к клапану передаётся через специальную сцепку, шарнирно соединяющую приводную стойку на валике и рычаг клапана. Такая конструкция,за счет системы рычагов позволяет получить очень лёгкую и комфортную по нажатию клавиатуру при «железной» компрессии. Не зря только такой вариант применяется в профессиональных инструментах. Слабое место такой системы это узел «стойка–сцепка–рычаг клапана». Со временем в нём неизбежно появляются люфты и, соответственно, усиливается шум от работы данного узла. Проблема решается грамотным подбором материалов, обеспечивающим наименьшее трение и износ в данном узле. Идеальный вариант здесь, если учитывать ещё и трудозатраты на изготовление–латунь в паре с латунью либо со сталью. Можно, конечно, заморочится с различными втулками или даже с микроподшипниками, но на практике проблема решается просто заменой сцепок со временем на больший диаметр, благо, что при грамотном изготовлении проблемы появляются только через годы интенсивной эксплуатации.

DSCN2397
Левая механика тульской заказной гармони

Левая механика без сцепок, распространённая за рубежом

Третий вариант устройства левой механики, насколько известно лично мне, у нас в России не применяется, но широко используется за рубежом в баянах и аккордеонах. Этот вариант является в какой-то степени родственным предыдущему варианту: блок клапанов также закреплён на деке, над ним, на «втором этаже», находится блок с валиками. Отличие в том,что клапана приводятся в движение не сцепками, а специальными стойками, вклёпанными(либо приваренными) в валики и загнутыми параллельно деке. От рычагов клапанов поверх блока с валиками выведены специальные «отводы», которые и нажимаются вышеупомянутыми стойками при надавливании кнопки. Сложно понять со слов, но, думаю, из схематической картинки всё будет ясно.

Способ привода клапанов,широко применяемый в европейских аккордеонах
6756564
Левая механика зарубежного аккордеона(узел привода клапана,описанный в статье,обведён красным)

Мне трудно говорить о достоинствах данной системы, так как сам я её никогда вживую не пробовал, но самое явное, в сравнении с предыдущим вариантом, это отсутствие сцепки, а, соответственно, меньшая предрасположенность к появлению люфтов. Сказать что-то большее затрудняюсь.

Механика диатонических аккордеонов(один клапан-один аккорд)

Четвёртый вариант механики, это то, о чём я писал в материале про диатонический аккордеон в сравнении с хромкой. Это самая простая, лёгкая по весу, надёжная и долговечная система, однако имеющая существенный недостаток-бледное звучание аккордов(подробности-по ссылке выше). Приводить схему особого смысла, думаю, нет(каждая кнопка открывает всего один клапан напрямую, без всяких ухищрений).

Механика мастера Мищенко

Есть и ещё один вариант, использовавшийся мастером Мищенко в своих гармонях(может и не только им, не знаю точно). Также,похожая система используется в елецкой рояльной гармони.

Левая механика гармони мастера Мищенко
Левая механика гармони мастера Мищенко
Левая механика гармони мастера Мищенко
Гармонь Мищенко. Узел привода клапанов крупным планом
Гармонь Мищенко. Узел привода клапанов крупным планом

Основное отличие её в том, что все стойки, из которых набираются аккорды(группы по три-четыре стойки), путём их изгиба выводятся в одну точку(вернее, линию) и нажимаются торцом толкателя, который в таком случае, не требует вклёпки усиков и плоской формы самого толкателя(это-о гармонях Мищенко, в елецких же-стойки аккордов нажимаются рычагами, идущими от клавиш, вращающихся на оси). Для большей ясности схема приведена с видом сверху.

Вот, пожалуй, и всё. Возможно, есть ещё и другие варианты конструкции левой механики гармоник, но перечисленные являются самыми ходовыми.

П.С. Проволочную механику не рассматриваю ввиду её полной неактуальности в настоящее время.

Сергей Акимов

Смотрите также:

Комментарии и отзывы:
  1. Хороший обзор Сергей. Только думаю, желательно показать на схемах положение пружин. Яснее будет для любого читающего работа кинематики.

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.