О саратовской гармонике и не только…

Гармонь-инструмент праздничный.Когда на душе невесело,брать её в руки-всё равно,что решиться на грех.На грех по отношению к одному из самых удалых музыкальных спутников     человека.Пока российский народ томился в оковах крепостничества,гармонь была инструментом высшего света,страшно далёким от крестьянских масс:на нём играли барышни,старательно выводившие мелодию на инструменте,который был изобретён в России для узких и профессиональных  нужд  настройщиков органов.Его создал чех Франтишек Киршник,органных дел мастер,трудившийся при царском дворе.Гармоника,представленная публике в 1783 году,мало походила на современную,но общим был ключевой принцип звукоизвлечения гармони-при помощи колебаний металлического язычка под воздействием потока воздуха,щипков,нажатий или ударов.Гармоника Киршника была гармоникой дворянских салонов.Барышни,освоившие клавикорты и другие клавишные инструменты, с лёгкостью осваивали гармонику Киршника,потому что там была такая же клавиатура органно-фортепианного типа(это был настольный инструмент,одной рукой играли,другой подавался мех).

garmonika-kirshnika
Гармоника Киршника

Этот салонный инструмент чешского настройщика органов не получил развития,а потому многие считают,что российская гармонь ведёт родословную от двух западноевропейских инструментов:первый-губная гармошка Кристиана Бушмана-появился на свет в начале 1820-х в Берлине,а второй-аккордеон Киррила Демиана-был запатентован в Вене в конце 1820-х годов.Заслуга немца в том,что добавил в конструкцию губной гармошки воздушный резервуар или-меха.Австриец, же,разделил корпус инструмента на две половины,соединённые этими мехами,с клавиатурами для правой и левой руки.Внутри этих половин и прятались те самые металлические язычки,которые появились впервые  в России,при царском дворе.
В 1830 году известный тульский оружейник,мастер Иван Сизов,увидев на ярмарке удивительный заморский музыкальный инструмент,настолько вдохновился им,что не пожалел 40 рублей ассигнациями(это большая сумма по тем временам) и купил гармонику.Затем он,как опытный мастер,разобрался в её конструкции,изготовил свою гармонь,сделал несколько гармоней для своих близких и потом даже начал их продавать.Дело пошло так успешно,что на будущий год уже вся округа на Масленичной неделе пела и плясала не под балалайку,а под гармонику.
В народе гармонь окончательно вытеснила с музыкального олимпа балалайку лишь после того,как фактическое рабство было отменено в 1861 году.Крепостным было не до радостей и развесёлых песен.Они и музыкально страдали.Свобода расширила границы музыкального веселья:во второй половине 19-го века,когда всё больше уходили в прошлое протяжные народные песни, входили в практику плясовые наигрыши,задорные частушки.Именно этому характеру песенного материала отвечали возможности гармоники,в частности, саратовской гармоники.Голосистая,задорная,звонкая, она была специально сконструирована с расчётом на игру весёлых,праздничных,залихватских  мелодий.

