Гармонь,баян-взлёты и падения 20-го века(краткий исторический экскурс)

Фрагмент доклада Г.Калмыкова «Русские гармони хромка и ливенка на рубеже 20-21-го веков» на конференции по проблемам гармоники( Красноборск, 2014 год )

Рассматривая баян и гармонь в XX веке, необходимо заметить, что в Советский период развития нашей страны государством уделялось особое внимание идеологическому воспитанию трудящихся. Всем известно изречение В. И. Ленина, основателя Советского государства: «Искусство принадлежит народу!» И в этом был определённый смысл!!!

Сразу после Октябрьской социалистической революции правительство страны стало придавать особое значение развитию и популяризации русских народных инструментов, как части народной массовой культуры в рамках идеологической политики государства.

Ещё на фронтах гражданской войны активно работал и давал концерты для бойцов Красной Армии Великорусский оркестр под руководством патриарха народного искусства России В. В. Андреева и многие другие народные коллективы.  А также многочисленные солисты-инструменталисты – исполнители на русских народных инструментах.

После же окончания войны гармонь и все бытовавшие тогда её разновидности, вновь нарождающийся баян, балалайка и домра были поставлены на службу молодому Советскому государству и, можно сказать, возведены в ранг государственной политики. Повсеместно открывались классы по обучению игре на
инструментах, создавался репертуар, издавалась нотная и методическая литература, проводились смотры, конкурсы и фестивали.

В 1926 году по распоряжению первого народного комиссара просвещения А. В. Луначарского в Ленинграде, а затем в Москве в Большом театре были проведены первые Всероссийские смотры гармонистов, в которых приняло участие большое
количество и любителей и профессионалов – исполнителей на различных видах гармоники, включая баянистов.

Вскоре, при проведении Советским правительством коллективизации сельского хозяйства по заданию партии комсомол взял шефство над гармонью. Так же как и
для других народных инструментов стали открываться классы для обучения игре на инструменте сначала в среднем звене, а затем и в Высших учебных заведениях.

Но, к сожалению, баян постепенно вытеснил разновидности гармоней из системы профессионального образования, так как на тот период времени баян действительно превосходил любую гармонь по музыкальным и другим характеристикам.

А учитывая факт, что на тот период времени просто отсутствовал профессиональный репертуар для гармоней, раскрывающий их широкие возможности, то, соответственно, любое переложение полифонической, классической и другой музыки на баяне звучало
предпочтительнее.


С появлением же в тридцатых годах XX века оригинальных пьес для баяна и последующим расширением баянного профессионального репертуара гармонь постепенно и окончательно перешла в область бытового музицирования.

Подводя итог краткому историческому обзору, можно сказать, что с появлением в начале XX века баяна, стало происходить постепенное вытеснение разновидностей гармоней изо всех сфер жизнедеятельности – и с концертной эстрады, и из системы
профессионального обучения. Да и в быту баян постепенно заменял гармони, причём даже гармонь-хромку, являвшуюся несомненным фаворитом у Советского народа после вытеснения в послевоенный период в 50 – 60 – х годах XX века из обихода «венок» (включая русскую «венку») и других инструментов, имеющих диатонический строй (сжим-разжим — разные звуки – немецкий и русский строй).

Таким образом, стремительный взлёт русской гармони во второй половине  IXX века и начале нового столетия, характеризовался не менее стремительным  падением интереса к инструменту к середине второй половины XX века.

Причины этого известны:

• Появление баянов – новых инструментов с наиболее широкими музыкальными возможностями;
• Введение двух и трёхзвенной системы обучения на баяне;
• Отсутствие повсеместного обучения на русских гармонях и как следствие отсутствие профессиональных исполнителей;
• Отсутствие оригинального гармонного репертуара;
• Отсутствие новых прогрессивных конструкций инструментов (гармоней);

Что касается последнего пункта, следует заметить: перед Великой отечественной  войной существовали, но были сняты с производства гармони хромки, имеющие в  своей правой клавиатуре 27 клавиш (включая пять полутонов). Видимо кому – то из  чиновников очень понравилось сочетание 25 Х 25:

 Вот она и зазвучала

 Двадцать пять на двадцать пять.

 Вот она и заиграла

 Наша молодость опять.

Известный русский композитор Е. Дербенко по этому поводу как-то сказал: «Я не  понимаю, почему и за что гармонь-хромку лишили двух диезов!» И это печальный  факт.

Г. Калмыков

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.