Золотые правила для начинающих обучение игре на гармони

Для начала хочу сказать,что эти правила-для начинающих, и я их никому не навязываю и не заставляю их безукоризненно исполнять,но,прежде чем игнорировать их,помните: они основаны на моем личном опыте самостоятельного обучения игре на гармони и помогут вам избежать многих проблем и закрепления неправильных навыков (переучиваться потом,ох, как тяжело!Знаю по себе…). lyubitelskaya
А начинал я, не имея в своем распоряжении ни самоучителей(они появились у меня гораздо позже), ни наставников.Только дедушка-гармонист помог мне немного.Почему немного? Потому что живет он далеко и видимся мы не часто.Но, именно благодаря ему,еще до появления у меня осознанного интереса к этому замечательному инструменту, я получил некоторые базовые навыки для дальнейшего обучения  игре на гармони (такие,как соединение левой и правой рук и ведение меха).Поэтому я и решил написать  правила для начинающих гармонистов,призванные несколько облегчить им задачу.
Я не считаю этот список совершенно законченным и абсолютно верным,но вы можете что-то добавить от себя в комментариях и я внесу эти изменения в статью,если посчитаю их полезными.


Итак,приступим:

-С самого начала обучения учиться использовать, как минимум,4 пальца в правой руке и 3 пальца(но лучше,всё-таки, применять сразу 4) — в левой,если вы не хотите,чтобы ваша игра на басах была,всего лишь,монотонным чередованием «бас-аккорд» .Перебор на одних басах,без аккордов,вы вряд ли  сможете исполнить,если будете играть в левой клаватуре только двумя пальцами-не хватит растяжки.Кто-то может сказать,» а мне этот выпендрёж и не нужен», но, поверьте,это только сейчас вам так кажется,а потом ваши требования к своему уровню исполнительского мастерства,как гармониста, непременно вырастут,а нужных технических навыков,увы,не будет…

-Смену направления движения меха производить в паузах между звуками.Не менять направление во время звучания одного звука.Здесь нужна небольшая оговорка:в традиционной игре довольно часто применяется прием,когда два одинаковых звука,звучащие подряд,извлекаются путем смены направления движения меха на одном,длинном звуке.Но делается это осознанно,а не в результате ошибки.
  -Не растягивать и не сжимать меха до упора во время игры на гармони.Это приведет к ненужным паузам и задержкам в крайних положениях.

-При игре левой рукой, в паре «бас-аккорд» аккорд в большинстве случаев  должен звучать короче баса(по длительности): при игре в быстром темпе палец как бы отскакивает от кнопки,едва нажав её.

-Ещё только начиная обучение игре на гармони крайне желательно приучить себя НЕ нажимать  две кнопки подряд одним и тем же пальцем.Это допустимо  только в  случаях,когда невозможно этого избежать.

-Если нет наставника,который мог бы  контролировать ход обучения, советую делать аудио или видеозаписи своей игры и просматривать(прослушивать) их: со стороны все ошибки видны гораздо лучше и у вас сложится более точное представление о своем уровне, как начинающего гармониста, и о том,что вам нужно изменить и улучшить.Многие начинающие гармонисты испытывают сильное разочарование,впервые увидев и услышав себя со стороны.Это нормально.И это должно стать для вас толчком для дальнейшего совершенствования,а не поводом сложить руки и забросить обучение.Я,например,был в шоке,когда,записав себя на видео, увидел совершенно неконтролируемую мимику: моё лицо,словно свело судорогой и рот дёргался из стороны в сторону.Но,со временем,это прошло без всяких усилий с моей стороны (но лучше знать об этом заранее).

 

-Не суетиться и не пытаться прыгнуть выше головы:разучивать мелодии сначала в очень медленном темпе.А когда будете уверенно играть их,прибавляйте скорость.Лучше сыграть медленно,но уверено,чем торопиться и постоянно сбиваться и промахиваться мимо клавиш.

-Не переутомлять себя занятиями.Если чувствуешь,что устал и ничего не получается-сделай перерыв(может даже несколько дней),пока снова не появится желание заниматься.По своему опыту знаю,что после некоторого перерыва в игре на гармони,то, что раньше не получалось,играется гораздо увереннее.Хотя есть и обратные утверждения,но это, скорее, касается людей преклонного возраста,которые имеют некоторые проблемы с подвижностью суставов.

-Не надеяться,что существует какое-либо правило или секрет,которое позволит разом решить все проблемы в обучении игре на гармони и за пару дней научиться шикарно играть.Главное правило-упорство и трудолюбие.Чем больше занимаешься,тем больше отдача.

-Развивать слух:подбирать любимые мелодии,как можно больше слушать других гармонистов(хоть в записи,хоть вживую,при возможности) и изучать их игру,понимать саму суть,а не пытаться скопировать нота в ноту.

-И последнее.Будьте ГАРМОНИСТОМ,а не просто музыкантом с гармонью в руках,любите и играйте музыку,характерную именно для гармони,а не ту,которая и так слышится на каждом углу и из каждой проезжающей машины.Я бы,всё-таки,настоял на этом пункте.

Искренне желаю всем успехов в обучении игре на гармони!

P.S. Всё,сказанное выше,касается, в основном, гармони-хромки,хотя применимо,наверное,и для других разновидностей гармони.

