Музей русской гармоники А.Мирека

Гармонь…Или более точно-гармоника.Один из самых популярных в России музыкальных инструментов,неотделимый от нашей истории и культуры.Именно здесь,в России,новый,язычковый,принцип звукоизвлечения стал основой для создания инструмента особого типа,который со временем воплотился в широкие ряды национальных,ансамблевых,оркестровых и сольных классических инструментов.И стал достоянием множества культур мира.Есть в Москве место,где бережно хранят,изучают и пропагандируют историю гармоники,начавшуюся ещё в 18-м веке.Место,куда может прийти каждый желающий и получить незабываемые впечатления от встречи с удивительным миром гармоники.Место,где можно не только многое увидеть,но и услышать.Где можно познакомиться с многими интересными людьми,которые преданно служат музыке.Это — Музей русской гармоники Альфреда Мирека.mirek
Понятия «музей» и «экскурсия» неотделимы друг от друга,и встреча очередной экскурсионной группы-одна из великого множества встреч,которые составляли,составляют и ещё составят суть и смысл работы этого,единственного в России,уникального музея.Подобных ему-всего четыре в мире.И он-самый крупный из них.В четырёх его залах собраны более двух тысяч экспонатов,фотографий,документов,раритетов разных эпох.И конечно-редкостные коллекции музыкальных инструментов,многие из которых вернулись к жизни после реставрации.
Наталья Вороненко,заведующая музеем Русской гармоники,кандидат педагогических наук: «Наш музей очень сильно отличается от своих «коллег» за рубежом тем,что мы работаем не только с музыкальными инструментами.В этом музее поднят весь пласт музыкальной культуры,связанный с гармоникой.Это и музыкальные мастера,это и уникальные документы,уникальные афиши,уникальные судьбы гармонистов.Всё это сплелось в единый клубок истории не только России,но и зарубежной истории. У нас есть целый зал, посвящённый истории гармоники за рубежом».

Музей уникален и тем,что создан,как частный и подарен столице интереснейшим человеком-доктором искусствоведения,профессором,заслуженным деятелем искусств России,Альфредом Миреком,который более полувека собирал и изучал гармоники и огромный пласт материалов,связанный с историей и развитием этого инструмента в России и в мире.
Альфред Мирек: «Когда говорят «он коллекционер» и я «коллекцию собирал»,это в корне неверно…Коллекционеры,вот,собирают монеты,марки там:»сколько у тебя марок?»…»у меня-15″…»а у тебя есть марка Мексика такого-то года»…»нет»…» а у меня есть!».И… всё… Вот также,как один сейчас собрал 400 граммофонов…Он просто собирал граммофоны!Коллекция-это коллекция!Галерея Третьяковская-это галерея…А музей-это особый вид собранных вещей,в которых вы должны увидеть идею,потом-развитие процесса на всех участках и до сегодняшнего дня».

