Геннадий Заволокин и программа «Играй, гармонь!»

zawolokinНаверное не ошибусь, если скажу, что фамилия «Заволокин» известна даже людям, далеким от гармони. И действительно, невозможно не знать человека, который заставил всю страну достать из пыльных закромов, казалось бы, уже навсегда забытый и канувший в лету музыкальный инструмент, который услышать можно было всё реже и реже…

Геннадий Дмитриевич Заволокин родился 1948 году в поселке Парабель Томской области. Но через некоторое время вся семья переехала в Новосибирскую область в посёлок Сузун. По воспоминаниям Г.Заволокина, его родители(отец Дмитрий Захарович и мать Степанида Елизаровна) всегда пели, «умели творить музыку» и привили эту способность и своим детям.

Гармонь от дяди

Несмотря на то, что отец Геннадия Дмитриевича и сам был гармонистом, впервые он услышал и увидел гармонь не из его рук (Д.З.Заволокин вернулся с войны израненным и единственным со всей деревни, и уже не мог полноценно играть), а из рук своего дяди. Первый инструмент им двоим с братом Александром был подарен отцом за хорошую работу по хозяйству и играть на ней дозволялось, как поощрение за труд.

Вся жизнь-гармонь

Позже Геннадий Заволокин окончил Новосибирское музыкальное училище(после чего несколько лет играл на баяне в Сузунском народном хоре), а затем — Московский институт культуры. Мало кто знает, что помимо отличного владения гармонью и баяном, Геннадий Дмитриевич виртуозно играл ещё и на балалайке.

Но всю свою жизнь Заволокин не помнил и не представлял себя без гармони. Поначалу, это увлечение гармонью имело цель стать первым парнем на деревне, чтобы привлекать к себе всё внимание девчат, но потом, со временем, пришло ощущение, что для него это нечто гораздо большее.

Рождение телепередачи «Играй, гармонь!» и ансамбля «Частушка»

В 1985 году на телевидении была показана(хоть и в сокращенном виде) запись большого концерта гармонистов,собранных Заволокиным со всей страны(более 800 гармонистов играли в Новосибирском цирке) под названием «Играй,гармонь сибирская!», которую можно считать предвестником появления программы «Играй,гармонь!». Запись эта  очень понравилась кому-то «наверху», в Москве, и Заволокин получил возможность создать ту самую «Играй,гармонь!», первый выпуск которой вышел в эфир 7 февраля 1986 года и после которого его завалили тысячами писем с благодарностями и просьбами не бросать это дело. Многие гармонисты-свидетели тех событий-вспоминали впоследствии,что для них появление гармони на центральном телевидении явилось некоторым шоком (в хорошем смысле) и вселило большую надежду на возрождение инструмента. Для Г.Заволокина всё это стало настоящим откровением и он даже несколько растерялся и засомневался, сможет ли потянуть такую ношу, но отступать было не в его принципах, да и некуда…

В 1987 году, Г.Заволокин создаёт ансамбль «Частушка», который действует и поныне, проведя за эти годы тысячи концертов как в России, так и за границей, записав более 30 часов аудиозаписей и выпустив 15 компакт-дисков.

В результате своей деятельности по возрождению народного исскуства, в частности, гармони, в 1986 году, вместе с братом Александром, Геннадий Заволокин удостоен звания заслуженного артиста РСФСР, а в 1990 — получает Государственную премию России за концертные программы. В 1995 году Геннадию Дмитриевичу присвоено звание Народного артиста России.

Знакомство с Джимом Роджерсом

В начале 90-х годов, американский миллионер Джим Роджерс, случайно став свидетелем съёмок передачи «Играй,гармонь!» в Находке, был потрясён этим инструментом и назвал Заволокина «русским Элвисом Пресли». Впоследствии он приезжал к нему и на дачу в Новосибирск, а затем пригласил Заволокина в Америку на фестиваль кантри-музыки в штат Алабама. Потом Геннадий Дмитриевич с женой две недели гостили у Роджерса в Нью-Йорке.

