Наногармонь.Виктор Баксаляр о возрождении производства Саратовской гармони.

Фрагмент интервью Виктора Баксаляра газете «Наша версия» от 4 февраля 2011года.


В послужном списке нашего сегодняшнего собеседника множество приставок «экс». Экс-начальник отдела культуры Саратовского района, экс-глава Октябрьского района, экс-заммэра Саратова по социальной сфере Виктор Баксаляр вошел в историю прежде всего как человек из команды мэра Юрия Аксененко. В общем-то, сегодня Виктор Васильевич с историей тоже накоротке — правда, совсем в другом амплуа. Бывший чиновник посвятил себя возрождению саратовской гармоники.

Наногармонь

mastera

— Вы сейчас активно занимаетесь возрождением производства саратовской гармони. Обучаете ребят на базе колледжа при техническом университете. Уже удалось чего-то добиться?

— Мы с ребятами уже практически сделали четыре гармони. По учебному плану, который я разработал, мы должны были сделать гармонь не раньше чем через три года, но мы уложились в десять месяцев. У ребят очень неплохо получилось для первого раза. В группе сейчас остались очень талантливые ребята. К тому же за полгода они научились очень прилично играть. Правда, репертуар пока маленький.

Главная проблема в том, что многие жители даже нашей области понятия не имеют, что такое саратовская гармонь. Чтобы популяризировать этот инструмент, мы разработали модель игрушки «саратовская гармонь». Это будет маленькая восьмиклавишная гармоника, естественно, действующая. Цена ее около 5 тысяч рублей. Ничего подобного в мире не делают. И мне кажется, что детям от 4 до 7 лет это будет интересно.

— Вы собирались делать еще и сувенирные гармоники. Не отказались от своих планов? Такой сувенир мог бы прославить Саратов не только на всю страну, но и на весь мир. В Туле, например, есть самовары, в Гусь-Хрустальном — посуда, а у нас были бы гармоники.

— В свое время, я, будучи участником музыкального ансамбля, полмира объездил и могу сказать, что спрос в мире на саратовские гармони очень большой. На всех гармонь производит одинаково хорошее впечатление. Поэтому создание сувенира — это следующий пункт в моем плане. Естественно, сувенирная гармонь должна внешне выглядеть очень эффектно и при этом быть действующим инструментом. К нам ведь приезжают туристы, и что они могут увезти на память из Саратовской области? Только гармонь.

— Действительно, гармонь — один из символов нашего города. Даже чиновники это понимают…

— К сожалению, ни министерству культуры области, ни управлению по культуре города возрождение гармони не интересно. Специалисты, которые там сидят, на мой взгляд, совершенно случайные люди. Им надо только «рисануться» где-то, показать «свои» достижения. Нас уже приглашали на несколько выставок регионального уровня. Там побывали представители различных федеральных структур, и они были в восторге от того, какой грандиозный у нас прогресс. Но кроме восхищения, мы ничего не видим, никакой реальной помощи. А помогает нам сегодня, в основном, только инициатор этого проекта — ректор технического университета Игорь Рудольфович Плеве. И все это находится на его финансировании, на моральном и материальном обеспечении.

— Чтобы сделать гармонь, даже игрушечную, не говоря уже о концертной, нужно много времени и сил. Значит, гармонь будет стоить приличных денег.

 

— Я думаю, что, несмотря на довольно высокую стоимость, гармони будут пользоваться спросом. Нам уже предложили к Олимпиаде 2014 года сделать сувениры и игрушки. И туристы, которые приезжают в Саратов, готовы платить деньги. Это будет коммерческий проект, и часть средств, заработанных на сувенире, можно направлять на производство концертной гармони. А это дело, сами понимаете, не прибыльное. Саратовская гармонь культивируется только у нас в Поволжье. Причем играют на этом инструменте люди далеко не самые обеспеченные. По крайней мере, я не видел еще ни одного сына олигарха, который пришел бы ко мне и учился играть. А инструмент дорогой. Например, в Москве сейчас делают пятирядный баян «Юпитер». Его стоимость — полтора миллиона рублей. Саратовская концертная гармонь будет стоить примерно триста тысяч. Цена такая из-за того, что работа серьезная и трудная, мастеру нужно работать полгода над одним инструментом. Кто такие деньги заплатит? В советское время существовали управления культуры, которые выделяли деньги филармониям, консерваториям, театрам. Сейчас эта система разрушена до основания. О чем говорить, если у нас один хороший рояль на всю область, который возят из консерватории в театр оперы и балета на правительственные концерты? Мы дошли до ручки.

— Вы думаете, чиновники, у которых нет денег даже на рояль, смогут помочь возрождению саратовской гармони?

— Нет, не смогут!..

— Виктор Васильевич, сейчас все говорят об инновациях. Кругом только и слышно про нанотехнологии. А саратовская гармошка — это старинный инструмент. Как на фоне инноваций выглядит традиционная саратовская гармонь?

— С точки зрения инноваций, у меня очень много интересных усовершенствований для саратовской гармошки.

— Неужели с помощью нанотехнологий?

— Я бы не сказал, что это в чистом виде нанотехнологии… Хотя отчасти и нанотехнологии. Раньше все детали гармони делались вручную. Мы сейчас сотрудничаем с заводом приборных устройств, разрабатываем универсальную оснастку. С Игорем Рудольфовичем Плеве уже договорились, что откроем маленькую фабрику на базе колледжа. Это будет конвейер. На сегодняшний день есть оборудование такое, что можно за неделю нам на 10 лет вперед деталей сделать. Но, конечно, всего станки делать не могут.

— Понятно, что производство гармони — это в основном ручной труд. Пятеро ребят, с которыми вы сейчас занимаетесь, явно не смогут справиться с такими амбициозными планами. Будете ли вы набирать новую группу учеников?

— Уже сейчас мы занимаемся набором группы из 25 человек, которых с 1 сентября будем готовить именно по специальности «мастер по изготовлению саратовской гармони». Причем, третью часть или даже половину группы я хочу набрать из категории инвалидов. Можно организовать для них надомную работу. Здесь есть, конечно, юридические проблемы: если они будут работать, то они потеряют пенсию. Мы можем сделать так, чтобы и пенсию они не потеряли, и занимались делом. И эти люди будут довольны и востребованы.

— Да, это было бы большое дело. А вы сами верите в то, что возрождение саратовской гармони состоится?

— Состоится. Если нам не будут мешать.

Наталия ГЛИВЕНКО, Ольга КОЗЛОВА 04.02.2011
Источник

Смотрите также:

Наногармонь.Виктор Баксаляр о возрождении производства Саратовской гармони.: 1 комментарий

  1. Спасибо за откровения. Как жаль , что все что давно придуманно приходится заного начинать. Ведь Саратовская гармонь славилась всегда.Я сам с гармонью дружу с детства, самоучка. Испробовал разные гармони, могу только восторгаться Саратовской. Звучные-голосистые, как русские девчата. Хочу пожелать Вам успехов в добром начинании и побольше заинтересован-ных людей в этом нужном стране деле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.