Саратовская гармоника

saratovskaya2Мастера Саратовской губернии начали делать подобные гармоники в 60-х годах 19-го века.Конструкция их была
разработана на основе русской «семиклапанки»,но в течение некоторого времени диапазон её расширился до 20 звуков(10 кнопок с разным звуком на сжим-разжим мехов).Концертные инструменты,впоследствии,имели до 12 кнопок.Звукоряд этих гармоник адаптировался для исполнения популярных местных частушек и напевов.      Постепенно,гармоника стала пятиголосой,что теперь является установившимся стандартом.Мех оснащался одной-двумя дополнительными рамками для прочности.Левая клавиатура имела четыре кнопки,вместо двух на «семиклапанке».

Самая характерная для Саратовской отличительная черта-наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса,которые звенели при нажиме крайних клавиш.Также,в левом  полукорпусе имелся воздушный клапан(вверху,под большой палец) для бесшумного спуска воздуха из мехов.Саратовские гармоники настраивались в разных тональностях в мажорном ладу.

Звукоряд саратовской гармоники
Звукоряд саратовской гармоники

Устройство саратовских гармоник довольно интересно.В стандартном пятиголосом инструменте голосовые планки располагались таким образом:основная планка и планка,настроенная на октаву ниже,стояли на резонаторе,имевшем выход в особый резонаторный канал,который придавал звуку характерный тембр.Планка,настроенная на октаву ниже основной,могла отключаться с помощью регистровой пластины по необходимости.Иногда возможность отключения делали и для основной планки.Три свистовые планки,настроенные на октаву выше основной,устанавливались прямо на деку.Из-за расположения клапанов в разных плоскостях их делали двойными,один клапан на каждом рычаге располагался снаружи деки,второй-в резонаторном канале.Таким образом,нажатие одной клавиши открывало сразу два клапана.Подобная конструкция в последствии получила название «ломаная дека» и в настоящее время широко применяется в профессиональных инструментах,как баянах и аккордеонах,так и в гармонях. Саратовские гармоники настраивались «в разлив»,что было их характерной чертой. 


saratovskaya-razrez

Поперечный разрез правого полукорпуса саратовской гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 —  клапаны, 5 — свистовые голосовые планки, 6 — основные голосовые планки, 7 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 8 — резонаторный канал, 9 — регистровая пластина, 10 — отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 11 — петля для большого пальца(плечевых ремней не было).

Печатных изданий для обучения игре на Саратовской гармонике в наше время очень мало(их практически нет).В издательстве «Композитор» в 2009г небольшим тиражом отпечатан сборник «Звучит гармонь саратовская…Традиционные наигрыши на саратовской гармонике». Автор — доцент кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской консерватории Алевтина Михайлова.Также существует редко встречающийся «Самоучитель игры на Саратовской гармонике» Е.М.Нахова,который практически невозможно найти в продаже.
Сейчас Саратовская гармоника по-прежнему любима народом.Стоит её услышать вживую хоть раз и вы вряд ли останетесь равнодушным  к её тембру,силе звучания и звону колокольчиков.Ограниченные возможности этого инструмента не помешали  местным гармонистам подобрать довольно большой репертуар:саратовские переборы в различных вариациях,народные песни,вальсы,польки.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.