Тульская гармонь

«Тульская гармонь»- крупнейший и старейший из российских производителей баянов и гармоней. Фабрика начала своё существование практически одновременно с появлением первых гармоник в России в первой половине 19-го века в связи с растущей популярностью нового инструмента. И уже через некоторое время появилась одна из художественно-стилевых особенностей, присущих именно Тульским гармоням — неповторимое камерное звучание.

1

Мастера фабрики «Тульская гармонь»- профессионалы высокого уровня. На сегодняшний день это предприятие единственное в России, сохранившее лучшие традиции производства язычковых инструментов. Тульская гармонь — синоним безупречного качества для музыкантов большой сцены.

Белобородов и Чулков

Историю русской гармони непременно связывают с Тулой. В 1870-х годах тульский музыкант-энтузиаст Н.И.Белобородов изобрёл принципиально новую разновидность гармоники — хроматическую. Изготовил её по его заказу и мастер Леонтий Чулков(из той самой династии Чулковых, представители которой и позднее славились своими достижениями в области конструирования гармоней). Новая гармоника получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной: в отделке её использовалась древесина кипариса и слоновая кость. В последствии эта гармонь была значительно усовершенствована и превратилась в трёхрядную хроматическую гармонику, и по сей день называемую баяном.

Появление готово-выборного баяна

В середине 20-го века Тульское предприятие освоило производство баянов с новой для того времени технической характеристикой — готово-выборной левой клавиатурой, позволяющей с помощью специального переключателя отключать готовые аккорды и превращать её в подобную правой. Это позволило значительно расширить репертуар баяниста, включив в него произведения, написанные изначально для фортепиано, скрипки и органа.

В 1963 году на тульских гармонях и баянах появилась фирменная марка объединения «Мелодия». К тому времени в Туле производилось более половины всех баянов, выпускаемых в стране.

До и после тяжелых времён

В тяжёлые времена перестройки инструментов на фабрике производилось очень мало, но к 2000 году началось возрождение предприятия. Сегодня ОАО «Тульская гармонь» выпускает 8 видов и более 40 моделей язычковых инструментов(любительских и профессиональных): детские гармони, гармони, эксклюзивные гармони, ученические и концертные баяны(как обычные, так и многотембровые готово-выборные), аккордеоны. Предприятие изготавливает баяны любых игровых возможностей по желанию заказчика.

Юрий Маторин и его гармони и баяны

Один из мастеров, делающих выпускаемые предприятием музыкальные инструменты — Юрий Маторин(ныне покойный), заслуженный работник культуры Российской Федерации, способный изготовить сложнейший инструмент самостоятельно от начала до конца.

3
Любой баянист знает, что при исключительных игровых возможностях и звуковых качествах инструмента, серьёзной проблемой является его вес: чем легче баян, тем раскованнее играет на нём исполнитель, наиболее творчески используя предоставленные возможности.

Принципиально новая конструкция левого клавиатурного механизма баяна «Русь», изобретённая Юрием Маториным, позволила существенно снизить(на 3,5кг) вес инструмента, увеличив при этом его игровые возможности.

В 2001 году баян «Русь» был награждён «Серебрянным диском» Московского международного конкурса исполнителей. Гармони рук Маторина играли и играют в руках таких гармонистов, как Геннадий Заволокин, Сергей Привалов, Сергей Сметанин, Михаил Коломыцев (подробнее о его гармони можно почитать в моём отчёте о личной встрече с ним). Это особая гордость тульской фабрики — баяны и гармони, изготовленные под конкретных исполнителей.

Цель-совершенство

Конструкторские разработки «Тульской гармони» защищены патентами, что гарантирует не только сохранение исторических традиций и секретов мастерства, но и их развитие.