Музей отличается и тем,что предлагает своим гостям не просто экскурсии,а настоящее взаимодействие,в котором есть место и музыке,и встрече с виртуозами гармони,весёлому плясу,и даже-дружескому чаепитию!
Наталья Вороненко:»Мы отошли от концепции «сухого» музея,где экскурсовод с указкой рассказывает монотонно об объекте.Наших зрителей встречает прекрасная народная музыка,выходят в народных костюмах артисты,ведут экскурсии,водят с детьми хороводы,делают детские праздники,дни рождения,тематические праздники,русские вечера…Гармоника живёт.Причём,у нас идёт уникальная работа со старинными инструментами.У нас в процессе экскурсии звучат не только записи,как играли старинные инструменты,но мы и воспроизводим это на живых экспонатах музея».
В первом зале музея начинается история язычковых инструментов.Поиск её истоков-от древней эоловой арфы,звучание которой здесь можно услышать,и экзотических восточных инструментов вылился,в конце концов,в создание обширной схемы-родословной язычковых инструметов,начиная с середины 18-го века.Её автор,профессор Мирек,протянул во времени взаимосвязи между,пости,двуми сотнями типов инструментов,проследил развитие конструкторской мысли и этапы возникновения каждого типа.shema-garmonikЭта схема нашла мировое признание и вошла в учебные пособия музыкальных учебных заведений многих стран (скачать ее в полном разрешении можно здесь).
А началось всё в России,в 1783 году,когда органный мастер Франтишек Киршник продемонстрировал в Санкт-Петербурге свой инструмент,напоминающий пианино,но построенный на новом принципе звукоизвлечения.Именно гармонике Киршника,именно в России, надлежало стать родоначальницей всех разновидностей гармоники.garmonika-kirshnika
Альфред Мирек: «Теперь люди приезжают из-за рубежа(из 26-ти стран были)…Родина первой гармоники это Россия!Хотя везде(и у меня в первой диссертации) написано,что родина-Германия.В 1821 году-сделана первая губная гармоника,в 1822-м — ручная… Нет!..В 1780-м,то есть на 40 лет раньше,Киршник,мастер музыкальный,на Васильевском острове в Петербурге сделал первую гармонику.Я не сторонник того,что,вот,»Россия — родина слонов»,понимаете…Но мы гордимся и проповедуем чужое и не знаем своё!.. Вот это недопустимо совершенно».
Экспозиция погружает нас в атмосферу развития кустарного производства гармоник в России во второй половине 19-го века,когда несколько семей тульских  оружейников на основе зарубежных образцов взялись за изготовление собственных разработок.Первые гармонные фабрики Воронцовых,мастеров-самородков Чулковых дали мощный старт гармонному производству в России,обогатив его целым рядом изобретений,доживших до наших дней.Дороговизна сложного в изготовлении инструмента стимулировала развитие гармонного промысла в России и появление большой группы умельцев-самородков,которые со временем становились настоящими гармонными мастерами,чей статус подтверждало государство.
Уголок гармонного мастера-интереснейшая,наглядная часть экспозиции-подробно показывает всю сложность процесса изготовления и настройки такого непростого инструмента,как гармонь.

