Учимся играть на гармони. Урок1 Знакомство с правой клавиатурой.

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой, гармоника!«.

Сначала небольшое вступление… Этой статьёй я попытаюсь открыть, надеюсь, целый цикл уроков игры на гармони для начинающих и постараюсь раскрыть эту науку от самых азов, основываясь, большей частью, на собственном опыте. Чувствую, это будет не просто, так как, человеку, уже более-менее владеющему инструментом, будет трудно влезть в шкуру новичка и посмотреть на этот процесс его глазами. Собственно, так чаще всего и происходит, когда учитель упускает из виду моменты, которые совсем не очевидны для неопытного ученика…

Но я попробую. И буду надеяться, что эти уроки будут действительно полезными для кого-то, кто желает обучиться игре на двухрядной гармонике-хромке 25х25(речь пойдет именно о ней, но, в целом, эти уроки могут быть применимы и для гармоней с меньшим числом клавиш, как в правой, так и в левой клавиатурах, например, 23х12). И ещё один важный момент: попытайтесь  понять сами принципы игры, а не ждать до конца своих дней, когда «добрый дядя» выложит «цифру» или покажет, как играть конкретную мелодию и в какие кнопки каким пальцем тыкать…

Если где-то будет упоминаться нумерация кнопок, то знайте-она стандартная(картинки здесь). Итак, поехали!

Этот урок для тех, кто впервые берёт в руки гармонь, желая научиться на ней играть, но совсем не знает, с какой стороны к ней подходить. Те, кто уже умеет растягивать меха и даже извлекать какие-то звуки, могут смело его пропустить.

Посадка гармониста

Для начала определимся с посадкой гармониста. Хотя, даже среди специалистов нет единого мнения на это счёт. В самоучителях предлагается применять посадку такую же, какую применяют баянисты. Но некоторые приверженцы традиционной игры считают неправильным переносить баянную школу игры на гармонь. Поэтому главный принцип здесь: посадка должна быть удобной. В общих чертах: гармонь ставиться мехом на бедро левой ноги, гриф правого полукорпуса упирается нижним углом в правое бедро и остаётся неподвижным, тогда как левая рука растягивает мех. Инструмент при этом находится либо вплотную к телу (так удобно играть с применением большого пальца правой руки), либо выдвигается вперёд.

Некоторые гармонисты держат ноги сомкнутыми и гармонь у них опирается мехом сразу на обе ноги. Плечевые ремни могут быть одеты на оба плеча, либо только на одно-правое. Из личного опыта: я сам при игре сидя чаще всего применяю один ремень, если исполняемое произведение не требует обязательного и частого применения большого пальца.

А вообще, через несколько лет занятий, я стал замечать за собой нежелание надевать второй ремень, а тот, который одеваю, накидываю на руку чуть выше локтя-так себя чувствуешь как-то свободнее что ли…

Если одеваете оба ремня,то натяжение ремней должно быть отрегулировано так, чтобы гармонь не была подвешена у вас на плечах (как при игре стоя), а опиралась мехом на бедро. Но и тут тоже можно посмотреть с другой стороны: ведь, когда-то вам придётся играть и стоя, а тут уже нужен немного другой навык, поэтому, в принципе, можно и подвесить гармонь на плечах. Скажу только, что научившись играть сидя с одним ремнём, вам не составит особого труда играть и стоя, просто нужно будет немного потренироваться. В общем, повторюсь, посадка должна быть удобной лично для вас

Положение рук

Пару слов о положении рук. Правая рука при игре на гармони располагается так, что большой палец находится за грифом, а сама ладонь упирается в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца. Причём, ладонь упирается в гриф не всей поверхностью, а только верхней её частью.Нижняя же часть ладони слегка отведена в сторону. Так, на мой взгляд, удобнее всего играть.

При необходимости применения большого пальца, он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент. Обычно большим пальцем играют на клавишах-полутонах(клавиши №1, 2 и 14), но многие профессионалы-виртуозы применяют его и на других клавишах при игре сложных пассажей.

Как располагается кисть правой руки при игре вы увидите на видео ниже. На самом деле, если рассматривать положение кисти правой руки с точки зрения старой баянной школы, то там применяются два основных положения в зависимости от играемой мелодии: это положение, когда пальцы перпендикулярны грифу, и положение, когда пальцы направлены по диагонали вниз. Это вполне применимо и для гармони.  Я думаю, применительно к гармони, нет особой необходимости строго соблюдать какое-либо правило расположения кисти правой руки: вы сами найдёте для себя наиболее удобный «хват» в той или иной ситуации.

