Цельная планка своими руками

В качестве эксперимента решил тут попробовать сделать цельную планку своими руками… Делал из дюралевого швелера, который выпросил у коллег по работе, удалив две боковые грани и получив тем самым пластину толщиной в 2,5мм.

Звукоряд делал из тринадцати звуков мажорной гаммы от «ре» первой октавы, до «ля-диез» второй октавы(как раз в тональности моей переделанной Чайки(фа-мажор)), чтобы поставить планку на первый ряд клавиш правой клавиатуры и получить гармонь-однорядку, каковыми и были все ранние русские гармони с одинаковым звуком на сжим-расжим мехов(ливенка, елецкая).

Начал с того, что отобрал из имеющихся у меня запасов кусковые планки нужной тональности и снял с них голосовые язычки, аккуратно высверлив заклёпки.

Заклёпки и отверстия под них

Отверстия под заклёпку рассверлил до диаметра 2.5мм, так как родной диаметр у них был около 2.2 мм, и заклёпки пришлось делать из отожжённых гвоздей, диаметром, как раз, 2,5мм (что многовато, конечно).

Заклёпки изготавливал с помощью простого приспособления: металлической пластины нужной толщины с просверленным сквозным отверстием диаметром с будущую заклёпку. В это отверстие вставляется пруток определённой длины, пластина ставится на металлическое основание и выступающий конец прутка расклёпывается, а потом готовая заклёпка выбивается с обратной стороны.

Далее по заранее сделанной разметке на пластине был высверлен ряд отверстий под заклёпки.

Голосовые проёмы(разметка,растачивание,подгонка)

Заклёпка с плотно, без люфта, насаженным голосовым язычком вставлялась в отверстие в будущей планке и по контуру язычка намечался будущий голосовой проём. После чего, в пределах этого контура, очень близко друг к другу, высверливался ряд отверстий, перемычки между отверстиями аккуратно разрывались остроконечным надфилем и начиналось растачивание голосового проёма: сначала обычными, грубыми, надфилями, потом — надфилями с алмазным напылением, дающими более чистую поверхность.

Растачивал так, чтобы на выходе проём получался чуть шире, чем на входе(где-то читал, что мастера так делали).

Самым сложным и муторным делом была подгонка углов между верхней и боковыми гранями проёмов. Подтачивал их с помощью самодельной мини-пилки, сделанной из голосового язычка. И так — 26 раз(13х2-голосовых проёма).

На эту работу ушёл месяц. В лучшем случае, в день удавалось сделать два голосовых проёма, так как на большее не хватало ни времени, ни усидчивости. А торопиться в этом деле-смерти подобно: одно неловкое движение и вся работа-коту под хвост. Поэтому, если чувствовал, что надоело и начинаю торопиться, работу сразу прекращал.

В среднем, на каждый голосовой проём, начиная от его разметки и заканчивая плотной  подгонкой по контуру язычка с минимальными зазорами, уходило около 2,5 часов.

Итоги

На наклёпку голосов ушло три дня. Плюс день — на настройку.

Также под эту планку был изготовлен новый резонатор с точно рассчитанными камерами под каждый звук.

Играть на одном ряду, конечно, очень непривычно, но кое-что получилось наиграть. Звучание одноголосой гармони особо не впечатлит, но это же собственноручно сделанная планка! К тому же, звучит она однозначно звонче,чем кусковые. Послушать можно в самом низу статьи.

Большое спасибо Николаю Писарцеву,который поделился собственным опытом изготовления цельных планок.

Несколько фотографий:

tselnaya-planka-do-naklepki

golosa

rezonator-1

rezonator-2

rezonator-s-plankoi

rezonator-v-korpuse

Рекомендую к просмотру:

Комментарии и отзывы:
  1. Это просто потрясающе. Титанический труд. Творческих успехов Вам

  2. Класс !!! сергей не подскажите из какого материала сделать прокладки чтобы воздух не проходил, старые уже завернулись, не работают уже

  3. Какие именно прокладки? хотя… практически все прокладки-клапана в гармони делаются из лайки(овечья кожа специальной выделки).

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.