«Диатоника» и «хроматика» в гармонях

Ещё одно пояснение, чтобы гармонисты не закрепляли в памяти откровенные заблуждения о понятиях «диатоника» и «хроматика»…
На «гармонных» форумах встречаются  утверждения, что, якобы, понятие «диатоника»- это о гармонях с разным звуком на сжим-расжим мехов(русский строй, немецкий строй), а «хроматика»-о гармонях с одинаковым звуком(хромка). Это ошибка. Понятия «диатоника» и «хроматика» не имеют отношения к тому,  разные или одинаковые ноты звучат на сжим-расжим мехов в гармони. Эти понятия говорят(если упрощённо) о строении звукоряда гармоней: «диатоника»-каждая октава состоит из семи нот(в самом простом для понимания случае-всем известная последовательность «до, ре, ми, фа, соль, ля, си»).

К таким инструментам относятся и гармонь-хромка(которая, на самом деле, никакая не хроматическая, а самая,  что ни на есть,  диатоническая) и гармони с разным звуком на сжим-расжим мехов. «Хроматика»-октавы состоят из двенадцати нот(к уже упомянутым добавляются так называемые «полутона»(диезы-бемоли)) и каждая октава уже выглядит вот так: ДО-ДО(диез)-РЕ-РЕ(диез)-МИ-ФА-ФА(диез)-СОЛЬ-СОЛЬ(диез)-ЛЯ-ЛЯ(диез)-СИ. Типичные инструменты с таким звукорядом-баяны и аккордеоны(если говорить о родственниках гармони).
Почему диатоническую по-сути «хромку» обозвали «хроматической гармонью»-другой вопрос, точный ответ на который,  вряд ли кто-то знает(есть,  лишь,  версии).

Смотрите также:

«Диатоника» и «хроматика» в гармонях: 2 комментария

  1. «Почему диатоническую по сути «хромку» обозвали «хроматической гармонью» — другой вопрос, точный ответ на который вряд ли кто-то знает (есть лишь версии).»

    Лично меня вполне устраивает своей логичностью (а потому и правдоподобностью) такая версия: впервые звучание, полностью независящее от направления ведения меха, получили гармоники с хроматическим звукорядом, диатонические же, звучащие одинаково на расжим и на сжим, появились уже после них и вот, благодаря этому их общему с хроматическими гармониками качеству (неизменному звуку при смене меха), они и получили название «хромка». Таким образом определённая историческая взаимосвязь между хроматическим строем и одинаковым звучанием на расжим и сжим всё-таки прослеживается (отсюда, собственно, и возникает эта путаница), только строй у «хромки», конечно же, диатонический, звуки располагаются по ступеням мажорной гаммы, а начинается звукоряд у конкретной гармони совсем не обязательно с ноты «ДО». Поэтому-то и говорят о гармонях разных тональностей, хотя, на мой взгляд, в данной ситуации правильнее было бы использовать слово «строй», а не «тональность», потому что на одной и той же гармони (имеющей, естественно один и тот же строй) можно играть в нескольких тональностях.

  2. Да,Александр,мне эта версия происхождения названия «хроматическая» тоже кажется более правдоподобной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.