Отношение мастеров к своим детищам было очень ответственным.Гармоники любовно украшались в соответствии с художественными традициями места производства различными накладками и инкрустациями.А знаменитые мастера ставили на инструменты личное клеймо.После смерти мастера штамп-клеймо обычно уничтожался или,даже,уходил с мастером в могилу.Поэтому,представленная в экспозиции коллекция клейм знаменитых мастеров,попросту,бесценна. kleimoК концу 19-го века Россия переживает расцвет гармонного производства.Возникают первые крупные гармонные фабрики и связанные с ними торговые дома и магазины.Продукция тульской фабрики Киселёвых,например,двух- и трёхрядные гармоники «венки»,быстро завоевала российский рынок и получила мировое признание на выставке в Париже.Гармоники Киселёвых звучали долгие десятилетия и после закрытия фабрики в революционные годы.Торговые дома Мюллера,Циммермана и других способствовали не только распространению гармоник по России,но и формированию связанной с этим музыкальной культуры,росту исполнительского мастерства.venka-cimmerman
Уникальная коллекция старинных русских гармоник,центр экспозиции зала,даёт хорошее представление о развитии гармонного производства в России 19-го,начала 20-го веков,которое имело выраженный региональный характер.Почти в каждом крупном регионе России была своя,неповторимая,модель гармоники.И их названия живы до сих пор: Тульская,Саратовская,Ливенская ,Елецкая ,Вологодская,Смоленская,Нижегородская,Новоржевская и другие.
Производились и,как сейчас принято говорить,эксклюзивные модели.Например,ножные басы. В музее,также можно послушать записи знаменитого Петра Невского,который,первым из гармонистов,записал свою игру ещё в 1898 году.Благодаря этому музыканту,гармонь из народной шагнула в профессиональную музыкальную среду и была прославлена в крупных европейских городах.Был открыт путь к созданию первых гармонных оркестров.Первым стал оркестр под управлением Н.И.Белобородова,получивший мировую известность.А оркестр В.П.Хегстрема выступал даже на сцене Московской консерватории.
Рост интереса к концертным возможностям гармони повлёк её дальнейшее совершенствование.В 1907году петербургский мастер Пётр Стерлигов создал сложную пятирядную гармонику,которой дал название «баян».Этот первый русский концертный инструмент,способный исполнять полифоническую музыку-настоящая гордость экспозиции музея гармоники.
В начале 20-го века гармоники и баяны уже вызывали интерес в серьёзных музыкальных кругах.О дальнейшем совершенствовании исполнительского мастерства,выдающихся его представителях,большой экспериментальной работе российских мастеров и создании целого ряда уникальных инструментов,рассказывает экспозиция второго зала музея Мирека.Как и везде,здесь тоже есть свои раритеты,отражающие развитие гармонной культуры в России.bayan-sterligovaОркестровые баяны мастеров Стерлигова и Косорукова,например,можно не только увидеть.Система озвучивания в музее позволяет услышать голоса этих уникальных инструментов.
В экспозиции представлены баяны,так называемой,»московской» системы,отражающей процесс массового производства этих инструментов российской промышленностью.Среди них выделяется своей формой и богатыми украшениями баян мастера Синицына,изготовленный им специально для аккомпанирования жене,артистке оперетты.pavel-gvozdev
На баяне собственной системы играл известнейший в 30-е годы исполнитель классических произведений Павел Гвоздёв.В экспозиции представлена афиша его Ленинградского концерта 1935-го года.Этот концерт недавно был воспроизведён московскими музыкантами на сцене второго зала музея гармоники.Подобные музыкальные праздники-важная и органичная часть музейной работы.
Первые аккордеоны зарубежного производства появились в нашей стране ещё в 20-е годы прошлого столетия.И вскоре заняли достойное место в популярных джаз-оркестрах.А с 1935-го года выпуск аккордеонов начала и советская промышленность.В экспозиции представлен один из первых образцов ленинградской фабрики «Красный партизан»,принадлежавший известному аккордеонисту Юрию Шахнову, который научился играть и завоевал популярность на фронтах Великой Отечественной Войны.Гармоника была боевой подругой наших бойцов.Наиболее распространённой была гармоника «венка».В экспозиции узея представлен немецкий аккордеон,подобранный нашими бойцами во время битвы под Москвой.Бойцы освоили этот инструмент,дошли с ним до Берлина и именно этот аккордеон учавствовал в концерте,посвящённом краху фашистской Германии,на котором выступала Лидия Русланова,пела свои знаменитые «Валенки» и аккомпанировали ей 100 различных гармошек,среди которых был и этот аккордеон.Впоследствии,он был подарен Туркиным Тимофеем Андриановичем жителям города Ташкент.
В послевоенные годы популярность оркестровых язычковых инструментов,особенно-баянов, в СССР стала огромной.Появился специальный репертуар для баяна,включавший вариации классики,обработки народных мелодий.Появилось немало искусных исполнителей баянистов,память о которых отражена в витринах музея гармоники.eletskaya
Российские баяны системы «Русь» и,особенно,»Юпитер» прославили русскую баянную школу за рубежом.На инструментах российского производства играли и играют лучшие баянисты мира.
Виртуозные,необычные и даже эксцентричные исполнители на гармониках появились ещё на заре 20-го века.Это были и солисты и семейные коллективы,вроде династии Стрыгиных или цирковой русской лапотной труппы Юровых,использовавших в своих выступлениях,помимо различных видов гармоник,такие эксцентрические инструменты,как пилу и точило.А такие мастера-конструкторы,как Алексей Тульский и Батищев завоёвывали титул «человек-оркестр»,поражая публику одновременной игрой не только на нескольких инструметах,но ещё и на сложных музыкальных конструкциях.
Гармоники и аккордеоны-инструменты,любимые во многих странах мира.Их звучание нередко становится своеобразной визитной карточкой той или иной страны.Аккордеон напоминает о Франции или Италии,тирольская гармошка-об Австрии,губная гармошка-о Германии и США.Экспозиция четвёртого зала музея гармоники А.Мирека рассказывает о зарубежной гармонной культуре,её особенностях и достижениях,начиная с такого европейского инструмента,как фисгармония.
Гордость экспозиции-подлинный инструмент французского мастера Дибена,сделанный ещё в 1832 году,подобного которому нет ни в одном музыкальном музее мира.
Добрая музейная традиция-чаепитие в четвёртом зале.Любят её все,без исключения,посетители.Но это не банальная гастрономическая процедура.Процесс организован так,что приятное сочетается с полезным:рассказом о различных музыкальных инструментах с демонстрацией их голосов.

