Гармонные мастера Чулковы(от Леонтия-до Геннадия)

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!
Леонтий Алексеевич Чулков, гармонный мастер, создатель первой хроматической гармоники
Леонтий Алексеевич Чулков, гармонный мастер, создатель первой хроматической гармоники

Пожалуй, есть немало людей, интересующихся историей гармони в России, кто слышал фамилию Л.А.Чулкова, одного из русских мастеров-умельцев, стоявших у истоков  ремесла изготовления гармоник. Но в сети эта фамилия упоминается весьма вскользь и информация о мастере скудна, поэтому я решил сделать данный материал, обобщив информацию из нескольких книг известного исследователя истории русской гармони Альфреда Мирека (основателя Музея русской гармони в Москве).

Леонтий Чулков(первый в династии мастеров)

Леонтий Алексеевич Чулков  родился в 1846 году в семье крепостного крестьянина в деревне Глухие Поляны Тульской губернии(в 1849 году вся семья была переселена в д.Горельские Выселки). В 13 лет оставшись сиротой, мальчик был отдан дядей в ученики на гармонную фабрику Г.Т. Воронцова в Туле, где его направили в цех по наклёпке голосов и уже в 20 лет Леонтий Чулков стал работать самостоятельно на дому, выполняя заказы по наклёпке голосов для фабрики Воронцова.

Вероятно, одним из главных факторов, повлиявших на становление Чулкова, как талантливого мастера, было то, что он, в отличие от большинства мастеров, работавших вместе с ним(и до него), с большой любовью и благоговением относился к гармонике.  Для него она была не просто работой, а музыкальным инструментом, с помощью которого можно, по его же словам, «излить душу».  Выполняя наклёпку голосов, он постоянно находился в поиске решений, позволивших бы облагородить звучание гармоники(инструменты тех лет имели довольно грубое звучание из-за необкатанности технологий и отсутствия исследований и наработок в данной области). Даже своё свободное время он посвящал улучшению конструкции уже имеющихся гармоник и созданию новых.

Первая хроматическая гармоника(для Белобородова)

Всё это неминуемо привело Чулкова к успеху:  слава о нём пошла по всей Туле и мастеру стали заказывать инструменты. Одним из таких заказчиков стал Н.И.Белобородов, тульский гармонист, педагог, дирижёр и просто большой поклонник гармоники. Белобородов предоставил эскизы и сделал акцент на устройстве клавиатуры(имеется ввиду звукоряд), а в остальном полностью положился на знания и опыт мастера. И Леонтий Чулков создал инструмент совершенно новой конструкции, получивший впоследствии название «хроматическая гармоника».  Главным новшеством инструмента, помимо богатой отделки и хроматического звукоряда(то есть, присутствия всех полутонов(диезов-бемолей) в правой клавиатуре), стало применение специальной конструкции, смягчающей и изменяющей тембр звука:  внутри гармоники находилась резонаторная камера, в которой происходило преломление звуковых волн и образование новых обертонов, придававших своеобразную окраску звучанию, затем, в грифе(см.схему), поток звуковых волн снова преломлялся и выходил в сторону исполнителя(!) через круглые отверстия. Спустя почти целый век, уже в середине 20-го века эта конструкция с некоторыми изменениями стала широко применяться во всём мире в профессиональных баянах и аккордеонах под названием «ломаная дека»(или-резонаторный канал, Casotto). Белобородов высоко оценил данный инструмент, обладавший нежным, певучим звучанием, и заказал Чулкову ещё несколько для создаваемого им оркестра гармоник.

Хроматическая гармоника работы Л.Чулкова изготовленная для Н.И.Белобородова
Хроматическая гармоника работы Л.Чулкова изготовленная для Н.И.Белобородова. 1-гриф с клавиатурой,2-основной ряд клавиш(белые),3-второй ряд клавиш(чёрные),5,6,7,8-основные голосовые планки,4,9-планки с голосами на октаву ниже,10-клапаны первого ряда клавиш,11-клапаны второго ряда клавиш,12-металлическая скоба,по которой скользила петля 13 для большого пальца правой руки(гармоники эти не имели плечевых ремней,и держались просто на коленях)
Первая хроматическая гармоника,изготовленная Л. А. Чулковым для Н. И. Белобородова
Первая хроматическая гармоника,изготовленная Л. А. Чулковым для Н. И. Белобородова
Первая хроматическая гармоника,изготовленная Л. А. Чулковым для Н. И. Белобородова. Фото 2
Первая хроматическая гармоника,изготовленная Л. А. Чулковым для Н. И. Белобородова. Фото 2

В 1875 году(по другим данным — в 1880-м) Леонтий Чулков организовал собственную мастерскую по производству гармоник. Там работали и шесть его сыновей. Из всех  существовавших тогда мастерских и фабрик, мастерская Чулкова была самой передовой и технически оснащённой. Чулков много работал над механизацией производственных процессов и своими руками изготовил немало приспособлений, ускорявших и облегчавших труд. В мастерской имелись: пресс для пробивки голосовых планок, приспособление для грубой подгонки голосов по тону, ножной станок для настройки голосов, деревообрабатывающие станки и инструменты. Внедрённые им новшества впоследствии были применены и на других предприятиях.

