Музей русской гармоники А.Мирека

Гармонь… Или более точно-гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей истории и культуры. Именно здесь, в России, новый, язычковый, принцип звукоизвлечения стал основой для создания инструмента особого типа, который со временем воплотился в широкие ряды национальных, ансамблевых, оркестровых и сольных классических инструментов. И стал достоянием множества культур мира.

Альфред Мирек в своём музеее
Есть в Москве место, где бережно хранят, изучают и пропагандируют историю гармоники, начавшуюся ещё в 18-м веке. Место, куда может прийти каждый желающий и получить незабываемые впечатления от встречи с удивительным миром гармоники. Место, где можно не только многое увидеть, но и услышать. Где можно познакомиться с многими интересными людьми, которые преданно служат музыке. Это — Музей русской гармоники Альфреда Мирека.

Музей Мирека-крупнейший в мире музей гармоники

Понятия «музей» и «экскурсия» неотделимы друг от друга, и встреча очередной экскурсионной группы-одна из великого множества встреч, которые составляли, составляют и ещё составят суть и смысл работы этого, единственного в России, уникального музея. Подобных ему-всего четыре в мире. И он-самый крупный из них. В четырёх его залах собраны более двух тысяч экспонатов, фотографий, документов, раритетов разных эпох. И конечно-редкостные коллекции музыкальных инструментов, многие из которых вернулись к жизни после реставрации.

Наталья Вороненко, заведующая музеем Русской гармоники, кандидат педагогических наук: «Наш музей очень сильно отличается от своих «коллег» за рубежом тем, что мы работаем не только с музыкальными инструментами. В этом музее поднят весь пласт музыкальной культуры, связанный с гармоникой. Это и музыкальные мастера, это и уникальные документы, уникальные афиши, уникальные судьбы гармонистов. Всё это сплелось в единый клубок истории не только России, но и зарубежной истории. У нас есть целый зал, посвящённый истории гармоники за рубежом».

Музей уникален и тем, что создан, как частный и подарен столице интереснейшим человеком-доктором искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусств России, Альфредом Миреком, который более полувека собирал и изучал гармоники и огромный пласт материалов, связанный с историей и развитием этого инструмента в России и в мире.

Альфред Мирек: «Когда говорят «он коллекционер» и я «коллекцию собирал», это в корне неверно… Коллекционеры, вот, собирают монеты, марки, там:»сколько у тебя марок?»…»у меня-15″…»а у тебя есть марка Мексика такого-то года»…»нет»…» а у меня есть!». И… всё… Вот также, как один сейчас собрал 400 граммофонов… Он просто собирал граммофоны! Коллекция-это коллекция! Галерея Третьяковская-это галерея… А музей-это особый вид собранных вещей, в которых вы должны увидеть идею, потом-развитие процесса на всех участках и до сегодняшнего дня».

Музей гармоники-это не просто экскурсии но и живое участие!

Музей отличается и тем, что предлагает своим гостям не просто экскурсии, а настоящее взаимодействие, в котором есть место и музыке, и встрече с виртуозами гармони, весёлому плясу, и даже-дружескому чаепитию!

Наталья Вороненко: «Мы отошли от концепции «сухого» музея, где экскурсовод с указкой рассказывает монотонно об объекте. Наших зрителей встречает прекрасная народная музыка, выходят в народных костюмах артисты, ведут экскурсии, водят с детьми хороводы, делают детские праздники, дни рождения, тематические праздники, русские вечера… Гармоника живёт. Причём, у нас идёт уникальная работа со старинными инструментами. У нас в процессе экскурсии звучат не только записи, как играли старинные инструменты, но мы и воспроизводим это на живых экспонатах музея».

В первом зале музея начинается история язычковых инструментов. Поиск её истоков-от древней эоловой арфы, звучание которой здесь можно услышать, и экзотических восточных инструментов вылился, в конце концов, в создание обширной схемы-родословной язычковых инструментов, начиная с середины 18-го века. Её автор, профессор Мирек, протянул во времени взаимосвязи между почти двумя сотнями типов инструментов, проследил развитие конструкторской мысли и этапы возникновения каждого типа.

