Вятская гармонь

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

vyatskaya-garmonikaВ 1840-х годах в Вятской губернии появляется довольно крупный центр, где производились гармони. Гармонный промысел здесь основал крестьянин из села Истобенского Орловского уезда Данила Нелюбин. Как и большинство крестьян, не имевших пахотных земель, семья Нелюбиных занималась бурлачеством. Отец Данилы служил на одной из купеческих барж и Данила плавал с ним на ярмарку в Нижний Новгород, где отец и купил ему первую гармонику(было ему тогда шестнадцать лет).

Знакомство Данилы Нелюбина с устройством гармоник и становление мастера

Гармошка эта сломалась через несколько дней(почему-то перестал звучать один из голосов). За помощью Данила обратился в лавку, где был куплен инструмент, и хозяин лавки, Аким Воронцов, починив сломанный голос, объяснил Даниле, как устроена гармонь и рассказал о способах устранения различных поломок и дефектов.

Данила, будучи очень любознательным и способным пареньком, схватил эту науку слёту и очень быстро прослыл неплохим мастером, занимаясь ремонтом инструментов по всей округе. Недостатка в клиентах у Данилы не было, так как, распространённые в то время тульские гармошки часто ломались.

Изготовление первой гармоники с голосовыми планками из латуни

Изучив на деле все детали гармоник, их назначение и устройство, Нелюбин в начале 1844 года приступил к самостоятельному  изготовлению инструментов. Сделать копию тульских голосовых планок Данила не смог, так как они изготавливались из толстого железного листа, сделать проёмы в котором было невозможно, не имея под рукой специализированных приспособлений. Голосовые планки в то время делались  с помощью двух кованных зажимов-шаблонов, имеющих сквозные проёмы(чтобы понять, как происходит этот процесс, посмотрите видео):

Голосовые проёмы в планке, зажатой между этими шаблонами, выбивались с помощью специального зубила-пробойника, имеющего ширину проёма. У Нелюбина не было таких средств, чтобы заказать кузнецу эти приспособления… Даже, если бы он знал о их существовании… Он просто выбил голосовые проёмы на обухе топора обыкновенным зубилом, использовав в качестве голосовых планок более тонкие латунные полосы. Вся последующая история развития гармони показала правильность такого решения, потому что латунные планки имели много преимуществ перед железными: они не ржавели, лучше переносили перепады температур, легче поддавались обработке, дольше сохраняли правильный строй. Но самое главное, латунные планки лучше звучали: инструмент с такими планками издавал более чистый и сильный звук.

Тульские мастера тоже стали использовать для изготовления планок медь, но только для дорогих штучных гармоней. В дальнейшем, когда вятский гармонный промысел получил широкое развитие, вятские мастера тоже стали использовать медные планки.

vyatskaya-v-razreze
Схема устройства правого полукорпуса вятской гармоники в разрезе:1-гриф,2-клавиши,3-сетка,4-клапаны,5,9-голосовые планки,настроенные на октаву выше,6,8-основные голосовые планки,7-голосовые планки,настроенные на октаву ниже,10-подвижная кожаная петля для большого пальца

Рост популярности вятской гармоники и первые мастера-последователи Нелюбина

На звучную и прочную вятскую гармонику люди стали смотреть уже не как на игрушку, в отличие от тульской гармошки, а как на полноценный музыкальный инструмент. Молодые парни отдавали предпочтение именно местным гармоням, даже несмотря на то, что они были значительно дороже тульских.

Делая свои гармоники, Данила  Нелюбин имел хороший доход и, опасаясь потерять его, никому не разглашал свои секреты. В то время по окрестным сёлам бродил мальчик-калека Иван Крылосов, имевший прозвище Иван Жоржа(за картавость). Часто заходил он и к Нелюбину и подолгу сидел у него, наблюдая за работой мастера. Тот не считал его за конкурента и временами, незаметно для себя, рассуждал вслух, тем самым ознакомив мальчика со многими подробностями своего мастерства. Спустя некоторое время, Иван Крылосов начал работать самостоятельно, став впоследствии знаменитым мастером. Крылосов и Нелюбин потом сами рассказывали эту историю и, несмотря на конкуренцию, стали давать советы и указания начинающим мастерам.

Новым промыслом занимались крестьяне в нескольких деревень Шалеговской волости. В деревне Новосёлы, под городом Орловым, производством гармоник занялся Степан Федотович Новосёлов, работавший с учениками. Его мастерская вскоре заняла лидирующие места по числу производимых гармоник.

В Вятском уезде промысел наладил крестьянин Семён Евсеевич Шельпяков из деревни Шельпяки, занимавшийся ранее изготовлением точёной деревянной посуды и умевший играть на скрипке.

В 1856 году гармоники начал делать и Иван Вараксин из деревни Вараксино. Его сыновья и внуки тоже стали известными мастерами. Таким образом, Вятский и Орловский уезды становятся центром гармонного промысла в Вятской губернии.

vyatskaya1

Усовершенствование вятской гармошки

Мастера продолжали совершенствовать свои инструменты. Например, начали производить гармони, имевшие одинаковый звук на сжим-расжим мехов, с сохранением строя натурального мажора. А чтобы сохранить широкий диапазон звучания инструмента, увеличили количество клавиш до двенадцати. Также претерпел изменения характер звучания: мастера стали делать двухголосые гармоники с настройкой «в розлив», что сделало звучание более сильным и красочным. Также, к этим планкам стали добавлять голоса, звучащие на октаву выше или ниже.

Вятские гармоники снабжались и регистровыми движками(до пяти штук), позволявшими менять окраску и силу звука, путём отключения или включения голосов в различных комбинациях.

Левая сторона гармоники практически не изменилась. Там звучал аккомпанемент бас-аккорд, добавился лишь подголосок-пискун. Позднее, уже в начале 20-го века, в верхней части левого полукорпуса делались два колокольчика, звеневших при нажиме специального рычажка. При смене направления движения меха, левая сторона звучала по разному: при расжиме звучал тонический-бас аккорд, при сжиме-доминантовый.

Особенности использования и ареал распространения

Использовалась вятская гармоника без плечевых ремней, как и большинство гармоник того времени. За грифом правой клавиатуры был небольшой ремешок под большой палец, который двигался вверх-вниз за кистью играющего. А левая часть имела ремень, охватывающий запястье.

Производство гармоник распространилось из Вятской губернии в Казань.Там производство наладили мастера-братья Половниковы, до 1883 года занимавшиеся промыслом в Вятской губернии, а потом перенёсшие производство в Казанскую губернию: ими была открыта гармонная мастерская в Казани. Именно здесь вятская гармоника превратилась в татарскую, которая распространена и в наше время.

Красивый, сочный, своеобразный звук вятской гармоники не оставил равнодушными и другие народы России: в частности, целая группа кавказских гармоник повторяет основные элементы вятской гармоники.

Вятская гармоника в исконном виде встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях и прилегающих территориях у старых гармонистов и в самодеятельности.

Добавить комментарий