С момента образования «Тульская гармонь» выпускала замечательные инструменты, но всегда преследовала одну цель — создание совершенных баянов, гармоней и аккордеонов, работая в тесном контакте с ведущими исполнителями и преподавателями академии им.Гнесиных, с Государственным академическим Русским народным ансамблем «Россия», и Государственным Русским народным хором им.Пятницкого.

Сегодня стремление к совершенству сильно, как никогда. Издаваемый звук-душа инструмента. Для получения идеального звука необходимы совершенная конструкция и специальные материалы, воплощающие весь его спектр. Создание тончайших нюансов звучания начинается с появления на свет деревянных деталей для корпусов и резонаторов. Полировка деревянных поверхностей, обтянутых целлулоидом придаёт поверхности интрумента идеальный блеск и яркость. Элементы корпуса, также, обклеиваются шпоном из ценных пород дерева. Весь процесс от появления первой детали из дерева до отделки корпуса инкрустацией — это ручная работа.

6
Передача звука — сложное явление. Учитывается каждый нюанс. «Тульская гармонь» находит нужное решение,поднимающее качество звучания на новую высоту, в традициях и технологиях тульских мастеров.

Голосовая планка-сердце гармони и баяна

Голосовая планка-одна из главных деталей, формирующих звук. В разных инструментах используются от 300 до 1000 язычков. Такое многообразие позволяет добиться различных тембровых окрасок звука, обеспечиваемых созданием профиля язычка, правильностью его приклёпки, проверкой зазоров на свет. Эта работа требует ювелирной точности, поэтому профессиональный музыкант среди внешне похожих инструментов найдёт для себя свой, особенный.

Настройка голосовых планок проводится в несколько этапов:

  • предварительная настройка на требуемую частоту с помощью специальной компьютерной программы-тюнера
  • окончательная настройка в полностью собранном корпусе инструмента — этап, на котором мастер-настройщик придаёт звучанию все задуманные тембровые особенности, нюансы

Для монтажа голосовых планок на резонаторы используется особая мастика(в серийных инструментах начального уровня — клей ПВА).

Меховая камера и окончательная сборка

Для создания меховой камеры используются материалы, позволяющие достичь необходимой эластичности и долговечности: электрокартон, кожа-лайка и другие. Это является важным фактором, так как меховая камера — наиболее подвижный элемент язычковых инструментов.

На некоторые металлические детали наносят специальное гальваническое покрытие, придающее им дополнительные свойства и увеличивающее срок службы.

При окончательной сборке инструмента в полукорпуса с правыми и левыми клавиатурными механизмами вставляются резонаторы, и затем они объединяются с меховой камерой. Эти операции производятся вручную. Инструмент издаёт свои первые звуки и проходит всевозможные тесты на качество. Только после ряда испытаний инструмент покидает фабрику, чтобы зазвучать в музыкальных школах, народных ансамблях и симфонических оркестрах.

8
Истинные ценители красоты и качества предпочитают инструменты, отличающиеся индивидуальностью. Именно для них на предприятии налажен выпуск инкрустированных гармоней и баянов. Мотивы инкрустации разнообразны и, в зависимости от сложности, инкрустация одного инструмента может занимать до трёх-четырёх дней.

Гармони и баяны сложной конструкции изготавливаются на заказ. Зачастую, такой музыкальный инструмент включает в себя тысячи деталей. Чтобы звучание гармони было целостным и индивидуальным, её сборкой от начала и до конца занимается только один мастер. Такие гармони не подходят под определение обычных музыкальных инструментов. Это — произведения исскуства. На страницах сайта вы можете посмотреть видеообзор Тульских гармоней от Павла Уханова.

Тульские гармони стали торговой маркой. Они получили заслуженное мировое признание, начиная с торговой ярмарки в Париже в 1990 году и до наград 1994-2002 гг в Мексике, Швейцарии и Франции.

На данный момент все инструменты фабрики «Тульская гармонь» объединяют в себе двухсотлетний опыт создания гармоней, баянов и аккордеонов в России.

Смотрите также:

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.