Елецкая гармонь

Елецкая рояльная гармонь-это прямой предок современного аккордеона.Например,правая клавиатура елецкой двухрядной хроматической гармоники имела все звуки полной хроматической гаммы(диезы и бемоли).Левая представляла собой выносной гриф с клавишами басов и аккордами.Мастер настраивал готовый инструмент,ориентируясь на звучание гармони-образца,которая была у каждого мастера своя,поэтому звучали «роялки» разных мастеров по-разному,имея каждая свой неповторимый колорит.
В 50-х годах 19-го века на Орловщине была хорошо известна тульская детская гармошка,которой развлекалась молодёжь. По рассказам местных жителей, один крестьянин (А. П. Ильин), приехавший из села Ефремова Тульской губернии (в 50-км к северу от Ельца) и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, занялся кустарным промыслом в Ельце. Гармони его были лучше тульских массовых,поэтому приходили к нему заказчики и из города,и из пригородных деревень. Есть и другая версия,  в которой утверждается, что также в середине 19-го века несколько деревенских мастеров, знакомых с примитивной тульской пятиклапанкой,решили усовершенствовать её по своему вкусу.

На фото:Г.Васильев играет на Елецкой гармонике.

ElgarmonicaВ середине 60-х годов в окрестностях Ельца появляется местная модель гармоники — русянка с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. Играть на такой гармонике стало удобнее, хотя извлекаемые звуки при смене движения меха были разные. Вначале клавишей было 5, затем стало 7. На левой стороне (аккомпанемент) клапаны располагались следующим образом: 4 спереди, 2 сбоку и 2 сзади. К концу 70 — началу 80-х годов появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники. Правая сторона этой гармоники не отличалась от русянки, гриф и клавиатура были такой же конфигурации, но диапазон увеличился, стандарт клавиатуры установился в 11 клавиш, и звуки стали одинаковыми как на сжим, так и на разжим меха.
Голосовая часть правой стороны имела три голоса на каждую клавишу,звучащие в унисон в трёх разных октавах.Но могло быть и по-другому:два голоса-в одной октаве(в унисон,без разлива),и один-на октаву выше или ниже. В русянке по примеру тульских образцов планки были железные (иногда использовались старые из тульских гармоник с переклепкой заново голосов), голоса — из меди, на елецкой рояльной — планки медные с латунными голосами.Позднее применялись и стальные голоса.

Левая сторона инструмента обрела те характерные очертания, которые сохранились на этой гармонике многие годы: с двух сторон выносного грифа находились клавиатуры басо-аккордового готового аккомпанемента; на внешней клавиатуре помещались басы (4 клавиши), а на клавиатуре, занимавшей другую сторону грифа, — мажорные аккорды (тоже 4). Басы и аккорды были расположены не беспорядочно, а по кварто-квинтовому кругу, что получило одобрение исполнителей. Звуки левой клавиатуры отличались силой и полнотой (это создавалось трехголосным, а иногда и четырехголосным звучанием планок). Настраивались они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (двумя октавами выше основной).eletskaya-garmon

На более поздней модели елецкой рояльной мастера, сохраняя внешние установившиеся формы, по требованию исполнителей увеличили диапазон правой клавиатуры до 16 (15) клавиш, басов — до 6, а аккордов — до 7 (6+1); причем в ряду мажорных аккордов появился один минорный. Если на русянке ушко для большого пальца правой руки было неподвижным, то на елецкой рояльной оно стало крепиться на подвижной металлической планке — чтобы рука могла свободно двигаться по значительно увеличившемуся грифу. На левой стороне кистевой ремень закреплен наглухо вдоль ребра грифа.
С начала XX столетия последовали и дальнейшие усовершенствования, расширившие музыкальные возможности инструмента. К ряду белых основных клавиш, издающих звуки мажорной гаммы, был добавлен ряд черных клавиш («полутоны»). Получилась клавиатура органно-фортепианного типа (эта гармоника получила название елецкой рояльной двухрядной). На левой стороне произошло дальнейшее расширение аккомпанемента по кварто-квинтовому кругу, причем минорных аккордов стало столько же, сколько и мажорных. Появились гармоники и с рядом септаккордов, а затем перехд рядом басов стали делать второй ряд — вспомогательные басы, находящиеся в терцовом отношении к основным. Обычные размеры клавиатур двухрядных хроматических елецких рояльных гармоник — 32х23, 37х39, 39х46. Цифры указывают количество клавиш соответственно на правой и левой клавиатурах.
Таким образом, правая и левая клавиатуры этих гармоник прошли полностью весь путь реконструкции от простейшей до современной модели клавишного аккордеона и по праву могут
считаться его предшественникам. Этот инструмент был создан совершенно независимо от
аналогичных в то время попыток в других странах сделать гармоники с фортепианной клавиатурой (аккордеон-орган или флейтина), на которых играли одной правой рукой при горизонтальном положении инструмента, левая же рука двигала мех. В силу многих неудобств эти инструменты распространения не получили. На елецкой рояльной играли двумя руками, положение инструмента и рук соответствовало общепринятым. Эти гармоники до сих пор широко распространены в своей округе, несмотря на выпуск фабриками страны более совершенных инструментов. 

