Саратовская гармоника

saratovskaya2Мастера Саратовской губернии начали делать подобные гармоники в 60-х годах 19-го века.  Конструкция их была
разработана на основе русской «семиклапанки», но в течение некоторого времени диапазон её расширился до 20 звуков(10 кнопок с разным звуком на сжим-разжим мехов). Концертные инструменты, впоследствии, имели до 12 кнопок. Звукоряд этих гармоник адаптировался для исполнения популярных местных частушек и напевов. Постепенно гармонь стала пятиголосой, что теперь является установившимся стандартом. Мех оснащался одной-двумя дополнительными рамками для прочности. Левая клавиатура имела четыре кнопки, вместо двух на «семиклапанке».

Устройство и звукоряд саратовской гармоники

Самая характерная для Саратовской отличительная черта-наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса, которые звенели при нажиме крайних клавиш. Также, в левом  полукорпусе имелся воздушный клапан(вверху, под большой палец) для бесшумного спуска воздуха из мехов. Саратовские гармоники настраивались в разных тональностях в мажорном ладу.

Звукоряд саратовской гармоники
Звукоряд саратовской гармоники

Устройство саратовских гармоник довольно интересно. В стандартном пятиголосом инструменте голосовые планки располагались таким образом: основная планка и планка, настроенная на октаву ниже, стояли на резонаторе, имевшем выход в особый резонаторный канал, который придавал звуку характерный тембр. Планка, настроенная на октаву ниже основной, могла отключаться с помощью регистровой пластины по необходимости. Иногда возможность отключения делали и для основной планки.Три свистовые планки, настроенные на октаву выше основной, устанавливались прямо на деку. Из-за расположения клапанов в разных плоскостях их делали двойными, один клапан на каждом рычаге располагался снаружи деки, второй-в резонаторном канале. Таким образом, нажатие одной клавиши открывало сразу два клапана.

Подобная конструкция впоследствии получила название «ломаная дека» и в настоящее время широко применяется в профессиональных инструментах, как баянах и аккордеонах, так и в гармонях. Саратовские гармоники настраивались «в разлив».

saratovskaya-razrez
Поперечный разрез правого полукорпуса саратовской гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 —  клапаны, 5 — свистовые голосовые планки, 6 — основные голосовые планки, 7 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 8 — резонаторный канал, 9 — регистровая пластина, 10 — отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 11 — петля для большого пальца(плечевых ремней не было).

Самоучители и сегодняшний день саратовки

Печатных изданий для обучения игре на Саратовской гармонике в наше время очень мало(их практически нет). В издательстве «Композитор» в 2009г небольшим тиражом отпечатан сборник «Звучит гармонь саратовская… Традиционные наигрыши на саратовской гармонике».  Автор — доцент кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской консерватории Алевтина Михайлова. Также существует редко встречающийся «Самоучитель игры на Саратовской гармонике» Е.М.Нахова, который практически невозможно найти в продаже.

Сейчас Саратовская гармоника по-прежнему любима народом. Стоит её услышать вживую хоть раз и вы вряд ли останетесь равнодушным  к её тембру, силе звучания и звону колокольчиков. Ограниченные возможности этого инструмента не помешали  местным гармонистам подобрать довольно большой репертуар: саратовские переборы в различных вариациях, народные песни, вальсы, польки.

В настоящее время, изготовление саратовской гармоники возобновлено стараниями Олега Аристархова(победителя конкурса «Ремесленник года-2016»), создавшего мастерскую по её производству и собравшего дружный коллектив молодых мастеров, обученных этому делу на базе колледжа при СГТУ.

Традиционные наигрыши на саратовской гармонике в исполнении Михаила Тихонова. Звучат:

  • Краковяк
  • Златые горы
  • Страханка
  • Елецкого
  • Самарка

Рекомендую к просмотру:

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.