Варианты устройства правой механики гармоней

От чёткого функционирования правой клавиатуры гармони напрямую зависит качество исполнения музыкального произведения, даже в большей степени, чем от левой клавиатуры, поскольку правой рукой исполняется мелодия, и,  если какой-либо дефект левой клавиатуры может практически не сказываться на общем восприятии игры слушателем, то плохая работа клавиатуры мелодии сразу же заметна. Рассмотрим, какие на сегодняшний день существуют варианты устройства правого клавиатурного механизма, их достоинства и недостатки.

Заводская штампованная механика серийных гармоней

Самым простым вариантом, применяемым в дешёвых серийных инструментах, является механизм гармоней, типа Чайка, Шуйская, Тульская 301 и им подобных. Это штампованные рычаги, гнутые из листовой стали, вращающиеся на оси, закреплённой на деке. В цельнодеревянном грифе пропилены поперечные пазы, в которых перемещаются эти рычаги. На концах рычага припаяны металлические чашечки, в которых запрессованы клавиши(либо сами пластиковые клавиши посажены «на горячую» на специальные выступы на концах клавиш(как на гармони «Беларусь», например)).

Гармонь Чайка2(правый клавиатурный механизм)
Гармонь Чайка2(правый клавиатурный механизм

Данная конструкция проста в изготовлении(в заводских условиях, конечно), достаточно надёжна, поэтому применяется достаточно широко. Но, вместе с тем, имеет и некоторые недостатки, как объективные, так и те, что очевидны лишь для искушённого «пользователя». Например, рычаги, как правило, имеют малую жёсткость(пружинность, так сказать), из-за которой присутствует неприятное ощущение некой хлипкости всей конструкции(может для кого-то это и не критично, но лично мне это не нравится). Из недостатков также-невозможность использовать пространство под грифом для размещения клапанов, так как в этом месте находится узел крепления оси. Вследствие чего имеем увеличение размеров корпуса при всех прочих равных условиях.

Гриф с деревянными клавишами

Второй вариант-это традиционная деревянная клавиатура(с деревянным грифом и деревянными клавишами). По сравнению с первым вариантом, данная система имеет ряд преимуществ. Во-первых, жёсткость её заметно выше, за счёт чего она приятнее в использовании. Во-вторых, из-за более длинных плечиков пружин(размещённых в грифе), нажатие клавиш ощущается совершенно по-другому: говорят, «клавиши, как в масло утопают». В-третьих, ось клавиш также размещена внутри грифа, что даёт возможность использовать пространство под грифом для размещения клапанов(например, как в нижегородских или тульских заказных гармонях) и позволяет сделать гармонь в более компактном корпусе. Хотя в Любительских гармонях, например, пространство под грифом традиционно не используется(правда, эти гармони имеют довольно большой корпус и для них это совсем не беда).

Правая механика(Тульская "Заказная")
Правая механика(Тульская «Заказная»)
Гриф в разобранном виде
Гриф под деревянную клавиатуру в разобранном виде(фото Н.Писарцева)
Деревянные клавиши
Деревянные клавиши(фото Н.Писарцева)

Теперь о недостатках. Первое, что приходит в голову любому: древесина-живой, дышащий, материал, способный расширяться под действием повышенной влажности воздуха и смены температур, вследствие чего может произойти заклинивание деревянных клавиш в деревянных же пазах. Данная проблема, кажущаяся весьма серьёзной, успешно решается применением «правильной» древесины. Например, по моей информации, полученной от вполне компетентных людей, наилучшим вариантом считается клён радиального распила(когда плоскость раскроя проходит через сердцевину ствола дерева). Такая древесина наименее подвержена колебаниям формы при смене влажности и температуры. Также, как ни покажется странным, большое значение имеет качество сверления отверстия под ость в клавишах: все волокна древесины в стенках отверстия должны быть срезаны, а не замяты(а именно замятие волокон происходит при сверлении заострённой осью по месту, что часто применяется) иначе,  со временем,  волокна начнут распрямляться и клавишу, попросту, заклинит на оси(я сам с этим сталкивался и анализ ситуации привёл меня именно к такому выводу). Но идеальным вариантом здесь было бы применение втулок из латуни, либо полимерных материалов(капролона, например), что более трудоёмко, но, как мне кажется, оправданно для получения надёжно работающего в любых условиях механизма. Ещё из недостатков: пазы под клавиши, как правило, фрезеруются в цельном куске дерева с продольно расположенными волокнами, в результате чего есть риск коробления грифа из-за перераспределения внутренних напряжений. К тому же, каждая перегородка грифа получается с поперечно расположенными волокнами, из-за чего имеет низкую прочность и легко может отколоться при неаккуратной сборке либо ремонте(сам я решаю эту проблему, изготавливая гриф клееным, когда перегородки с продольным расположением волокон приклеиваются на основу).

В целом же,данный вариант конструкции левой клавиатуры, помимо комфортной игры, кажется мне наиболее эстетичным и удобным в изготовлении в условиях домашней мастерской.

Полый гриф с алюминиевыми рычагами

Третий вариант-это конструкция,аналогичная первому, но с некоторыми отличиями: рычаги здесь делаются из алюминиевого сплава, имеют приличную ширину и толщину(как следствие-хорошую жёсткость) и посажены на ось через латунные втулки, либо специальные скобы(опять же, латунные) с отверстиями для оси.

Дюралевые рычаги клавиатуры с латунными втулками и накладками(два варианта)
Дюралевые рычаги клавиатуры с латунными втулками и накладками(два варианта)
Дюралевые рычаги на оси в процессе установки
Дюралевые рычаги на оси в процессе установки
Тумбочки для крепления пуговиц(кнопок) клавиатуры
Тумбочки для крепления пуговиц(кнопок) клавиатуры

Гриф для такой, системы делается полым: деревянная коробка, прикрытая сверху накладкой с отверстиями под клавиши, внутри которой свободно расположены рычаги. Сами клавиши вкручиваются в специальные бобышки-тумбочки(из пластика или металла), крепящиеся на концах рычагов. Данная система, объединяя преимущества первого варианта и исключая недостатки второго, широко применяется за рубежом, в том числе-в диатонических аккордеонах, у нас же, в России, она чаще используется только в профессиональных инструментах(как баянах, так и гармонях).

Напоследок-замечательный видеоролик(слайд-шоу), показывающий процесс изготовления диатонического аккордеона итальянским мастером Паоло Гираудо.

Сергей Акимов

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.