Схема-родословная язычковых инструментов А.Мирека
Эта схема нашла мировое признание и вошла в учебные пособия музыкальных учебных заведений многих стран (скачать ее в полном разрешении можно здесь).

Ф.Киршник и его прародительница гармони

А началось всё в России, в 1783 году, когда органный мастер Франтишек Киршник продемонстрировал в Санкт-Петербурге свой инструмент, напоминающий пианино, но построенный на новом принципе звукоизвлечения. Именно гармонике Киршника, именно в России, надлежало стать родоначальницей всех разновидностей гармоники.

garmonika-kirshnika
Альфред Мирек: «Теперь люди приезжают из-за рубежа(из 26-ти стран были)… Родина первой гармоники это Россия! Хотя везде(и у меня в первой диссертации) написано, что родина-Германия. «В 1821 году-сделана первая губная гармоника, в 1822-м — ручная…»  Нет!.. В 1783-м, то есть на 40 лет раньше, Киршник, мастер музыкальный, на Васильевском острове в Петербурге сделал первую гармонику. Я не сторонник того, что, вот, «Россия — родина слонов», понимаете… Но мы гордимся и проповедуем чужое и не знаем своё!.. Вот это недопустимо совершенно».

Экспозиция,посвящённая развитию кустарного производства гармоники в России

Экспозиция погружает нас в атмосферу развития кустарного производства гармоник в России во второй половине 19-го века, когда несколько семей тульских  оружейников на основе зарубежных образцов взялись за изготовление собственных разработок.

Первые гармонные фабрики Воронцовых, мастеров-самородков Чулковых дали мощный старт гармонному производству в России, обогатив его целым рядом изобретений, доживших до наших дней. Дороговизна сложного в изготовлении инструмента стимулировала развитие гармонного промысла в России и появление большой группы умельцев-самородков, которые со временем становились настоящими гармонными мастерами, чей статус подтверждало государство.

Уголок гармонного мастера-интереснейшая, наглядная часть экспозиции-подробно показывает всю сложность процесса изготовления и настройки такого непростого инструмента, как гармонь.

Отношение мастеров к своим детищам было очень ответственным. Гармоники любовно украшались в соответствии с художественными традициями места производства различными накладками и инкрустациями. А знаменитые мастера ставили на инструменты личное клеймо. После смерти мастера штамп-клеймо обычно уничтожался или, даже, уходил с мастером в могилу. Поэтому, представленная в экспозиции коллекция клейм знаменитых мастеров, попросту, бесценна.
Клеймо мастера гармонных дел В.Г.Купцова

Расцвет гармонного производства в России конца 19-го века

К концу 19-го века Россия переживает расцвет гармонного производства. Возникают первые крупные гармонные фабрики и связанные с ними торговые дома и магазины.

Продукция тульской фабрики Киселёвых, например, двух- и трёхрядные гармоники «венки», быстро завоевала российский рынок и получила мировое признание на выставке в Париже. Гармоники Киселёвых звучали долгие десятилетия и после закрытия фабрики в революционные годы.

Торговые дома Мюллера, Циммермана и других способствовали не только распространению гармоник по России, но и формированию связанной с этим музыкальной культуры, росту исполнительского мастерства.

Гармонь фабрики Циммермана

Центр зала-уникальная коллекция русских гармоник

Уникальная коллекция старинных русских гармоник, центр экспозиции зала, даёт хорошее представление о развитии гармонного производства в России 19-го, начала 20-го веков, которое имело выраженный региональный характер. Почти в каждом крупном регионе России была своя, неповторимая, модель гармоники. И их названия живы до сих пор: Тульская, СаратовскаяЛивенскаяЕлецкая, Вологодская, Смоленская, Нижегородская, Новоржевская и другие.

Производились и, как сейчас принято говорить, эксклюзивные модели. Например, ножные басы.

Записи гармониста Петра Невского и первые баяны

В музее, также, можно послушать записи знаменитого Петра Невского, который, первым из гармонистов, записал свою игру ещё в 1898 году. Благодаря этому музыканту, гармонь из народной шагнула в профессиональную музыкальную среду и была прославлена в крупных европейских городах. Был открыт путь к созданию первых гармонных оркестров. Первым стал оркестр под управлением Н.И.Белобородова, получивший мировую известность. А оркестр В.П.Хегстрема выступал даже на сцене Московской консерватории.