Елецкая двухрядная хроматическая гармоника

eletskaya_pered
При таком стремительном темпе усовершенствования и расширения клавиатур, создания системы басо-аккордового аккомпанемента и улучшения самой механики (примерно до 1909 — 1910 года аккорды делались «на прихлопках», а затем стала входить в практику валиковая заемная механика) звуковые качества елецких гармоник существенных изменений не претерпели: еще в 70-х годах она стала трехголосной (на медных планках и таких же голосах) и такой продолжала оставаться до появления крупных моделей начала нашего века, сохраняя ровное, не очень громкое звучание.eletskaya-diatonicheskaya-pravaya
Схема устройства правого полукорпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 — клавиатурные клапаны, 5 — планки с голосами, настроенными на октаву выше, 6 — основные голосовые планки, 7 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже (5 и 6 могут быть унисонными планками, планка 7 — на октаву ниже), 8 — металлическая подвижная планка, 9 — кожаная петля, закрепленная на подвижной планке
eletskaya-diatonicheskaya-levaya
Схема устройства левого полукорпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши басов; 3 — клавиши аккордов, 4 — клавиатурные клапаны басов и аккордов, 5 — левые сетки, басовые и аккордовые, 6 — голосовые планки басов (звучат в октаву), 7 — голосовые планки аккордов, 8 — левый кистевой ремень

Возможности хроматической двухрядной  елецкой гармоники в музыкальном и техническом отношении были значительными: на правой клавиатуре она имела все звуки полной хроматической гаммы, на левой — большой выбор готового аккомпанемента.По устройству правой голосовой части она отличалась от елецкой диатонической тем,что полутона(дополнительные клавиши) имели двухголосое звучание(видимо,из-за отсутствия места в корпусе для дополнительной планки). Мастера строили инструменты не по камертону. У каждого была гармоника, служившая эталоном для настройки; с нее копировался строй для новых образцов. Большие инструменты с фортепианной клавиатурой строили более тщательно, однако нередко можно было встретить гармоники, настроенные на полтона ниже (клавиша до соответствует си).

На правой клавиатуре играли четырьмя пальцами. Рука обхватывала гриф, а большой палец находился в ременном ушке за грифом и в игре не участвовал. На левой стороне четырьмя пальцами играли на клавишах басов, большим пальцем — на аккордах.Однако,некоторые гармонисты применяют в правой руке игру всеми пятью пальцами,заменив ременную петлю,в которую продевается большой палец,на ремень,охватывающий запястье,освободив таким образом большой палец для игры,как делает,например,Сергей Власов. Бывают инструменты, на левой стороне которых клавиатуры  расположены в ином порядке: наружная клавиатура — аккорды, а тыльная — басы. В этом нет ничего удивительного: гармоники делались кустарно,на заказ и, по-видимому, кто-то из заказчиков решил, что так ему будет удобнее играть. Хотя игра четырьмя пальцами и сковывала технические возможности гармонистов, их репертуар был обширен и разнообразен. На елецких гармониках играли сольно и в ансамблях, аккомпанировали хоровому пению.
Елецкие гармоники и в наше время распространены в Центральной России.

Читайте,также:
Кирилловская гармонь

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.