Учимся играть на гармони.Урок2 Знакомство с левой клавиатурой.

Здравствуйте,уважаемые начинающие и не очень гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«.

В первом уроке цикла «Учимся играть на гармони» мы познакомились с правой клавиатурой.В этом уроке давайте попытаемся разобраться с устройством левой клавиатуры гармони-хромки.

То,что мы играем в левой клавиатуре,называется аккомпанементом и служит для сопровождения мелодии,звучащей в правой клавиатуре.

Состоит левая клавиатура из трех рядов кнопок(всего их 25,как и в правой). В первых двух рядах(если считать от руки) кнопки расположены по принципу чередования басов и аккордов. То есть если перебирать их по одной с самой нижней,то сначала идет бас,потом-аккорд,потом-опять бас и так далее. Что такое аккорд?  Аккорд-это стройное,гармоничное созвучие из трех и более звуков,звучащих одновременно. Существуют определенные правила построения аккордов,но мы в них сейчас не будем углубляться. Во-первых,потому что это из области музыкальной теории и нотной грамоты,во-вторых,потому что в левой клавиатуре эти самые аккорды уже готовые. То есть, мы нажимаем лишь одну клавишу,а получаем целый аккорд из нескольких звуков,благодаря особо устроенной механике, когда при нажатии одной кнопки,открывается сразу три-четыре клапана,дающих доступ воздушному потоку к конкретным голосам инструмента.

Все готовые аккорды левой клавиатуры можно сыграть и в правой,но уже, нажимая ВСЕ нужные клавиши,составляющие аккорд. Вот,например:

В третьем ряду(опять же,если считать от руки),находятся только басы,причем те же самые,что уже есть в двух других рядах. Если понажимать кнопки третьего ряда,то можно увидеть,что вместе с ними нажимаются и кнопки в других рядах,те которые и дублируются. Таким образом, этот ряд является вспомогательным и нужен он для того,чтобы избежать больших скачков руки,если нужную кнопку проще и удобнее нажать в третьем ряду,чем тянуться до неё.

В целом,весь принцип игры аккомпанемента основан на чередовании басов и аккордов. Первый ряд от руки содержит басы с мажорными аккордами. Тут мы играем аккомпанемент к весёлым,радостным мелодиям. Второй-басы с минорными аккордами(грустные,лирические мелодии).

Вот два,наиболее типичных,примера(под них уже можно и петь и плясать). Простейший аккомпанемент к частушечным наигрышам(мажор):

Простейший аккомпанемент к «Цыганочке»(минор):

Но разделение мажора и минора по рядам весьма условно,так как и в том и в другом случае,могут применяться заходы в соседний ряд.

Очень часто,для разнообразия мелодии и для её украшения применяются различные дополнительные приемы: например прохождение по одним басам(чаще всего,во вспомогательном ряду). Вот,как пример,аккомпанемент к «Яблочку»:

В традиционной вологодской игре(см. Традиционные наигрыши на Кирилловской гармони) очень часто применяется игра на одних аккордах-тоже,очень интересный и завораживающий прием,когда два звука получаются путем смены направления движения меха,а не двойного нажатия на клавишу(эффект совсем другой):

Теперь я покажу несколько простейших вариантов аккомпанемента,которые применяются наиболее часто:

«Частушка»(также,»Подгорная»)

«Барыня»

Замечу,что «Барыня» и «Частушка» имеют абсолютно такую же последовательность исполнения,если начать на одну пару клавиш выше,чем показано в видео. Попробуйте ради интереса.

«Цыганочка»:

Аккомпанемент к вальсам(строится,обычно по принципу бас-один раз,аккорд-два раза): 

Эти упражнения настойчиво советую выучить и отработать так,чтоб с ними у вас не возникало никаких проблем.Сначала играйте очень медленно,добиваясь чёткости исполнения(лучше играть медленно,но правильно,чем торопиться и постоянно сбиваться).Затем, постепенно,по мере появления уверенности,набирайте темп.

Запомните одно простое правило: в паре бас-аккорд,звучание аккорда не следует затягивать. Он должен звучать чуть короче баса. Вот пример НЕправильной игры(«Частушка»):

Из этого правила,конечно же,тоже есть исключения,но,в общем,оно действует практически всегда.

Напоследок,покажу варианты аккомпанемента к некоторым мелодиям в различных вариациях по принципу «от простого-к сложному и приведу их оцифровку согласно общепринятой нумерации клавиш(после знака «+»-новая вариация;пары бас-аккорд заключены в круглые скобки для облегчения восприятия;то,что в фигурных скобках,играется одновременным нажатием указанных клавиш;в прямых скобках-прохождение по одним басам в «Яблочке»). Возможно,на видео сыграно не строго по этим цифрам,но близко(отличия,лишь,в чередовании вариаций). Цифровую раскладку клавиатуры смотрим здесь.

