Петербургская гармоника(петроградка, минорка)

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

С конца 80-х годов в Петербурге стали распространяться двухрядные, а затем трех- и четырехрядные гармоники, получившие название петербургских. Формирование внешнего вида петербургской гармоники складывалось под влиянием заграничных образцов, которые поступали в Петербург в изрядном количестве.

Петербургская гармоника(петроградка)
Петербургская гармоника(петроградка)

Звукоряд петербургской гармоники

Расположение звуков в двухрядной петербургской гармонике такое же, как и в венской, но эти инструменты всегда делались только немецкого строя. К началу ХХ века были хорошо известны трех- и даже четырехрядные петербургские гармоники. Они имели распространение главным образом в Петербурге, Петербургской, Новгородской губерниях, в Прибалтике и северных районах, вплоть до Кольского полуострова.

Расположение нот трёхрядной гармоники-петроградки
Расположение нот трёхрядной гармоники-петроградки

Конструкция и отделка

Обращает на себя внимание вид инструментов: отделка граней и углов корпуса мельхиором, инкрустация перламутром сеток и углов с изображением бабочек, лир и другими рисунками.

Интересная деталь в конструкции этих гармоник: на левой стороне один ряд клапанов (из двух) располагался в углублении деки (как в современном резонаторном канале — ломаной деке); это делалось не столько для изменения тембра звука, сколько из экономии места при расположении резонаторов в корпусе.

Схема устройства (в разрезе) левой стороны корпуса трехрядной петербургской гармоники
Схема устройства (в разрезе) левой стороны корпуса трехрядной петербургской гармоники: 1 — гриф, 2 — первый ряд клавиш, 3 — второй ряд клавиш (клавиши басов и аккордов в каждом ряду шли через один, см. схему расположения звуков на клавиатурах, 4 — левая сетка, 5-голосовые планки аккордов, 6— голосовые планки басов, 7 — резонаторный канал (Casotto), 8 — воздушный клапан, 9 — нажимная продольная планка, 10 — левый
кистевой ремень

Петербургские гармоники отличались лучшей отделкой, формой и звуковыми качествами, чем венские; делали их главным образом кустари в своих надомных мастерских; они стоили дороже и не могли конкурировать по массовости с венками. Однако в первые три десятилетия ХХ века они пользовались большой популярностью, для них издавалось в тот период много самоучителей.

А.Мирек «Справочник по гармоникам»

Также существовала новгородско-тверская разновидность данной гармоники, имевшая русский строй, а не немецкий .

Все фотографии принадлежат их авторам.

Добавить комментарий