Фото: Елена Васильева




Золотые правила для начинающих обучение игре на гармони: 11 комментариев

  1. спасибо за советы я их обязательно учту. последнее правило грамотное!!!

  2. Спасибо огромное за советы!Все очень правильно написано и действительно помогает!

  3. Владимир 26 05 16г. Спасибо за советы.Сложнее с левой клавиатурой в четыре пальца.

  4. Спасибо. Про бас правильно. Помогло. Хотя мне 60, но я учусь играть на инструменте. Нравится очень! Само звучание гармони…

  5. Пытаюсь научиться по вашим самоучителям, гармонь слышишь и жить хочется…сегодня первый день, сразу приучаю свои руки, все как вы описали.спасибо надеюсь ваши труды мне помогут

  6. Добрый ВЫ человек огромное ВАМ спасибо вот и я узнал для себя много нового из Ваших советов

  7. Я — рофессиональный баянист и гармонист, более 30 лет учу детей в ДМШ. Основной инструмент баян, второй инструмент гармонь. Участвовал и сам и с учениками в телепередаче «Играй, гармонь» Как правило, дети , закончившие у меня 7-ми летний курс обучения, прилично владеют и баяном и гармонью. При условии, что они учились, а не валяли дурака, бывают и такие. Даже получая проф. образование как баянисты, они гармонь не забывают. Это я не для хвастовства, а просто хочу дать совет профессионала, поэтому чуть о себе и написал. В одном согласен с автором — на гармони нужно играть гармонную музыку, а не баянные обработки. Хотя это и трудно, т.к. утеряна связь поколений среди гармонистов, мало осталось тех, кто умеет играть именно эту музыку, а не шлягеры и попсу. Хотя хорошо сыгранный шлягер только поднимет авторитет этого инструмента. Мой совет. Решили учиться на гармони — обратитесь к хорошему, грамотному баянисту — преподавателю, а ещё лучше — к проф. гармонисту, хотя найти его труднее , чем баяниста. Постановка рук, посадка, постановка инструмента, владение мехом, звуком — всем этим Вам поможет овладеть профессиональный баянист — педагог, а заодно и муз. грамоту освоите. Ведь не всё можно подобрать по слуху. А ноты — это записанная на бумагу музыка! Кстати, вышел в печать мой сборник пьес для гармони, могу выслать налож платежом. Пишите:maestro.fortissimo@gmail.com

  8. Для начинающих гармонистов рекомендую уроки Константина Ивакина, это просто. Если понравилась песня, то пойте его много много раз, слушайте как другие поют и выбирайте ту которая вам идет, хорошо запомните текст. пойте самозабвенно. Затем подберите ее на левой клавише до автоматизма, затем синхронно аккордами на правой и соедините обе клавиатуру до идеала, затем по аккордам справа начинай те потихоньку по одинарной, двойной, тройной кнопке, по змейке по Ивакину подбирать музыку здесь очень хорошо звучат военные фронтовые песни и даже советская эстрада, акккордами, его надо тихо играть, хорошо получаетя Высоцкий, рок- Цой здесь главное текст и поэзия. Самое главное надо любить гармонь и играть на людях и не стесняться своих ошибок, гармонь она и гармонь, она настолько гармонична, что будет незаметна ошибка когда играешь аккордами, двойными, тройными, четверными, пятерными кнопками и тогда появиться твоя харизма, собственная манера исполнения, а не клон и играй те с душой и тогда друзья, зрители с восторгом будут слушать вас и русская гармонь не будет валяться в чулане

  9. все правильно…мне помогло! добавлю от себя еще -1.обязательно играйте гаммы отдельно на каждую руку ежедневно…потом обеими руками…если хотите иметь дальнейшее развитие…то просто гаммы усложняются — терции.. кварты …схдящиеся и рас…я и т.д. или встанете…2. обязательно практикуйте кроме камеры ..выступления перед кем то …домашние ..соседи и т.д. это поможет в дальнейшем с психологическим ступором! 3. гармонь должна нравиться и тянуть ….4. играйте не токо репертуар..но и то тчо душа просит — это дополнительный стимул к обучению…5.желательно начинать репетицию с обучения новому…а потом — повторение….так легче усваивается…и еще много чего..потом добавлю!

  10. Одно из ВАЖных — если хотите чтоб пальчики порхали …как бабочки а не ползали как крабы….правильное положение локтя -оттопыреный и без сгиба кистевого сустава….потом не исправить…посмотрите в ютубе -кто как локоть держит и кисть- академическое образование и дворовое….см. самоучитель по баяну…аккордеону!

  11. следующее….как Сергей и говорил…пальцы левой руки в работу сразу….все! пр. частухи-нижние кнопы палец 54..мизинец безымянный..фа -бас -аккорд! до- палец 3-4..и соль 32-указ. средн….. при этом — нижним пальцем цепляем ба с с оседнего ряду… фа с ре до с ля и соль с ми….так учат и в нашем кульке…. сразу на гармони и баяне! смысл- через полгода будете уже на уровне….а если переучиваться потом ..то и полжизни не хватит на исправление ошибок… лучше сразу все делать правильно…видео приложу…позже…да ! главное слуха не имею но уже играю….а ведь года не прошло…продолжение будет…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подписаться на новые комментарии