Извлекаем из гармони первые звуки

Теперь выполним простое упражнение: нажимаем какую-нибудь кнопку в правой клавиатуре и одновременно с нажатием начинаем; растягивать мех левой рукой. Для тех, кто не знает: правая клавиатура, это та, где кнопки расположены на грифе(а не на корпусе, как слева). Стараемся тянуть мех плавно, без рывков и прослаблений, чтобы звук был ровным. Теперь сжимаем мех, не отпуская кнопку.

Как вы слышите, звук при этом остаётся один и тот же. Одинаковый звук при смене направления движения меха на одной и той же клавише-одна из характерных черт гармони-хромки, в отличие от большинства русских гармоней прошлого, мало распространённых сейчас и имеющих, как правило, разные звуки на сжим-расжим меха либо в одной из клавиатур(левой, правой), либо в обоих(исключение-елецкая рояльная гармонь и ливенка).

Теперь сделаем почти тоже самое, но при смене направления движения меха нажмём другим пальцем другую клавишу, ту, что по соседству(неважно, сверху, снизу, сбоку…)

Первые упражнения

Всё, побаловались и хватит, теперь перейдём к более серьёзным упражнениям. Попробуем сыграть мажорную гамму. Несмотря на грозное название, ничего сложного тут нет. Мы просто перебираем подряд восемь клавиш в двух рядах, начиная с клавиши 3 и заканчивая клавишей 18, а потом возвращаемся назад тем же «путём». При этом безымянный палец нажимает клавиши первого ряда(начиная с клавиши номер 3), а указательный-второго(начиная с клавиши номер 15). Должно получиться так:

Теперь усложним задачу: делаем почти тоже самое, но теперь двигаемся до самого низа клавиатуры, до самой последней клавиши и опять возвращаемся назад:

Играем сначала в медленном темпе, потом, когда будет получаться всё без ошибок, можно прибавить «скорости».

Про ведение меха

Про смену направления движения меха в данном упражнении: не знаю точно, что сказали бы профессионалы, но мне кажется удобным менять его после каждого восьмого звука. Играть начинаем на расжим, слегка(совсем немного) разведя меха, чтобы иметь небольшой запас воздуха. Запомните небольшое правило: старайтесь никогда не разводить и не сжимать меха до упора. Это неизбежно приведёт к паузам и рывкам там, где их быть не должно.

Сколько времени уделять упражнениям и смотреть ли на клавиатуру

Неплохо было бы уделить этим упражнениям пару минут каждый раз, как садитесь за гармонь. Эту гамму можно «гонять» также, только безымянным пальцем и мизинцем для их развития(а развивать их очень желательно сразу, как только начинаете учиться).

Смотреть ли на клавиатуру при игре? Скажу так: смотреть первое время вам придётся, так как иначе вы вряд ли попадёте в нужные клавиши. Но с приобретением некоторого опыта, необходимость в этом отпадёт сама собой. Пальцы привыкнут и будут чувствовать клавиатуру.

На этом, пожалуй, первый урок будет закончен.

Читайте,также:
Учимся играть на гармони.Урок2:Знакомство с левой клавиатурой.

Комментарии: 35
  1. Аноним

    спасибо большое=)

  2. ИРИНА

    НАШЛА ГАРМОНЬ Я НЕ ПРОФЕСИОНАЛ НО НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ НАЖИМАЕШЬ ОДНУ КНОПКУ НАЖИМАЕТСЯ ЕЩЁ ДВЕ ЭТО ТАК И ДАЛЖНО БЫТЬ ИЛИ ОНА СЛОМОНА

    1. Сергей Акимов (автор)

      Так и должно быть,Ирина.

  3. Александр Власенко

    Спасибо, уроки очень помогают. Продолжайте в том же духе))

  4. ИРИНа

    спасибо

  5. Рустам

    спасибо большое ,очень помогли.

  6. Сергей

    Нумерация рядов не правильна, правильно считать от меха.

    1. Сергей Акимов (автор)

      Сергей,вы сильно ошибаетесь…

      1. Иван

        Ты умеешь играть на гармони как ты научился научите меня

  7. Аноним

    Спасибо вам за уроки игры на гармон

  8. Аноним

    Всем спасибо.

  9. Анатолий

    Доступное объяснение. СПАСИБО))))

  10. юля

    большое спасибо я так рада спасибо мне очень помогает!!!!!!!!!!

