Н.И.Белобородов и его гармоника

Русский музыкант-самородок,тульский рабочий-красильщик(имел свою собственную красильню,которая,впрочем,не приносила больших доходов) Николай Иванович Белобородов(1828-1912гг),который с детства был страстным музыкантом-гармонистом и в течении всей своей жизни мечтал создать новую гармонику с хроматическим строем, жил в том самом доме в Туле,где в настоящее время действует мемориальный дом-музей его имени. beloborodov Именно в этом доме в 1878году(по другим данным-в 1871году) разрабатывалась  первая  хроматическая гармоника в России(многие исследователи считают,что она была ещё и первой в мире).И именно в этом доме Николай Иванович репетировал с двумя своими дочерьми,Софьей и Марией.  Таким образом,в 80-е годы девятнадцатого века сложилось первое трио хроматических гармоник.Гармоники эти были изготовлены по заказу Н.И.Белобородова знаменитым в то время мастером Леонтием Чулковым.

pervaya-hromkaВо время первых репетиций Николая Ивановича с дочерьми можно было часто наблюдать картину,как под окнами его особняка собирались жители Тулы,заслышав такие чарующие звуки этих хроматических гармоник и пытавшихся угадать,что же это за инструметы звучат,на чём играют?

В гармонике Белобородова(рис.1) правая клавиатура состояла из двух рядов.Двенадцать клавиш первого ряда,расположенных ближе к сетке,были похожи на черные клавиши фортепиано.Рабочие площадки тринадцати клавиш второго ряда имели квадратную форму.Гармонь эта,при нажатии одной и той же клавиши, издавала разные звуки при смене направления движения меха.На белых клавишах Белобородов сохранил звукоряд «русской гармоники».Клавиатура для левой руки(басовая) состояла из размещённых в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы,как и клавиши современных гармоней и баянов и,помимо басов, имела два-три мажорных аккорда и два минорных.Басы были двухголосые.В аккордах звучали по три язычка,наклёпанных на одной стороне голосовой планки.При участии Белобородова,впоследствии,тульскими мастерами было изготовлено 20 таких гармоник.

Из-за ограниченного аккомпанемента и разных звуков на сжим-разжим меха,гармонь эта была не очень удобной для одиночной игры(частая смена направления движения меха,затруднения в исполнении аккордов).Да Белобородов и не совершенствовал свои гармоники в этом направлении.Всё его внимание было приковано к улучшению их звука и тембра.Инструменты,изготовленные мастерами А.А.Глаголевым и Л.А.Чулковым в 70-80-х годах 19-го века,были трёхголосыми в современном понимании,и имели два голоса,звучащих в унисон и один-на октаву ниже.Они также имели переключаемые регистры,резонаторы особой конструкции с совершенно не типичным размещением голосовых планок,устройства,смягчающие звук,акустические камеры.Наработки,применённые в тех гармониках,лишь сравнительно недавно нашли широкое применение в современных профессиональных инструментах.Потому они и представляю такой большой интерес.

chulkov
Рис.2:Поперечный разрез гармони конструкции Л.А.Чулкова:
1-гриф с клавиатурой,2-основной ряд клавиш(белые),3-второй ряд клавиш(чёрные),5,6,7,8-основные голосовые планки,4,9-планки с голосами на октаву ниже,10-клапаны первого ряда клавиш,11-клапаны второго ряда клавиш,12-металлическая скоба,по которой скользила петля 13 для большого пальца правой руки(гармоники эти не имели плечевых ремней,и держались просто на коленях)

glagolev

Рис.3:Гармоника мастера А.А.Глаголева(поперечный разрез):1-гриф с клавиатурой,2-основной ряд клавиш,3-дополнительный ряд клавиш,4,5,8,9-голосове планки,звучащие  в унисон,6,7-голосовые планки,настроенные на октаву ниже,10-клапаны второго ряда,11-клапаны первого ряда,12,13-регистровые пластины,14-скоба,по которой перемещается петля 15 для большого пальца.


Николай Иванович является,также,создателем первого в мире оркестра хроматических гармоник(рис.4).
pervyi-orkestr-hromaticheskih-garmonikПоскольку участниками оркестра были простые рабочие оружейного,патронного заводов,люди бедные,он,будучи большим энтузиастом и любителем гармоники, на собственные деньги,вырученные от продажи своей красильни, заказал целую серию оркестровых гармоник разных тембров:от пикколо до контрабаса.
Одним из больших любителей послушать выступления этого оркестра был и Л.Н.Толстой.Белобородов имел дачу в Козловой засеке,по соседству с Ясной поляной,где и познакомился с великим писателем.Знакомство это,впоследствии, переросло в дружбу.Лев Николаевич часто приходил на концерты Белобородовского оркестра и даже давал некоторые советы по выбору репертуара.Первое публичное выступление оркестра Белобородова состоялось 22 февраля 1897 года в зале Дворянского собрания Тулы,после чего он систематически давал концерты в разных городах страны.

Рис.5:Оркестр В.П.Хегстрема
hagstrem orkestr
После распада оркестра Белобородова,один из учеников Николая Ивановича,Владимир Петрович Хегстрем создаёт свой оркестр хроматических гармоник(рис.5) и,чуть позже,при поддержке единомышлеников и оркестрантов,первое в России Общество любителей игры на хроматической гармонике.10 декабря 1907 года состоялось триумфальное выступление этого оркестра гармонистов в Москве.Это был первый случай,когда гармонь зазвучала в Московской консерватории и заявила о себе,как о полноценном инструменте.Афиша этого выступления до сих пор хранится в мемориальном доме-музее Белобородова в Туле.
Хегстрем,также,писал и произведения для гармоник.Одним из его произведений был марш «За славу гармоники»,ставший гимном общества гармонистов.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.