Интервью Е.Гусарова для сайта «Пой,гармоника!»

Здравствуйте,уважаемые пользователи сайта «Пой,гармоника!«. Сегодня вы можете ознакомиться с небольшим интервью,которое любезно согласился дать для сайта Евгений Гусаров,генеральный директор компании «Юпитер»,баяны которой славятся на весь мир(вы можете посмотреть репортаж с фабрики «Юпитер»).Ответы на вопросы были получены по электронной почте.gusarov

П.Г.(«Пой,гармоника!»): Расскажите немного о себе. Ведь, наверняка, вы и сами играете на баяне? Как пришли к этому? Где учились? Чего достигли?

Е.Г.(Евгений Гусаров): Музыкальное образование – Московское Государственное Хоровое Училище им. А.В. Свешникова.

На баяне не играю.

На производстве – с 1988 года (Московская Экспериментальная Фабрика Музыкальных Инструментов).

Основные профессии – окончательная настройка, окончательная сборка.

П.Г.: Расскажите о своей компании: история возникновения и развития, состояние на сегодняшний день, сколько сотрудников в штате, какова их зарплата (если не секрет), сколько инструментов в год производите. Кто из известных музыкантов играет на ваших инструментах?

Е.Г.: Официальная регистрация юридического лица – весной 1994 года. До самого последнего момента наш коллектив был против развала государственного производства, но экономическая ситуация и действия администрации фабрики не оставили нам выбора. На тот момент штат мастеров составлял 70 человек.

В настоящее время основной состав в г. Москве – 12 мастеров. Фактически – это наш экспериментальный цех, где разрабатываются новые модели и технические приёмы изготовления. Также здесь мы производим 4-х голосные цельно планочные баяны «Юпитер».

Про производства в других городах и странах, где мы изготавливаем остальные модели, детали и узлы:

в настоящее время сообщить не готов (мы работаем в конкурентной среде, поэтому данная информация может принести нам некоторые убытки).

Суммарное количество производства всех инструментов в год – порядка 400 штук.

П.Г.: Евгений,  в сети есть информация, что Вы не делаете секрета из своего производства и любой желающий, по предварительной договорённости, может посетить фабрику, посмотреть производство, и даже пообщаться с мастерами. Это действительно так? Конкурентов не боитесь?

Е.Г.: Да, это действительно так. Мы готовы оказывать и оказываем содействие мастерам, которые желают изучить основные специальности, приёмы и методы ремонта и изготовления язычковых инструментов. Мы готовы ответить на все интересующие вопросы и показать весь производственный цикл изготовления баянов (модель «Юпитер» 4- голосный, готово выборный, цельно планочный) который расположен в Москве. Основная цель этой программы – развитие ремонтной базы обслуживания любых язычковых инструментов в РФ и других странах Европы и Азии.

Естественно, что производства в Италии или КНДР мы не показываем – это уже другой уровень организации процесса изготовления и технологий и для ремонта в условиях небольших мастерских прикладного значения не имеет.

По конкуренции могу сообщить следующее: мы всегда очень внимательно следим за работой других предприятий в мировой отрасли производства язычковых музыкальных инструментов. Мы стараемся сохранять передовые позиции во всех основных направлениях своей производственной деятельности. На данный момент, учитывая, что основной производственной базой нашего предприятия является Пхеньянская Музыкальная Фабрика, мы сомневаемся, что у ООО «Юпитер» могут возникнуть существенные трудности в плане конкуренции.

П.Г.: Как получилось так, что существуют две компании, производящие баяны марки «Юпитер» (Ваша и Сергея Баринова) и как вы к этому относитесь? Есть ли какие-либо различия между инструментами этих двух компаний?

Е.Г.: Это разделение было прогнозируемым – ни для кого не секрет, что в СССР мастера по производству заказных язычковых инструментов имели широкую частную практику. Уже тогда на производствах МЭФМИ в Москве и на фабриках Тулы существовали отдельные группы мастеров, которые работали небольшими независимыми группами «на дому». Изготовление баяна (и гармони тоже) – коллективное творчество. В данном процессе необходимо участие нескольких мастеров.

