Цельная планка своими руками

В качестве эксперимента решил тут попробовать сделать цельную планку своими руками… Делал из дюралевого швелера, который выпросил у коллег по работе, удалив две боковые грани и получив тем самым пластину толщиной в 2,5мм. Звукоряд делал из тринадцати звуков мажорной гаммы от «ре» первой октавы, до «ля-диез» второй октавы(как раз в тональности моей переделанной Чайки(фа-мажор)), чтобы поставить планку на первый ряд клавиш правой клавиатуры и получить гармонь-однорядку, каковыми и были все ранние русские гармони с одинаковым звуком на сжим-расжим мехов(ливенка, елецкая).

Начал с того, что отобрал из имеющихся у меня запасов кусковые планки нужной тональности, снял с них голосовые язычки, аккуратно высверлив заклёпки. Отверстия под заклёпку рассверлил до диаметра 2.5мм, так как родной диаметр у них был около 2.2 мм, и заклёпки пришлось делать из отожжённых гвоздей, диаметром, как раз, 2,5мм (что многовато,конечно). Заклёпки изготавливал с помощью простого приспособления: металлической пластины нужной толщины с просверленным сквозным отверстием диаметром с будущую заклёпку.В это отверстие вставляется пруток определённой длины, пластина ставится на металлическое основание и выступающий конец прутка расклёпывается,а потом готовая заклёпка выбивается с обратной стороны.

Далее по заранее сделанной разметке на пластине был высверлен ряд отверстий под заклёпки. Заклёпка с плотно, без люфта, насаженным голосовым язычком вставлялась в отверстие в будущей планке и по контуру язычка намечался будущий голосовой проём.После чего,в пределах этого контура, очень близко друг к другу, высверливался ряд отверстий, перемычки между отверстиями аккуратно разрывались остроконечным надфилем и начиналось растачивание голосового проёма: сначала обычными, грубыми, надфилями, потом — надфилями с алмазным напылением, дающими более чистую поверхность.Растачивал так, чтобы на выходе проём получался чуть шире, чем на входе(где-то читал, что мастера так делали).Самым сложным и муторным делом была подгонка углов между верхней и боковыми гранями проёмов.Подтачивал их с помощью самодельной мини-пилки, сделанной из голосового язычка. И так — 26 раз(13х2-голосовых проёма).На эту работу ушёл месяц.В лучшем случае, в день удавалось сделать два голосовых проёма, так как на большее не хватало ни времени, ни усидчивости.А торопиться в этом деле-смерти подобно: одно неловкое движение и вся работа-коту под хвост.Поэтому, если чувствовал, что надоело и начинаю торопиться, работу сразу прекращал.В среднем, на каждый голосовой проём, начиная от его разметки и заканчивая плотной  подгонкой по контуру язычка с минимальными зазорами, уходило около 2,5 часов.

На наклёпку голосов ушло три дня.Плюс день — на настройку.

Также под эту планку был изготовлен новый резонатор с точно рассчитанными камерами под каждый звук.

Играть на одном ряду, конечно, очень непривычно, но кое-что получилось наиграть.Звучание одноголосой гармони особо не впечатлит, но это же собственноручно сделанная планка!К тому же, звучит она однозначно звонче,чем кусковые. Послушать можно в самом низу статьи.

Большое спасибо Николаю Писарцеву,который поделился собственным опытом изготовления цельных планок.

Несколько фотографий:

tselnaya-planka-do-naklepki

golosa

rezonator-1

rezonator-2

rezonator-s-plankoi

rezonator-v-korpuse

Смотрите также:

Цельная планка своими руками: 5 комментариев

  1. Класс !!! сергей не подскажите из какого материала сделать прокладки чтобы воздух не проходил, старые уже завернулись, не работают уже

  2. Какие именно прокладки? хотя… практически все прокладки-клапана в гармони делаются из лайки(овечья кожа специальной выделки).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.