Урок3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук

Здравствуйте, уважаемые начинающие и не очень гармонисты. Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!»

В предыдущих уроках(урок1 и урок2) мы познакомились с правой и левой клавиатурой гармони-хромки. Я долго думал, о чем лучше сделать третий урок и решил, всё-таки, рассмотреть тему, обозначеную в названии этого материала. Давайте попробуем разучить простые однокнопочные мелодии из тех, что являются традиционными для исполнения на гармони.

Что значит «однокнопочные мелодии»? Поясню: так я  называю мелодии в простейшем варианте, которые  исполняются  без аккордов и переборов. Просто чистая, голая мелодия. Самое то для начала обучения игре на гармони.

Начать предлагаю с  затасканной уже, наверное, всеми начинающими  «Частушки»…

Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки

Тут, на всякий случай, сделаю небольшое отступление: дело в том, что название «Частушка» здесь очень и очень условное, так как оно с полным правом может применяться и для многих других народных наигрышей. А данная мелодия(которую мы будем изучать сейчас) отчетливо прослушивается, хоть и под «слоем» украшений(аккордов, переборов и других технических приемов), во многих общерусских наигрышах, имеющих, казалось бы, совсем разные названия: Подгорная, Елецкого, Страдания, Досада и некоторые другие.

В нижеследующем видео сначала звучит Частушка, затем идут Барыня, Матаня и Цыганочка.

Привожу цифровую запись этих мелодий для правой руки(смотрите цифровое представление клавиатуры гармони):
Частушка: (19-19-8-19)-(7-7-19-7)-(18-18-7-18)-(6-5-5)
Барыня: (19-18-18)-(7-19-18)-(8-7)-(19-18-18)-(7-19-18-8)
Матаня: (18-18)-(6-6)-(18-18-6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5-6)-(18-18)-(6-6)-(18-18)-(6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5)
Цыганочка: (20-8-20-8)-(8-19-8-19)-(19-7-19-7)-(7-18-7-18)-(18-6-18-6)-(6-17-6-17)-(6-6-18-6)-(17-19)

Цифровую запись этих мелодий для левой руки смотрите в Уроке2, где мы знакомились с левой клавиатурой. Эти мелодии вы уже давно должны знать и исполнять без «затыков»(по кайней мере те, кто ознакомился со вторым уроком в момент его опубликования два месяца назад и кто следовал приведённым там рекомендациям).

Добавляем аккорд в конце

Теперь давайте добавим в конце каждой разученной вами мелодии аккорд. Вернее, не добавим, а заменим аккордом нажатие одной кнопки, которым мы завершали эти мелодии. Здесь аккорд будет применяться, как акцент, подчеркивающий завершение куплета. Этим самым мы начнем понемногу учиться применять аккорды в игре.

Цифровая запись этих аккордов(добавляем их вместо последней цифры в оцифровке):
Частушка: 5-6-7
Барыня:17-18-8
Матаня:5-6-7
Цыганочка:17-18-19

Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармони

Ну вот… А теперь, наверное, настало время поговорить о камне преткновения для практически всех начинающих обучение игре на гармони — о соединении, синхронизации, обеих рук. Сколько новичков надолго застопорилось на этом моменте… Я даже подозреваю, что некоторые из них на этом завершили свое увлечение этим инструментом…

К сожалению, ни один самоучитель не останавливается подробно на этом моменте. Почему-то считается, что обьединение игры двух рук пройдет для начинающего гармониста быстро и безболезненно.

Мне не раз приходили просьбы обьяснить, как обьединить игру левой и правой рукой… Хм… Ну что тут сказать нового?… Вспоминая свой личный опыт в этой области, скажу, что у меня это стало получаться после долгих и упорных попыток на примере тех же Барыни и Частушки. Но было это давно, лет 13 назад, когда играл я урывками на дедовой гармони и о серьезном изучении данного инструмента даже не помышлял. Просто был какой-то азарт…

Для начала могу посоветовать вот что: учите мелодии для левой руки, оцифровка которых приведена во втором уроке, где мы знакомились с левой клавиатурой. Как я уже не раз говорил, эти мелодии нужно отработать до полного автоматизма, чтобы вы, не глядя на клавиатуру, не задумываясь о моменте смены направления движения меха, без проблем играли их быстро и четко.

А нужно это для того, чтобы, начиная соединять руки, вы уже не пытались разделить внимание на обе руки и не думали, куда и в какой момент должна нажимать левая рука. Вы сосредоточитесь на исполнении мелодии правой рукой, под аккомпанемент, исполняемый левой.

Знайте, в мелодии правой руки в определенный момент времени звучат те же самые звуки, что и в левой руке. Только в левой они гораздо ниже и по научному это называется звучание «в октаву». В следующем видео показано на примере вышеупомянутых мелодий, какие именно звуки правой клавиатуры созвучны каждой паре бас-аккорд аккомпанемента(сначала я играю эти созвучия, а потом-саму мелодию обеими руками). Как вы можете увидеть в этом ролике, на каждые два нажатия в левой клавиатуре приходится одно нажатие в правой и длится это нажатие, пока звучат оба звука(бас и аккорд) в левой. Попробуйте и вы это повторить.