  11. Олег

    Здравы будьте!
    Поклон за науку. Терзаю Чайку 3-й день… Соседи пока терпят.
    Прошу ещё уроков.
    Благодарю

  12. Елена

    Очень понятно,во всём разобралась…Спасибо большое!Очень хочется научиться хорошо играть на гармони,поэтому нужны ваши уроки и в дальнейшем,советы и подсказки…Желаю вам крепкого здоровья и спасибо,что есть такие небезразличные люди!

  13. Сергей012993

    Здравствуйте все! тесть оставил гармонь Беларусь, хочу освоить. Урок душевный, думаю поможет. Интересно, сколько времени уйдет на освоение гармони?

  14. Сергей Акимов (автор)

    Сергей,смотря что называть «освоением гармони»… Я играю уже лет 8, но ещё не могу сказать,что освоил гармонь.

  15. Татьяна

    Доброго времени суток Вам,У меня гармонь Кубань, с левой и с правой стороны по да ряда клавиш, по 6 итого 12 с лева и в первом ряду 12,а во втором 11 клавиш с права.Если Вы поможете мне в обучении игры на этой гармошке буду очень признательна(мне просто необходимо научиться играть, это мне наказ) мой эл.адрес listopad55@rambler.ru за ранее благодарна. С ув. Т.А.

  16. Сергей Акимов (автор)

    Татьяна,обучение на такой гармони,кроме более ограниченного репертуара, принципиально ничем не отличается от обычной 25х25.Если смотреть раскладку стандартной хромки http://poigarmonika.ru/uchimsya-igrat-na-garmoni/uchimsya-igrat-na-garmoni-hromke/242-izobrazheniya-k-urokam-igry-na-garmoni.html в вашей гармони справа отсутствуют клавиши 1 и 14, а слева -1,2,9,10 и с 25 по 17(весь ближний к меху ряд).

  17. Роман

    Имею тульскую «Рябинушку» в потрёпаном состоянии. С косметикой уживусь, но на правой клавиатуре кнопки не совсем вряд: некоторые выше/ниже остальных. Не будет ли это мешать освоению инстрУмента? Если да, сколько примерно профилактика у мастера стоит?

  18. оля

    спс

  19. саня

    сука немогу

  20. Аноним

    Я НАЧАЛ УЧИТЬСЯ НА ГАРМОШКЕ 59ЛЕТ ТАК УЖ СИЛЬНО ХОТЕЛОСЬ ИГРАТЬ СЕЙЧАС МНЕ 60 Я УЖЕ ИГРАЮ 4 ПЕСНИ ИЯ ИХ ВСЕ СОВМЕСТИЛ НО ЧТОБ УЧИТЬСЯ Я КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗАНИМАЮСЬ ПО15 ПО20 МИНУТ И ЭТО ЗДОРОВО

  21. Аноним

    у нас старая гармонь. справа и слева по два ряда.но нигде нет как научиться на ней играть

  22. марина

    отец играл на слух. а сейчас она пылиться-очень хочется узнать побольше да и проверить а смогу ли я.

  23. Ирина

    благодарю за науку, буду осваивать!

  24. Аноним

    Как мне научится играть на гармони в домашних условиях

  25. миша

    ПРИВЕТ есть гитара у моей бабушке и папы есть гитара у ково естть гитара 1 день назат/ шо если есть гармоня я миша ира 2016 году вы моя ира? но зоходите в игру мульттиплер пианино

  26. Анатолий

    Не могу найти самоучитель для гармони 21х12 Помогите

  27. Евгений

    Здравствуйте, обязательно ли делать упражнение, использовав безымянный и указательный пальцы, или, если удобнее, можно использовать указательный и средний?

    1. Сергей Акимов (автор)

      Не советую… Иначе в дальнейшем придётся переучиваться. При игре четырьмя пальцами указательный и средний работают во втором ряду, а безымянный и мизинец-в первом(конечно,не во всех ситуациях,но в целом-именно так). Поэтому лучше сразу приобретать правильный навык. Ну,если только вы не собираетесь всегда играть двумя пальцами и на большее не претендуете…

  28. Сергей

    Сейчас попробую :!:

  29. Вадим

    Гармони ещё нет, но очень хочу, и учусь понемногу, Спасибо.

  30. Надежда

    Подскажите пожалуйста, какую гармонь купить для начала обучения внуку 6 лет

    1. Сергей Акимов (автор)

      Здравствуйте!
      Думаю, для самого начала подойдёт что-то типа тульской гармони «Сказка».
      Вот она в каталоге фабрики https://harmonica-tula.ru/catalog/garmoni/garmoni-seriynogo-proizvodstva/garmon-tula-gn-7/

Добавить комментарий для Сергей012993 Отменить ответ