Гармонь и современная музыка

Затрону этой маленькой статьёй очень болезненную для себя тему…
По моим наблюдениям,гармонь в последние годы очень медленно,но довольно уверенно,возрождается из забытья.Появляется всё больше молодых талантливых гармонистов,как самоучек,так и выпускников различных учебных заведений;в интернет пространстве зарождается интерес  к записям гармонистов(ещё пару лет назад на том же YouTube роликов с гармонистами было раз-два и обчёлся);люди просят ноты,задают различные вопросы,касающиеся обучения игре и так далее… russkaya-plyaskaЭто всё,конечно,очень хорошо… Но… Что я стал замечать всё чаще? Существует некая тенденция,которую можно выразить такими словами: «так,ребята,давайте выкидывайте из головы эту народную музыку,гармонь надо популяризировать,а вы тут х…ней страдаете!».То есть,вроде как,предлагают играть на гармони «умопомрачительную» современную музыку(попсу,короче говоря),от которой все будут тащиться.Конечно! Это же такая экзотика-рок на гармони!…

Молодёжь,желающая научиться играть на гармони,брезгливо морщится от музыки,предлагаемой для обучения  в самоучителях (а это,в большинстве своём,именно народная музыка(ну хорошо-авторские обработки её)).Зато с благоговением смотрят на Игоря Растеряева… Нет,я ничего не имею против этого,безусловно,талантливого актёра.Но у меня всё время вертится в голове вопрос: зачем ему гармонь???

Так вот что я хотел бы спросить по этому поводу: а что вы,господа-товарищи,идущие в ногу со временем, знаете о народной музыке,чтобы предлагать отречься от неё? И как,вообще,может существовать гармонь в отрыве от народной культуры? Что у нас  останется из того,что позволяет нам осознавать свою национальную самодостаточность,если мы будем с такой лёгкостью отрекаться от своей национальной культуры,от своего вчерашнего дня??? Одни понты,а за душой-ничего… Как можно брать в руки гармонь,не испытывая вообще ни малейшего желания играть традиционную для этого инструмента музыку? Что,тогда вас,вообще,заставляет играть на этом инструменте? Да вы послушайте, хоть раз,игру тех же Вологодских гармонистов,например! Вслушайтесь в эти ритмы,игру на басах,работу мехом,лихие переборы!Это вам не игра по нотной записи,где расписана каждая пауза и каждая длительность!.. Неужели не цепляет??? Да разве можно это забывать??? Это же бездонная кладезь,которую ещё изучать и изучать!Не зря Алексей Мехнецов в группе «Вологодская гармонь»(«ВКонтакте») обещал отдать свою Кирилловскую гармонь тому,кто повторит игру Киршина В.В.»Под пляску»(послушать можно в «Традиционных наигрышах на Кирилловской гармони»).Музыка эта,более,чем достойна сохранения.Это нужно перенимать и передавать из поколения в поколение,а не призывать «забыть,как страшный сон»(цитата с одного форума)!

Популяризировать надо не гармонь,а нашу национальную культуру С ПОМОЩЬЮ ГАРМОНИ! Причём,я говорю об истинно народной культуре,а не о попсе,маскирующейся под неё (типа всяких «Золотых колец» и прочих «Белых дней»).Вот какова истинная задача гармониста в наше время,а не перекладывать бездушную и бессмысленную музыку на и без того ограниченный звукоряд.
Нет,не подумайте,что я призываю не играть на гармони ничего из современной музыки.В ней тоже существует много достойных произведений для исполнения на гармони.Но не надо делать из этого самоцель.Сыграть можно всё,что угодно.Вопрос,только-зачем это делать на гармони?
А насчёт популяризации гармони… Да если кто-то желает,чтоб под неё, отрешившись от всего,тупо трясли головами и другими конечностями на манер современных танцев,то пусть она,лучше,сгинет и я не пророню ни слезинки…

Смотрите также:

Гармонь и современная музыка: 2 комментария

  1. Здравствуйте Сергей.Растеряев играет ипоет не только свои но и старинные казачи песни.А Константин Иванин очень подробно и понятно учит играть на гармони .Вы спрашиваете «Зачем Растеряеву гармонь?» А зачем она Вам?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.