livenka
Ливенка
petr-tekuchev
Мастер Пётр Текучев

К началу двадцатого века саратовская гармоника уже приобретает тот вид,к которому мы сейчас привыкли.Это-тёмного цвета полированный корпус,это-металлические,чаще всего-мельхиоровые,накладки,меха,обклеенные сатином или даже бархатом,очень дорогой лайковой тонкой кожей.С правой стороны от 8 до 12-ти клавиш,с левой сторны-3-4 клавиши,которые управляли басами и,в том числе,две кнопки,благодаря которым и звучат знаменитые колокольца саратовской гармошки.Если у тульской гармони все клавиши с рычагами наружи,то у саратовской они полностью спрятаны в гриф,и только маленькие металлические клавиши доступны исполнителю.Это требует от исполнителя гораздо более тонкой мелкой техники.С другой стороны,эта гармошка гораздо более прочная.
Над изготовлением гармони умельцы,подчас,работали целый год.Подбирали древесину,чаще всего-липу или ель,сушили её,как говаривали,»до звонкости»,с ювелирной точностью вытачивали металлические язычки.Мастер,создавая гармонь,приспосабливал возможности инструмента к характеру народной музыки,популярной в конкретной местности.Так,первая из многочисленных видов российских гармоней-тульская-в первозданном виде никак не подходила для аккомпанемента песням,что пелись в окрестностях Тулы.Тогда мастера начали экспериментировать с тональностями,чтобы гармонь и голоса певцов звучали в унисон.Потому-то Россия и переполнена разновидностями гармоней.Они отличаются музыкальным строем и внутренним содержанием.В Европе же,инструменты непохожи,разве что,по форме:у них разная отделка (материалы и декор).Российские гармони так сильно разнятся,что виртуоз,владеющий,например,елецкой рояльной гармонью,будет испытывать трудности при игре на примитивной ливенке или же-на особой,саратовской,гармошке.
Гармонистами становились чаще всего те люди,которые от природы были наделены какими-то музыкальными способностями.Как правило,они самостоятельно обучались этому мастерству и если понимали,что это их музыкальный инструмент,то развивали свои способности,очень часто играя на праздниках,на свадьбах,придумывая очень часто и свои мелодии,не только повторяя какие-то известные песни,плясовые и частушки.
Денег у простого люда всегда было мало,а желания играть на гармони и петь под гармонь-много.Поэтому мастера не чурались делать инструменты и конвеерным методом,когда один человек отвечал только за одну конкретную операцию.Получалось быстро,достаточно качественно и при этом-недорого.
В некоторых областях гармонь была не только духовной,выразительницей чувств,но и самой ,что ни на есть,материальной.Знаменитые ливенские гармони родились в Орловской губернии, были одними из самых примитивных по конструкции,и самых дешёвых в производстве.Их голосом восхищались в унисон Тургенев и Лев Толстой.Есенин пропел им оду в стихах.Но больше всего их любили женихи:обращением с ливенкой они давали понять невесте,мила она сердцу или нет.Свататься ходили с гармонью,причём,обязательно с новой.В народе приговаривали:»новая девушка-новая ливенка».Если сватовство проходило удачно,жених начинал радостно растягивать меха,а если девушка отказала или просто пришлась не по сердцу,то жених бросал свою гармонь у порога невестиного дома,разбивая её вдребезги.
Кроме того,народный «сборник» мелодий для гармони (не только для саратовской) включал две важные части: «к ней» и «от неё».Идёш на свидание-играешь «к ней»,возвращаешься-играешь «от неё».
Гармонь за полтора столетия крестьянской свободы стала на селе своей.Но,новый век может приговорить её к смерти:даже в Саратове,где инструмент всегда был любим и популярен,от былого всевластного царства гармони остались,лишь, музыкальные островки.В настоящее время остался в Саратове только один мастер,который может изготовить саратовскую гармонику.Процесс её изготовления занимает около полугода.А когда существовал в Саратове цех,где выпускали серийно концертные гармоники,выпускалось за год около 200 гармоник. Пётр Текучев,мастер по изготовлению саратовских гармоник:
«Я поступил на работу учеником в 1947 году.Тогда была такая организация-артель «Музыка».Было там человек 12-13.Концертные гармони делали по операциям… А чтобы хорошее звучание было,мастер должен делать один.Инструмент как живой.Он дышит,он говорит…Многое можно сказать об этом инструменте…»
Очень печально,но свои позиции легендарная саратовская гармоника-инструмент с колокольчиками и сочным звуком,под который пела на фронте Лидия Русланова,утрачивает…Виной тому-время,что питается другими мелодиями,люди,что готовы отказаться от переборов удалого гармониста,и образ жизни,где всё спланировано и нет места экспромту.Гармонь,ведь,живёт импровизацией.И эта игра сродни волшебству,когда не нужно знать нот:мастерство рук и тонкость души создадут чудо залихватской гармонью и без неприкасаемого и скучного нотного текста.

Статья написана на основе материалов из программы «Сферы» ТВ-канала «Культура».

Чиатайте,также:
Елецкая рояльная.Спасти и сохранить.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.