В процессе реорганизации 1990-х годов и развала основных производств СССР данные группы мастеров вынуждены были принимать самостоятельные решения о своей дальнейшей деятельности (плодотворная работа «на дому» без основной производственной базы практически невозможна).

Итог реализации данных решений коллектив ООО «Юпитер», который я имею честь возглавлять, на данный момент полностью устраивает.

П.Г.: Ваша компания делает гармони или вы занимаетесь только производством баянов и аккордеонов? Если к вам обратятся с заказом на производство именно гармони, возьмётесь?

Е.Г.: Нет. Мы целиком поглощены производством баянов и аккордеонов.

Но если к нам обратятся с вопросом об изготовлении гармони – мы постараемся сообщить контактные данные мастеров, которые смогут выполнить этот заказ.

П.Г.: Сколько времени уходит на изготовление одного баяна от самого начала до выхода готового инструмента? На какие этапы можно разделить производство каждого баяна? Какой из них занимает больше всего времени?

Е.Г.: Теоретически (если предположить, что один мастер может самостоятельно выполнить все производственные операции) это 11 месяцев. Практически (в условиях современного производства) это 4 месяца.

Если кратко изложить основные этапы создания 4-х голосного цельно планочного баяна – их 8.

1. Изготовление корпуса.

2. Изготовление голосовых планок.

3. Изготовление основных деталей и узлов (регистровые машинки, деки правой механики и пр.)

4. Изготовление левой механики.

5. Изготовление правой механики.

6. Изготовление резонаторов.

7. Окончательная сборка.

8. Окончательная настройка.

Есть ещё изготовление меха. Эта достаточно редкая специальность даже в наших кругах, но сам процесс гораздо легче любой из вышеизложенных операций.

П.Г.: Из какой породы древесины изготавливаются корпуса Ваших баянов? И по каким параметрам производится её отбор? В видеоролике, который можно увидеть на «Пой, гармоника!», Вы говорите, что «из 20 кубов, наберёте полкуба-куб»…

Е.Г.: Основные породы – ель и бук. Впрочем, на изготовление стенок корпусов мы используем щиты из ели или бальзы, фанерованные орехом или красным деревом.

Самая большая сложность – это ель. Конечно, у нас много партнёров и друзей, которые занимаются заготовкой леса. Но даже при этом мы вынуждены отбирать музыкальную древесину из очень большого количества материала.

П.Г.: Из какой породы древесины изготавливаются резонаторы? Интересуют подробности по каждой части: средник, розетка, перегородки (если, конечно, они делаются из разной древесины). Какой используется клей? Каким лаком покрывается готовый резонатор? Покрываются ли лаком стенки входных камер и каким?

Е.Г.: Основная порода древесины – ель. Распил – радиальный.

Материалы изготовления:

средники – ель,

розетки – бук,

перегородки: ель (до 1,5 мм), бук (от 1,5 до 0,5 мм).

Клей – ПВА (Новгород). Лак – шеллак (и для резонатора и для камер).

П.Г.: Вопрос по поводу голосовых планок: я так понимаю, для их изготовления используется дюралюминий? Это какой-то особый, «музыкальный», сорт? Дюралюминий используется для уменьшения веса готового инструмента? Ведь, существует расхожее мнение, что наилучшее звучание дают планки из латуни. Вы согласны или можете оспорить это?

Е.Г.: Основной материал – Д16 АТ. Это технология, которая проверена временем (приемлемый вес, достаточная плотность, удобен в ручной и механической обработке). Латунные планки звучат действительно лучше, но использовать их в современном производстве – невозможно*: большой вес, очень затратный процесс ручной обработки (быстро «садятся» растирки – специальные напильники для обработки голосового проёма).

*(исключение – самые высокие голоса «дисканта» — диапазон от «ми» 3-й октавы и выше).