Альфред Мирек

Есть в музее зал,который никак нельзя обойти вниманием.И повествование о музее было бы неполным и неправильным без рассказа о его создателе и хранителе.Альфред Мартинович Мирек.Человек,жизнь и творчество которого,достойны отдельного большого рассказа.Перечень его регалий,званий,достижений,география и библиография его научных и творческих изысканий,круг друзей и многое-многое другое поражает воображение.Удостоенный ордена «Живая легенда»,он и впрямь человек легендарной судьбы,которая вместила светлое детство и трагическую судьбу отца,сталинские лагеря,радость научных открытий,многолетний подвижнический труд по поиску раритетов русской гармонной культуры,признание коллег и друзей,десятки научных работ,пронзительную публицистику патриота,обширную педагогическую и общественную деятельность и,конечно же,безграничную любовь к национальной музыкальной культуре России,ярким выразителем которой является гармонь.

Более полувека в биографии Альфреда Мирека посвящено созданию уникальной коллекции гармоник и,в конечном итоге,созданию музея,о котором идёт рассказ.Не всё было гладко на этом пути,но упорство и целеустремлённость,помощь друзей,таких,как Юрий Никулин,Любовь Соколова,Игорь Бриль и других,следование лучшим традициям благотворительности и усилия Галины Ведерниковой,директора Музея истории Москвы,чьим филиалом является сегодня Музей русской гармоники,достигли цели.И с 2001 года москвичи и гости столицы,смогли стать гостями этого уникального места.garmonika-kiselyovyh

Музеем разработано несколько экскурсионных программ для различных возрастных групп и интересов:обзорные,тематические,костюмированные экскурсии,семейные и календарно праздничные программы,музыкальный дивертисмент и чаепитие,программы для иностранцев.
Здешние экскурсоводы(они же-научные сотрудники) никак не соответствуют привычному стереотипу.Это,скорее,радушные хозяева,приглашающие гостей к чему-то очень интересному.Они не только рассказчики,но ещё и прекрасные,известные в стране музыканты.И когда они собираются вместе,получается замечательный музейный оркестр.
Самая яркая и масштабная страница деятельности музея-Международный фестиваль «Гармоника-душа России».Он проводится ежегодно в последнюю неделю октября и собирает лучших отечественных и зарубежных исполнителей на концертах в Центральном доме работников искусств и на сцене Музея русской гармоники.Заключительный концерт и награждение победителей проходят в Концертном зале имени Чайковского.Фестиваль собирает гармонистов,баянистов,аккордеонистов со всей страны.Разные пласты,разные культуры встречаются на одной сцене.И тогда разворачивается многокрасочная панорама исполнительского мастерства,в котором соревнуются и зрелые и совсем юные музыканты.И звучат искромётные мелодии,заставляющие радоваться жизни,и приходит ясное понимание того,что история гармоники продолжается.
Одну из книг этого замечательного исследователя гармоники можно скачать здесь: «Справочник по гармоникам»

Музей русской гармоники Альфреда Мирека
Телефон: 251-6730
Адрес: 101000, Москва, ул. 2-ая Тверская-Ямская, 18
Проезд: Ст. м. «Маяковская»

Читайте,также:
О саратовской гармонике и не только…

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.