Цифровая запись:
Частушка: 19-7-18-5
Барыня: 19-7-19-8
Матаня: 18-6-17-6-17-5
Цыганочка: 8-19-7-17

Вот что еще могу посоветовать для тех, кто мучается с обьединением игры обеих рук: попробуйте записать свою игру левой рукой, а затем, проигрывая эту запись, поиграть под неё правой рукой(конечно, я мог бы и сам сделать для вас такую запись, но, так как гармони у всех разных тональностей , то это мало кому будет полезно). Я думаю, у многих должно получится.

Понимаете, о чем я? Повторюсь: для начала вы должны отработать до автоматизма партии левой руки в простейших мелодиях и научиться играть под этот аккомпанемент правой рукой КАК ПОД ЗАПИСЬ.

Левая клавиатура-ведущая!

Еще один важный момент. Я настаиваю, чтобы вы его запомнили и следовали ему. Многие ошибочно полагают, что левая рука играет под правую… Это не так! Всё, как раз, наоборот: ПРАВАЯ РУКА ИГРАЕТ ПОД ЛЕВУЮ. Левая рука задает ритм и характер мелодии(мажор-минор), а правая рука следует этому ритму, выстраивая свою партию на основе звуков левой клавиатуры.

Наверное поэтому и советуют начинать изучение какой-либо мелодии по нотам или подбор её на слух именно с левой клавиатуры(по поводу изучения по нотам могу согласиться полностью, а вот если подбирать на слух, то лично я предпочитаю начинать с мелодии, а затем-подбирать к ней аккомпанемент, что, возможно, и неправильно, но мне почему-то так легче).

На следующем видео я играю те же самые мелодии, но уже двумя руками. Я специально подобрал их так, чтобы на один звук в левой клавиатуре приходился ровно один звук в правой. Это самый простой вариант для соединения двух рук в игре(гораздо труднее, когда на одно нажатие в левой будет приходиться несколько нажатий в правой). Смотрите и повторяйте.

Напоследок покажу на примере Частушки,как её можно «развить» в процессе игры от простого к более сложному с помощью различных вариаций(это видео просто для ознакомления):

На этом позвольте считать третий урок законченым. Не забывайте, что для того, чтобы у вас что-то начало получаться, нужно пробовать, пробовать и, еще раз, пробовать. Кто ничего не делает, тот ничего и не сможет добиться. А я надеюсь, что этот урок будет полезен хоть кому-нибудь, кто желает научиться играть на гармони. До новых встреч!

Читайте также:
Урок 4: Основы нотной грамоты для гармониста. Часть1.

Смотрите также:

Комментарии и отзывы:
  1. Здравствуйте. Я научился играть вальс двумя руками, но я столкнулся с такой проблемой: как именно совместить 2 руки, тоесть совместить цифры левой руки с цифрами правой. Помогите пожалуйста

  2. Виктор,нужно отработать партию левой руки до автоматизма,далее так: левая рука играет и задаёт ритм,а правая под этот ритм подстраивается(в это время о левой руке не думайте,а только слушайте её). Как только у вас получиться в первый раз,далее всё пойдёт,как по маслу. Пытайтесь,наберитесь терпения.

  3. Добавлю: можно ещё попробовать напеть(вслух или про себя) мелодию,играя аккомпанемент левой рукой и подстраиваясь под неё. А потом уже играть и правой.

  4. Здравствуйте. Я выучил все ваши уроки, спасибо за отличное объяснение. Но не могли бы вы выложить еще цифр частушек, очень хочу выучить но не могу найти цифры. Буду очень благодарен.

  5. Есть много нот с цифрами на разных сайтах. Наверняка и частушки можно найти.

  6. Спустя несколько лет заметил ошибку: в цифровой раскладке Матани восьмая цифра должна быть «17»,а не «7». Исправил.

  7. здравствуйте сергей я на левой старане научился играть и на правай а кагда совмещаю у меня правая старана в ритм не падходит и наченает путаться с кнопками что делать

  8. Алексей,скорее всего ваша проблема в том,что вы недостаточно уверенно отработали партию левой руки и слишком много внимания уделяете ей во время игры. А нужно-не думать о ней вообще и сосредоточится на правой руке,подстраиваясь под левую. Не бросайте попыток,пробуйте ещё и ещё,и придёт момент,когда вы всё поймёте и почувствуете.

  9. Когда на 1 нажатие левой руки 1 нажатие правой нет цифирок…
    Добавьте, пожалуйста, цифирки…

  10. Я не один месяц уже. Играю море песен правой рукой а левой не понимаю правильно цифры нет и так какие нажимать соответствие! Понимаете! ? Как отрабатывать тогда? Кое что получается но частично!

  11. Егор,я даже не знаю,как объяснить… Честно. Пробуйте,ошибайтесь,пробуйте ещё… Помните,только,что в игре гармониста левая рука-ведущая,а правая играет под неё. И ни в коем случае не наоборот.

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.