Рост интереса к концертным возможностям гармони повлёк её дальнейшее совершенствование. В 1907году петербургский мастер Пётр Стерлигов создал сложную пятирядную гармонику, которой дал название «баян». Этот первый русский концертный инструмент, способный исполнять полифоническую музыку-настоящая гордость экспозиции музея гармоники.

В начале 20-го века гармоники и баяны уже вызывали интерес в серьёзных музыкальных кругах. О дальнейшем совершенствовании исполнительского мастерства, выдающихся его представителях, большой экспериментальной работе российских мастеров и создании целого ряда уникальных инструментов, рассказывает экспозиция второго зала музея Мирека. Как и везде, здесь тоже есть свои раритеты, отражающие развитие гармонной культуры в России.

Баян Стерлигова(первый баян)
Оркестровые баяны мастеров Стерлигова и Косорукова, например, можно не только увидеть. Система озвучивания в музее позволяет услышать голоса этих уникальных инструментов.

В экспозиции представлены баяны,так называемой, «московской» системы, отражающей процесс массового производства этих инструментов российской промышленностью. Среди них выделяется своей формой и богатыми украшениями баян мастера Синицына, изготовленный им специально для аккомпанирования жене, артистке оперетты.

Павел Гвоздёв с баяном своей конструкции

На баяне собственной системы играл известнейший в 30-е годы исполнитель классических произведений Павел Гвоздёв. В экспозиции представлена афиша его Ленинградского концерта 1935-го года. Этот концерт недавно был воспроизведён московскими музыкантами на сцене второго зала музея гармоники. Подобные музыкальные праздники-важная и органичная часть музейной работы.

Знаменитые аккордеоны

Первые аккордеоны зарубежного производства появились в нашей стране ещё в 20-е годы прошлого столетия. И вскоре заняли достойное место в популярных джаз-оркестрах. А с 1935-го года выпуск аккордеонов начала и советская промышленность.

В экспозиции представлен один из первых образцов ленинградской фабрики «Красный партизан», принадлежавший известному аккордеонисту Юрию Шахнову, который научился играть и завоевал популярность на фронтах Великой Отечественной Войны.

Гармоника была боевой подругой наших бойцов.Наиболее распространённой была гармоника «венка». В экспозиции музея представлен немецкий аккордеон, подобранный нашими бойцами во время битвы под Москвой. Бойцы освоили этот инструмент, дошли с ним до Берлина и именно этот аккордеон участвовал в концерте, посвящённом краху фашистской Германии, на котором выступала Лидия Русланова, пела свои знаменитые «Валенки» и аккомпанировали ей 100 различных гармошек, среди которых был и этот аккордеон. Впоследствии, он был подарен Туркиным Тимофеем Андриановичем жителям города Ташкент.

Баян в послевоенные годы

В послевоенные годы популярность оркестровых язычковых инструментов, особенно-баянов, в СССР стала огромной. Появился специальный репертуар для баяна, включавший вариации классики, обработки народных мелодий. Появилось немало искусных исполнителей баянистов, память о которых отражена в витринах музея гармоники.

Елецкая гармоника(хроматическая)

Российские баяны системы «Русь» и, особенно, «Юпитер» прославили русскую баянную школу за рубежом. На инструментах российского производства играли и играют лучшие баянисты мира.

Исполнители на гармониках

Виртуозные, необычные и даже эксцентричные исполнители на гармониках появились ещё на заре 20-го века. Это были и солисты и семейные коллективы, вроде династии Стрыгиных или цирковой русской лапотной труппы Юровых, использовавших в своих выступлениях, помимо различных видов гармоник, такие эксцентрические инструменты, как пилу и точило.

А такие мастера-конструкторы, как Алексей Тульский и Батищев завоёвывали титул «человек-оркестр», поражая публику одновременной игрой не только на нескольких инструментах, но ещё и на сложных музыкальных конструкциях.

