Минорка русского строя — Новгородско-тверская разновидность петербургской гармоники

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

Cxlmq9LMuwcИсторически (в конце XIX – первой половине XX вв.) ареал бытования петербургской гармоники включал в себя  Северную Белоруссию,  Эстонию, Латгалию, Литву, Псковскую, Ленинградскую, Новгородскую и север Тверской области, запад Вологодской, Карелию,  то есть практически весь Восточнобалтийский регион. Вхождение этого региона  в состав Российской империи и  его географическая  близость к Петербургу обусловили культурный взаимообмен со столицей, что, в частности, способствовало распространению музыкального инструментария.

Зависимость названия петербургской гармоники от области бытования

В разных ареалах бытования петербургская гармоника фигурирует под разными названиями. Во Псковской области это «гармонь немецкого строя», в Прибалтике и Белоруссии – «Петроградка». На петербургскую гармонику могут распространяться обобщенные названия сменнотонных гармоник — «тальянка» и «трёхрядка».

Бытующая в восточной части ареала разновидность петербургской гармоники имеет местное название «минорка». Область её бытования – северная часть Новгородской и Тверской областей, восточная часть Ленинградской и запад Вологодской областей. Термином  «минорка», могут называться различные типы гармоник в разных регионах России (например, уральская минорка[1]) однако, применительно к разновидностям петербургской гармоники, это название бытует только в новгородско-тверском регионе.  Сам термин «минорка» по отношению к петербургской гармонике, по одной из версий, происходит от официального названия инструмента «Петербургская гармонь с минорами». Минорка может фигурировать и как «шестипарка» или «петроградка на 12 басов».

Новгородско-тверская минорка,как особое явление своего региона

В литературе, как правило, не выделяют новгородско-тверскую минорку русского строя, а упоминают её среди других разновидностей петербургской гармоники: полная\неполная, русского\немецкого строя, 12\16 басовая. Однако в этом случае инструмент характеризуется только по одному параметру, в то время как конструкция минорки и особенности её бытования в традиционной среде даёт устойчивое сочетание различных признаков, позволяющее увидеть этот инструмент в системе культурных взаимосвязей восточно-балтийского региона (её преемственность по отношению к различным тенденциям и процессам) и выделить минорку как особое явление в инструментальной культуре Северо- Запада России конца XIX – первой половины  XX ст.

Характерные отличия от петербургской гармоники

Новгородско-тверская минорка русского строя, в отличие от петербургской гармони немецкого строя, — инструмент преимущественно местного кустарного производства. Она несколько меньше петербургской гармони. Размеры и пропорции минорки могут сильно варьироваться (в отличие от петербургской гармони немецкого строя, которая имеет стандартизированные размеры меха обуславливающие общие пропорции инструмента[2]), однако большинство инструментов имеет характерную для петербургских гармоник форму, в поперечном сечении почти равностороннюю, преимущественно со скошенными углами. Орнаменты в её декоре могут быть выполнены несколько проще, чем на инструментах немецкого строя.

На более поздних образцах металлические детали могут быть выполнены из алюминия. Декор делается в технике инкрустации или металлических накладок (на инструментах петербургского производства в декоре используется мельхиор, именуемый мастерами «нойзильбер» или «польское серебро»). Деки минорки — венской системы (клапаны  утоплены в корпусе) закрыты резными сетками[3]. Мех – 18 борин, разделённых по 6 двумя перерамками, в отличие от петербургских гармоник имеющих 3 секции по 7 борин (всего 21).

Минорка имеет два характерных для петербургских гармоник грифа с расположенными с лицевой стороны лопаткообразными клавишами из прессованной кости, 28 клавиш расположены в три ряда (по 9 в крайних и 10 в среднем ряду) в правой клавиатуре и 12 (в два ряда по 6) в левой, в то время как петербургская гармоника имеет  37  клавиш (реже 34) правой клавиатуры, и 16  — левой[4].  С тыльной стороны левого грифа расположен «душник» — клапан для манипуляции объемом воздуха внутри меха.