В мастерской Чулкова производились гармоники только русского типа, иностранные образцы он не копировал.

Павел Чулков-мастер, преподаватель и композитор

Сыновья Леонтия Чулкова также стали отличными мастерами. Старшие-Алексей и Михаил-взяли на себя руководство мастерской в 1890-х годах, когда отец стал часто болеть.

Третий сын, Павел(1875-1932гг), уехал в Самару. Он хорошо играл на скрипке и гармонике собственного изготовления, и, впоследствии, внёс свой вклад в создание русского баяна: его трёхрядная хроматическая гармоника с полным набором басо-аккордового аккомпанемента(прообраз баяна) была представлена на промышленной выставке в Туле в 1897 году и завоевала серебряную медаль. Там же, на выставке, Павел продемонстрировал несколько пьес на своей гармонике. После выставки он открыл в Самаре музыкальный магазин. Далее-с его собственных слов:
      «Но для того, чтобы привлечь публику как покупателей и завоевать у неё расположение, я стал продавать двухрядные венские гармоники при условии, что при покупке такой гармоники желающему давалось четыре бесплатных урока, в течение которых я обязывался обучить купившего играть одну русскую песню; если же в течение четырёх уроков ученик не выучит одной пьесы, то он имел право возвратить мне гармонику обратно и получить за неё деньги. Результат получился блестящий… учеников было масса и я занимался с ними до поздней ночи».

Но Павел Чулков был известен  не только, как гармонный мастер и преподаватель игры на гармонике, но и как сочинитель музыкальных пьес, с которыми успешно выступал перед публикой. Вот как он был упомянут в газете «Уфимские ведомости»(выпуск  август 1898года):
   » Народныя гуляния, устраиваемые Уфимским уездным комитетом попечительства о народной трезвости, продолжают привлекать достаточно публики. В воскресенье 9 августа, благодаря члену-соревнователю  г. Медведеву, любезно принял участие на гуляньи временно прибывший из Тулы в гор. Уфу известный русский виртуоз на хроматической концертной гармони Павел Леонтьевич Чулков, имевший счастие играть в присутствии Их Императорских Высочеств Великаго Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны и удостоившийся Их Высочайшей Личной похвалы.
Г. Чулков играл на гармонике собственнаго усовершенствования, которая отличается от всех прочих гармоник особенной музыкальностью, дающею возможность исполнять самыя серьезныя и сложныя музыкальныя пиесы. Игра его удостоилась шумнаго одобрения. Надеемся, что комитет трезвости не замедлит объявить г. Чулкову благодарность за безплатное участие в народных развлечениях»

Четвёртый сын Леонтия Чулкова, Николай,уехал в Малороссию, где, впоследствии, погиб в результате несчастного случая.

Геннадий Чулков и его исследования

Младшие-Виссарион и Геннадий-поступили на работу в крупную фабрично-торговую фирму «И.Ф. Мюллер». Виссарион спустя некоторое время уехал на Камчатку, где стал известен, как автор многих вальсов и маршей. Геннадий, благодаря выдающимся способностям, за четыре года работы в Москве стал мастером по ремонту не только гармоник, но и многих других музыкальных инструментов. Именно Г. Чулков в 1907 году создал механику заёмных басов для двухрядной венской гармоники, благодаря которой басовые кнопки открывали не только клапаны басов, но и соответствующие клапаны из аккордового набора, что делало звучание более насыщенным. Данное изобретение было запатентовано им и в дальнейшем использовалось на всех венских гармониках(клеймо с надписью «привилегия № 17489» ставилось на корпусных уголках гармоней).

Гармонь с запатентованной заёмной механикой Г.Чулкова(на уголках видна надпись "привилегия № 17489")
Венская гармонь с запатентованной заёмной механикой Г.Чулкова(на уголках видна надпись «привилегия № 17489»)

Также, Геннадий Чулков известен, как экспериментальный исследователь влияния формы и объёма воздушных камер резонаторов и материала, из которого они(резонаторы)изготовлены, на тембральную окраску и силу звука. Ему удалось на практике доказать, что резонатор в гармони, это не просто «площадка» для крепления голосовых планок, а важнейший элемент конструкции, принимающий непосредственное участие в звукообразовании. Сконструировал целую серию так называемых тембровых гармоник, имитирующих звучание духовых инструментов симфонического оркестра.

Скончался Геннадий Леонтьевич в 1969 году, в Туле.

Сам Леонтий Алексеевич Чулков прожил довольно долгую жизнь и скончался в 1918 году.

С.Акимов. По материалам А.Мирека.

Добавить комментарий