«Играй, гармонь!» в эпоху перемен

Телепередача «Играй,гармонь!» за всё время своего существования пережила немало тяжелейших времён. В самые трудные и мрачные во всех смыслах 90-е годы, годы мракобесия и безоглядного преклонения перед западной культурой, передача не раз была на грани закрытия и признавалась бесперспективной, но благодаря настойчивости и упорству Заволокина, который в буквальном смысле на свои деньги создавал и выпускал в эфир новые выпуски, она и по сей день благополучно существует.

В настоящее время, после гибели отца в автомобильной катастрофе 8 июля 2001 года, его дело продолжают дети-Захар и Анастасия Заволокины. И практически неизменным спутником( и, наверное даже, символом) передачи стала гармонь Геннадия Дмитриевича, которая постоянно присутствует в каждом выпуске.

О гармони Г.Заволокина (работы Маврина и Маторина)

Гармонь эта была сделана на заказ замечательными тульскими мастерами Мавриным и Маториным в 1988 году. И относился к ней Заволокин, как к живому существу: по воспоминаниям дочери Анастасии,когда предшественница этой гармони была раздавлена неосторожным водителем во время выгрузки инструментов после концерта, все переживали, как о потере живого человека…

Новая гармонь была и в автомобиле Заволокина в ту самую роковую ночь, когда в него врезался пьяный водитель, но при этом ничуть не пострадала…
deti
Александр Устьянцев играет на гармони Геннадия Заволокина:

Умереть за народную культуру,если придётся

Наверное,стоит упомянуть один эпизод, который как нельзя лучше характеризует отношение Заволокина к народной культуре. Когда-то давно Геннадий Дмитриевич разговорился с таксистом-грузином, подвозившим его, о народном исскустве. Тот говорил:
-Не понимаю я вас, русских — ходите и доказываете друг другу, что народное искусство-самое лучшее… Вот у нас это все и так знают!
-А у нас не все!-ответил Заволокин,- И я буду это доказывать, даже если для этого придётся умереть!
Теперь-то мы знаем, насколько пророческими оказались его слова…

О сегодняшнем дне программы «Играй, гармонь!»…

Вместе с тем, к программе «Играй,гармонь любимая!» в сегодняшнем её виде хочется высказать ряд претензий… Захар! Анастасия! Ну будьте вы проще и естественней! Не надо этой напускной и, чаще всего, ненужной бравады! Честно, неудобно за людей(особенно, пожилых), которых заставляют кривляться на камеру… Захар, не умеешь плясать — не надо дурака валять! Лучше спой — у тебя это отлично получается…

И ещё… Ну дайте нормально послушать гармонистов! Без свиста и душераздирающих воплей, за которыми, порой, не разобрать ни единого звука гармони! Хотя, возможно, ваше поведение диктуется законами телевидения, которому требуется «шоу», но всё же программа-то о гармони…

Однако, не смотря на эти претензии, хочется пожелать передаче и её ведущим долгих лет и плодотворной работы. Будем надеяться, что она изменится к лучшему. И, хотя в последнее время появляются новые передачи о гармони(«Невская гармонь» Игоря Шипкова, например), но «Играй, гармонь!» по-прежнему остаётся самой главной и авторитетной.

В этом году исполнилось 10 лет со дня гибели Геннадия Заволокина в автомобильной катастрофе. Многое изменилось за эти годы в стране. Благодаря развитию интернета, который сейчас есть даже в дальних уголках страны, многие узнали, что гармонь-то ещё жива! И существует не только на телеэкране, но и в жизни.

Тем более, в последние годы наблюдается новый всплеск интереса к этому замечательному народному инструменту. Это можно видеть, хотя бы, по появлению на различных интернет-ресурсах большого количества любительских домашних съёмок гармонистов.

Будем надеяться, что интерес этот будет только расти, молодые ребята, желающие заняться музыкой, всё чаще будут смотреть именно в сторону гармони,а преподаватели музыкальных школ перестанут относиться к ней брезгливо и снисходительно.

Сергей Акимов

Смотрите также:

Комментарии и отзывы:

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.