Как и петербургская гармоника, минорка относится к сменнотонным гармоникам (все клавиши дают разные звуки на сжим и разжим).  Русский строй характеризуется звуками тонической группы (устои и тоническое трезвучие) на разжим и доминантовой (неустои и доминантовое трезвучие) на сжим; при немецком строе — наоборот.

c7o4A9pNKnw pVCzONJpTzk

Почему три ряда клавиш и почему-русский строй

На рубеже XIX – XX веков, в период формирования инструмента и вхождения его в исполнительскую практику музыкантов новгородско-тверского региона, предположительно здесь можно было наблюдать значительное разнообразие разновидностей петербургской минорки (двухрядные, четырёхрядные инструменты, русского и немецкого строя, а также авторские экспериментальные модификации) однако в первой половине XX столетия, наибольшее распространение получил трёхрядный инструмент русского строя, как, вероятно, наиболее удовлетворяющий потребностям местной музыкальной традиции.

Особенности звукоряда

Правая клавиатура минорки имеет 2,5 октавы звукоряда на диатонической основе, включая дополнительные хроматизмы. Три ряда клавиш правой клавиатуры имеют квартовое соотношение. В каждом ряду на разжим извлекаются устойчивые, а на сжим — неустойчивые ступени соответствующие тональности. Поскольку устойчивых ступеней в октаве 3, а неустойчивых — 4, соотношение между звуками извлекаемыми  одной клавишей на сжим и разжим, меняется по мере продвижения от нижнего регистра к верхнему. По этому признаку каждый ряд (за исключением дополнительных хроматизмов) можно разделить на три участка: а) с восходящей секундой (3 клавиши); б) с нисходящей секундой (4 клавиши); в) с нисходящей терцией (1-2 клавиши). Звуки клавиш правой клавиатуры с секундным соотношением   на сжим и розжим, образуют два отдела (верхний и нижний). Верхний отдел включает в себя 12 клавиш — по 4 из каждого ряда, основу нижнего отдела составляют 9 клавиш — по три из каждого ряда, с включением дополнительных. Каждый отдел позволяет извлекать 12 звуков диатонической последовательности. В верхнем отделе звуки одной клавиши расположены с понижением ступени на сжим, в нижнем — с повышением (у петербургской гармони немецкого строя наоборот — в верхнем с повышением, в нижнем с понижением на одну ступень звукоряда)[5].

  Левая клавиатура состоит из шести пар клавиш (басы и сопутствующие аккорды) в кварто-квинтовой последовательности. В первом ряду тоники и доминанты мажорных тональностей трёх рядов правой клавиатуры, во втором — соответствующие функции параллельных минорных тональностей.

Наличие групп звуков (отделов клавиатуры), каждая из которых организованна по одному принципу (восходящая или нисходящая секунда)  оказывает значительное влияние на формирования звукоряда наигрышей т.к. формирует специфику аппликатурно-игровой позиции исполнителя в дальнейшем реализуемую  в фактуре наигрышей (особенностях артикуляции и мелизматики).

Особенности игры на минорке

Играют на минорке преимущественно сидя, без использования плечевого ремня,  функцию которого (противодействие разжиму) выполняет  петля под большой палец правой руки. На некоторых инструментах эту функцию выполняет кистевой ремень для правой руки (помимо обычного левого кистевого ремня) либо специальный упор (мост) с тыльной стороны правого грифа (более распространённый в Вологодской области).

Движения меха и партия левой руки распределяются так, чтобы организовать безостановочное звукоизвлечение, стараясь максимально сократить момент смены меха[6]. Через некоторое время такой «раскачки» инструмента т.е поддержания динамики движения воздуха внутрь\наружу инструмента возникает компрессионно-динамический тонус (баланс), исполнители в таких случаях говорят «гармонь начинает дышать» или «гармонь заработала». После этого исполнение наигрыша только «поддерживается»  (по выражению Ю.Е. Бойко гармонь «играет сама»).

Играют на минорке преимущественно в верхнем отделе клавиатуры, задействуя при игре 10-12 клавиш, с периодическими включениями нескольких дополнительных[7]. Опытные  исполнители могут продублировать некоторые переборы в нижнем отделе или сыграть более схематизированную версию наигрыша.

Звукоряд верхнего отдела предоставляет возможность как ионийской, так и миксолидийской трактовки, в то время как нижнего  — только ионийской. При этом соответствующий бас трактуется либо как T-D, либо как T-S.