Гармоники и аккордеоны-инструменты, любимые во многих странах мира. Их звучание нередко становится своеобразной визитной карточкой той или иной страны: аккордеон напоминает о Франции или Италии, тирольская гармошка-об Австрии, губная гармошка-о Германии и США.

Экспозиция четвёртого зала музея гармоники А.Мирека рассказывает о зарубежной гармонной культуре, её особенностях и достижениях, начиная с такого европейского инструмента,как фисгармония.

Гордость экспозиции-подлинный инструмент французского мастера Дибена, сделанный ещё в 1832 году, подобного которому нет ни в одном музыкальном музее мира.

Добрая музейная традиция-чаепитие в четвёртом зале. Любят её все, без исключения, посетители. Но это не банальная гастрономическая процедура. Процесс организован так, что приятное сочетается с полезным: рассказом о различных музыкальных инструментах с демонстрацией их голосов.

Зал,посвящённый А.Миреку

Есть в музее зал, который никак нельзя обойти вниманием. И повествование о музее было бы неполным и неправильным без рассказа о его создателе и хранителе.

Альфред Мартинович Мирек. Человек, жизнь и творчество которого достойны отдельного большого рассказа. Перечень его регалий, званий, достижений, география и библиография его научных и творческих изысканий, круг друзей и многое-многое другое поражает воображение.

Удостоенный ордена «Живая легенда», он и впрямь человек легендарной судьбы, которая вместила светлое детство и трагическую судьбу отца, лагеря, радость научных открытий, многолетний подвижнический труд по поиску раритетов русской гармонной культуры, признание коллег и друзей, десятки научных работ, пронзительную публицистику патриота, обширную педагогическую и общественную деятельность и, конечно же, безграничную любовь к национальной музыкальной культуре России, ярким выразителем которой является гармонь.

Более полувека в биографии Альфреда Мирека посвящено созданию уникальной коллекции гармоник и, в конечном итоге, созданию музея, о котором идёт рассказ. Не всё было гладко на этом пути, но упорство и целеустремлённость, помощь друзей, таких, как Юрий Никулин, Любовь Соколова, Игорь Бриль и других, следование лучшим традициям благотворительности и усилия Галины Ведерниковой, директора Музея истории Москвы, чьим филиалом является сегодня Музей русской гармоники, достигли цели. И с 2001 года москвичи и гости столицы смогли стать гостями этого уникального места.

Трёхрядная гармоника бр.Киселёвых


Музеем разработано несколько экскурсионных программ для различных возрастных групп и интересов: обзорные, тематические, костюмированные экскурсии, семейные и календарно праздничные программы, музыкальный дивертисмент и чаепитие, программы для иностранцев.

Здешние экскурсоводы(они же-научные сотрудники) никак не соответствуют привычному стереотипу. Это, скорее, радушные хозяева, приглашающие гостей к чему-то очень интересному. Они не только рассказчики, но ещё и прекрасные, известные в стране музыканты. И когда они собираются вместе, получается замечательный музейный оркестр.

Самая яркая и масштабная страница деятельности музея-Международный фестиваль «Гармоника-душа России». Он проводится ежегодно в последнюю неделю октября и собирает лучших отечественных и зарубежных исполнителей на концертах в Центральном доме работников искусств и на сцене Музея русской гармоники. Заключительный концерт и награждение победителей проходят в Концертном зале имени Чайковского. Фестиваль собирает гармонистов, баянистов, аккордеонистов со всей страны. Разные пласты, разные культуры встречаются на одной сцене. И тогда разворачивается многокрасочная панорама исполнительского мастерства, в котором соревнуются и зрелые и совсем юные музыканты. И звучат искромётные мелодии, заставляющие радоваться жизни, и приходит ясное понимание того, что история гармоники продолжается.

Одну из книг этого замечательного исследователя гармоники можно скачать здесь: «Справочник по гармоникам»

Музей русской гармоники Альфреда Мирека
Телефон: 251-6730
Адрес: 101000, Москва, ул. 2-ая Тверская-Ямская, 18
Проезд: Ст. м. «Маяковская»

Читайте,также:
О саратовской гармонике и не только…

Рекомендую к просмотру:

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.