П.Г.: Можете перечислить порядок изготовления голосовых планок? Именно поэтапно, в порядке следования операций.

Е.Г.: Описание традиционного процесса изготовления голосовых планок:

Обычно мастер получает в работу «черновые планки» (раскроенные пластины металла с проштампованными голосовыми проёмами и грубой фрезеровкой). Естественно, что голосовые проёмы пробиваются с двух сторон (вход и выход проёмов отличаются по размерам).

Далее планки рихтуются (выпрямляются на ровной поверхности), размечаются (высота каждого голоса – особый «секрет» каждого мастера, этот размер зависит от толщины голосовой стали и собственно от «школы» самого мастера).

Затем проёмы «разбавляются по высоте» (распиливаются в длину по разметке). Далее проёмы «разбавляются по ширине» (распиливаются в ширину первым «черновым проходом»). При этом, естественно, учитывается «навал» (голосовой проём «на выходе» немного шире) и форма самого голоса (прямой, конусной или комбинированный).

Затем с голосовых планок счищается «мягкий слой» (примерно 0,3 мм). В зависимости от технологических возможностей планки фрезеруют (у маленьких голосов толщина планки должна быть меньше) или обрабатывают шлифовальной машинкой. Обрабатывают края. Со стороны базы (низ планки, где будут расположены заклёпки) выбирают небольшой радиус (для компенсации расширения планки при клёпке голосов). Чем планка длиннее – тем радиус больше.

Далее – обработка голосовых проёмов «чистовыми» растирками.

Затем – разметка и сверление отверстий под заклёпки.

Срок выполнения данных операций – от 5 до 30 дней (напрямую зависит от опыта и технологической оснащенности мастера).

П.Г.: Каким способом изготавливаются голосовые проёмы в планках?

Е.Г.: Традиционный способ – штамповка. У нас есть опыт фрезеровки, лазерной резки и резки водой. Самый надёжный и точный способ – штамповка.

П.Г.: Голосовые язычки на баянах «Юпитер» совершенно прямые от самого основания до кончика (по крайней мере, создаётся такое впечатление при просмотре доступных в сети интернет фотографий). Это делается из каких-то особых соображений? Ведь, «по науке»(если можно так сказать), голос должен сужаться к верху.

Е.Г.: Это так кажется. Обычно низкие голоса – почти прямые. Далее – чем выше – тем конус больше. Есть ещё одна хитрость в изготовлении: при врезке голосов в проём, если голос врезан «светло» (большой зазор между голосом и планкой), его можно просто «подвинуть вверх», продлив врезку в пятке. Этот приём возможен только на конусном голосовом проёме. На прямом проёме – он невозможен.

П.Г.: Вопрос по поводу настройки: ваши мастера настраивают инструмент чисто по тюнеру (каждую ноту в «ноль»), или по слуховому контролю биений в интервалах?

Е.Г.: Любой тюнер может сообщить не более 80% информации по среднему диапазону частот. Наша школа настройки подразумевает способность мастера полностью настраивать инструмент без использования тюнера. Естественно, что мы ориентируемся по колебаниям и их отсутствию. В дальнейшем мастера используют тюнер по необходимости (в основном для ускорения процесса при предварительной настройке голосовых планок).

П.Г.: Как вы относитесь к гармони? Приходилось ли играть на этом инструменте?

Е.Г.: Нет. У меня нет опыта игры на гармони. Впрочем – бывали случаи, когда мне приходилось ремонтировать старые инструменты.

П.Г.: Каким вы видите будущее баяна? В какую сторону он будет развиваться, если говорить именно о технической стороне этого вопроса?

Е.Г.: Процесс развития инструмента невозможен без тесного творческого контакта музыканта и мастера. Мы всегда стараемся следовать советам, пожеланиям и техническим требованиям, которые предъявляют нам исполнители и педагоги музыкальных учебных заведений. Можно предположить, что язычковые инструменты будут и дальше совершенствоваться для удобства современных музыкантов.

П.Г.: Спасибо большое! Удачи вам и вашей компании!

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.