Показательно, что раскладка клавиатуры минорки русского строя без дополнительных клавиш с терцовым соотношением звуков на сжим и разжим полностью совпадает с клавиатурой  бологовки бытующей в этом же регионе, и резухи (псковской трёхрядной тальянки)[8]. Таким образом новгородско — тверская минорка русского строя обнаруживает преемственность к местным типам гармоник, как вполне успешная попытка адаптировать последние тенденции в гармонном промысле своего времени к реалиям исполнительской практики.

Организация звукоряда правой клавиатуры петербургской гармоники немецкого строя совпадает с трёхрядной венкой[9], в то время как организация левой имеет существенные отличия[10]. Можно сказать, что единообразие аппликатуры левой и правой руки для всех тональностей отличающее петроградку немецкого строя от венки, нашло своё воплощение также в минорке русского строя  явившись синтезом и ещё одним шагом адаптации городских инструментов к потребностям музыкальных традиций Северо-запада России[11].

 

  1. Правая клавиатура минорки

CzzAlPPsZEU

  1. Левая клавиатура Минорки

YLmQiv0B1V0

Основной репертуар

Основу репертуара минорки русского строя составляют местные формы наигрышей «под песни» (припевки), «под пляску» и их специфическая разновидность «под драку». На севере и востоке региона (Ленинградская и Вологодская области) доминируют плясовые формы,  на юге и западе — песенные. Помимо этого, на минорке исполняются  общерусские частушечные наигрыши («Цыганочка», «Семёновна», «Сербирьянка»).

[1]             Бойко Ю.Е.           Частушка Среднего Урала (напев и наигрыш). // Экспедиционные открытия последних лет. СПб, 1996

[2]             Берберов В.Х. Пецярбургскi гармонiк на Беларусi: рэгiён распаусюду i тэндэнцыi укаранення. Верагоднае паходжанне баяна пецярбургскай систэмы (Стэрлiгава)//Аутэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучення, успрымання. Зборнiк навуковых прац удзельнiкау VI Международнай навукова-практычнай канферэнцыи., Мiнск, БДУКМ 2012.  с. 222

[3]             на деке «немецкой системы» клапаны располагаются снаружи корпуса, как и на бологовке также бытующей в новгородско-тверском регионе.

[4]             левая клавиатура минорки, как и петербургской гармоники, образована по «немецкому типу» (когда клавиши выносятся на гриф), в то время как по «венской системе» левая клавиатура располагается непосредственно на корпусе, как например у хромки.

[5]     Интересно отметить, что традиционные гармонисты зачастую обозначают верхний регистр (с точки зрения звуковысотности) как нижний, с точки зрения его физического расположения в пространстве. Так,  при переходе в верхний регистр на хромке могут сказать:  «перейти на низ».

[6]             Движения меха могут быть такими  динамичными и точными, что совершенно не улавливаются на слух.

[7]             Например А 4 на розжим можно взять только в нижнем отделе клавиатуры

[8]             Резуха и Бологовка имеют отличия только в декоре и конструкции (например у Бологолки дека «венского типа», у Резухи «немецкого») и практически идентичны с точки зрения строя, звукоряда и организации клавиатуры.

[9]             Берберов В.Х. Пецярбургскi гармонiк на Беларусi: рэгiён распаусюду i тэндэнцыi укаранення. Верагоднае паходжанне баяна пецярбургскай систэмы (Стэрлигава)//Аутэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучення, успрымання. Зборнiк навуковых прац удзельнiкау VI Международнай навукова-практычнай канферэнцыи., Мiнск, БДУКМ 2012.  с. — 223.

[10]           В. Берберов отмечает удобство исполнения в ре-миноре на венке, и неудобство исполнения в этой тональности на петербургской гармони.

[11]                           Интересны наглядные изменения, внесённые миноркой в исполнительскую практику музыкантов новгороско-тверского региона  на примере записей «новгородской под песни» в исполнении В.И. Григорьева из п. Мошенское Новгородской области, исполняющего этот наигрыш последовательно на минорке и на бологовке.

Источник

Комментарии: 1
  1. Лариса

    А мне подружка принесла в прошлом году в Боровичах такую гармонь…она рассыпалась «в руках»…но!!! легкая Старушка была и …неожиданно ухватистая, с учетом не стандартных клавиатур слева и справа!…Я её разорвала безнадежно, кстати((((

Добавить комментарий