Ливенская гармонь

Ливенская гармоника-одна из самых простых,как по доступности для музыканта,так и по конструкции,разновидностей гармоник.Точная дата её рождения неизвестна,но создана она была примерно в середине 19-го века в городе Ливны(отсюда и название),Орловской губернии,когда тульскими мастерами уже было налажено производство гармоник на основе образцов с немецким строем,имевших разный звук на сжим-расжим мехов.livenskaya-garmonЛивенские мастера внесли в свою гармонику ряд существенных изменений,по сравнению с тульскими,главным из которых явилось одинаковое звучание каждой клавиши на сжим и расжим мехов.
На её основе ,позже были  созданы такие образцы,как вятская и елецкая рояльная гармони,а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах.Ливенка воспета многими писателями и поэтами своего времени и часто упоминается в произведениях С.Есенина,Л.Толстого,Н.Лескова,И.Тургенева и других.

В правой клавиатуре ливенской гармоники было от 8 до 15 клавиш,расположенных в один ряд.Как уже упоминалось,звуки при смене движения меха на ливенке одинаковые. Делались эти гармоники обычно двухголосными, иногда — трехголосными. Характерно октавное звучание двух планок с медными голосами, причем верхняя планка имеет открытый звук (даже без наружной сетки), а звук нижней планки приглушен специальным устройством(наподобие ломаной деки,применяемой в современных баянах и некоторых гармонях), которое изменяет тембр звука (см. схему).Это дает специфическое звучание.
shema-livenki

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса ливенки: 1 — гриф, 2 — кнопки, 3 — клавиатурные клапаны, 4 — верхняя голосовая  планка, 5 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 6 — резонаторный канал (Cosotto), 7 — отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 8 — кожаная петля, скользящая по металлической скобке.

В левой клавиатуре (прямо на передней части корпуса) имелось 6 и более специальных «лапок»,которые отвечали за звучание басов и располагались очень близко друг к другу.Это делалось для того,чтобы можно было нажимать одним пальцем сразу 2-3 «лапки».

На задней части корпуса находились 2-3 клавиши,звучавшие во второй или первой малой октавах.Там же,но в верхней части корпуса,находилась ещё одна «лапка»-писчик,звучащая во второй октаве, и клапан «шестерик»,звучавший по разному на сжим и расжим).
Ливенская гармошка использовалась без плечевых ремней.Как и в Елецкой рояльной и Саратовской гармониках,на тыльной стороне грифа она имела кожанный ремешок для большого пальца правой руки.В левой части имелся узкий ремешок,охватывающий кисть левой руки.

Звукоряд ливенских гармоник различных мастеров был различен.Некоторые ливенки с 8-ю клавишами в правой клавиатуре имели диапазон от  ноты «соль» первой октавы,до ноты «Соль» второй октавы.Другие,с 12-ю клавишами-от ноты «до» первой октавы,до ноты «соль» второй октавы.
Вследствие малых размеров корпуса ливенской гармоники(примерно 25см в высоту и 8 см в ширину),мастерам пришлось увеличить объём меховой камеры за счёт увеличения числа борин(складок меха).У ливенки их может быть до 40 и гармонист может обмотаться мехами дважды вокруг пояса!Меха такой длины и придают ливенке такую самобытность и необычность.К тому же у неё очень оригинальное звучание басов,словно гармонисту аккомпанируют рожок,сопелка или жалейка.Это-заслуга специальной конструкции басового строя,включающего «хрипунчики»,»барабанчики»,»пискунчики».Все эти названия басов очень точно описывают их звучание.
Ливенская гармоника очень быстро завоевала популярность,благодаря своей дешевизне(а,следовательно,и доступности) и простоте конструкции.
ansambl-livenskie-garmoshki
В 1964 году сын Ивана Занина(одного из последних мастеров,делавших ливенскую гармонику) — Валентин решил организовать ансамбль «Ливенские гармошки».Инструменты для первого состава ансамбля он собирал по сёлам и деревням. Позже в с.Беломестном нашелся ливенский мастер Н. И. Нестеров со своим учеником К. Ф. Кудрявых. Они возобновили ремонт и настройку ливенок, а позже наладили и полный цикл производства этих гармоник,ставших базой для созданного ансамбля.
Ансамбль очень быстро стал популярен и в 1970 году он был впервые приглашён в Москву на телефестиваль народного творчества. А с 1975 года начались и выступления ансамбля в других странах.
Валентина Занина, в качестве руководителя, сменил Е. И. Москвин, а затем В. М. Демидов. В нынешнее время ансамбль не ведёт активной концертной деятельности… Но он по-прежнему существует, а вместе с ним существует и ливенская гармонь.
На гармонях-ливенках и сейчас играют гармонисты,такие как Павел Уханов,Геннадий Калмыков и другие.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.