Вариации и украшения здесь построены,в основном,на захождении в соседний ряд по басам(«Частушка»,»Цыганочка»),прохождении по одним басам без аккордов(«Яблочко»).Играть буду четырьмя пальцами,чего и вам советую: учитесь применять четыре пальца,иначе ваш аккомпанемент будет состоять,лишь,из монотонного долбления по басам и аккордам без всякого разнообразия. В общем,смотрите:

«Подгорная»(или-«Частушка») (6-5)-(6-5)-(4-3)-(4-3)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-(4-3) + (6-5)-(14-5)-(4-3)-(12-3)-(2-1)-(10-1)-(4-3)-(12-3)+ (6-5)-(14-5)-(4-3)-(12-11)-(14-13)-(2-1)-(4-3)-(10-3)+ (6-5)-(12-5)-(4-3)-(12-11)-(14-13)-(2-1)-(4-3)-(4-3)

«Цыганочка» (16-15)-(16-15)-(14-13)-(14-13)-(12-11)-(12-11)-(14-13)-(14-13)+(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(12-11)-(6-11)- (14-13)-(6-13)+(16-15)-(8-15)-(14-13)-(23-13)-(10-9)-(12-11)-(14-13)-(12-13)

«Яблочко» (8-7)-(8-7)-(6-5)-(6-5)-(16-15)-(16-15)-(14-13)-(14-13)-(16-15)-(16-15)-(14-13)-(14-13)-(12-11)- (12-11)-(14-13)-(14-13)-(16-15)-(16-15)-(14-13)-(14-13)-(12-11)-(12-11)-(14-13)-(14-13)+

(8-7)-(8-7)-(6-5)-(12-5)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(12-11)-
(12-11)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)- (6-13)-(12-11)-(12-11)-(14-13)-{14-13} +

(8-7)-(8-7)-(6-5)-(12-5)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(10-9)-(12-11)-
(14-13)-(14-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)- (10-9)-(12-11)-14-12-{14-13} +

(8-7)-(8-7)-(6-5)-(12-5)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(10-9)-
(12-11)-|25-24-23-22|-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-
(10-9)-(12-11)-14-12-{14-13}

«Матаня» (6-5)-(4-3)-(14-13)-(14-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-(4-3)-(6-5)-(4-3)-(14-13)-(14-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-{4-3}+ (6-5)-(10-11)-(14-13)-(12-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-(10-3)-(6-5)-(10-11)-(14-13)-(12-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-{4-3}+ (6-5)-(12-11)-(14-13)-(14-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-(10-3)-(6-5)-(12-11)-(14-13)-(14-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-{4-3}

P.S. Кому интересно,вот упражнение для развития подвижности и растяжки пальцев левой руки-гамма на басах левой клавиатуры. Для новичка сложно,но очень полезно. В цифрах выглядит так: 6-2-12-8-4-14-10-6 и в обратном направлении. Вот так:

Наверное,на этом я закончу второй урок. Но если я что-то упустил или есть какие-то пожелания,пишите в комментариях-буду вносить изменения и дополнения.

Читайте дальше:
Урок 3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук

Смотрите также:

Учимся играть на гармони.Урок2 Знакомство с левой клавиатурой.: 8 комментариев

  1. Да, просто…
    Пальцы только у меня в бублик заворачиваются? Жму часто не на те кнопки.
    Ещё на моей старушке звук не чёткий, иногда сипит, а не поёт. Надо сильно тягать туда-сюда, чтоб пела. В общем только плясать, душевно не споёшь.
    Может в мехах дырка, как проверить?

  2. Не,Олег, у меня в мехах тоже где-то в складках пропускает,но звук отличный…

  3. было бы здорово гамму играть помедленнее и в скобках указать какие пальцы на какие кнопки ставить

  4. Про пальцы поддержу. Согласен, что нужно все 4 развивать, но поподробней бы. В самом простом варианте аккомпанемента (т.е. 3 пары клавиш) предполагаю играть первую пару мезинцем-безымянным, вторую — безымянным-средним, третью — средним-указательным. Правильно?
    Так же знаю, что на «плясовой» темп желательно выходить с метрономом. Или гармонь исключение? (без подколки).

    И лично для себя:
    1) Дедушка играл Подгорную с 8-й кнопки. Можно под эту тональность усложнёный (хоть немного) вариант басов? Мне она почему-то кажется более удобной.
    2) Я — гитарист, и привык видеть что играю, а гармонь меня этой роскоши лишает. Может, есть методы быстого поиска кнопок вслепую (кроме непосредственно репетиций)? Поможет ли зеркало на первых порах или оно во вред только?
    3) Соседи у меня хорошие. Про доступные способы заглушки гармони расскажите, пожалуйста, если они есть. Куда тряпочку, там, приложить… А то психологический аспект — как пение с зажимом.

    Заранее благодарю за ответ. За сайт отдельное спасибо — хорошее дело и слог не тяжёлый!

  5. Роман,про развитие пальцев,это кому как. Я даже не знаю,как правильно. Сам об этом не задумывался,но,кажется,я играю мизинцем и безымянным только нижнюю пару басов,а две верхних-средним и указательным.
    Метроном,думаю,полезная штука для начинающих,но сам пользовался только пару раз,ради интереса.
    Подгорная с восьмой кнопки играется также,только используются кнопки(и в мажорном и в минорном ряду) на одну пару ниже.
    Думаю,зеркало не стоит использовать,в нём тяжело ориентироваться. Лучше,уж,смотреть на клавиатуру на первых порах.
    Как глушить гармонь? Я,помню,чтобы не тревожить родных накрывал гармонь ватным одеялом. Заодно приучает не смотреть на клавиатуру…

  6. Аккомпанемент в 3 уроке я играю давно и легко а вот подобрать их так как я подбирал правую руку не могу! Вот пример я играю землянка катюша гармонь одинокая журавли белые розы эх дороги Мурка и тд и тп я подбирал сам а как левую подобрать ????????? Это проблема нот не знаю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.