Азы игры на двухрядной хроматической гармонике за 10 уроков(описание курса)

ГБОУ СПО РК «Коми республиканский
колледж культуры им. В.Т. Чисталева»
Глазырина Любовь Леонидовна,
преподаватель

Два года назад в Коми республиканском колледже культуры
им. В. Т. Чисталева было открыто отделение «Этнохудожественное
творчество», выпускающее руководителей фольклорных
коллективов, в профессиональные компетенции которых входит
изучение и сохранение фольклора, обрядов и народных праздников
России и Республики Коми.

В программе обучения четвертого семестра предусмотрено
освоение фольклорного музыкального инструмента в объеме десяти
индивидуальных занятий. Учебной частью был одобрен выбор
инструмента — двухрядная хроматическая гармоника и освоение азов игры на ней.Курс обучения предполагает знание основ музыкальной грамоты, что облегчает задачи педагога по объяснению и освоению умений и навыков игры на инструменте.

Одна из важнейших задач преподавателя — с первых уроков
заинтересовать студентов занятиями на инструменте. Как в любой методике, педагог рассказывает краткую историю создания и совершенствования гармоники, устройство инструмента, правила посадки и постановки рук. С первого урока необходимо посадить студента за инструмент и дать возможность почувствовать себя исполнителем. Для этого следует потянуть мех, нажимая любые ноты в левой клавиатуре. Полностью согласна с Романом Бажилиным, который в своем самоучителе игры на гармонике пишет, что обучение необходимо начать с левой клавиатуры. Уже с первых занятий, играя по два раза пары кнопок на первом ряду от
края левой части корпуса инструмента, можно сыграть
аккомпанемент «Частушка», а затем, повторив то же самое на
втором — аккомпанемент «Цыганочка». С первых уроков и первых
наигрышей необходимо приучать студентов к организованной смене меха — через определенное количество тактов или длительностей нот. Одновременно следует сделать запись в нотную тетрадь нот в басовом ключе и дать задание запомнить их расположение на нотном стане.

Педагог постоянно должен обращать внимание на
методику меховедения при игре — для этого необходимо потянуть
басовые ноты целыми длительностями на расжим и сжим. На
разжим, опираясь на короткий ремень левой руки и нижнюю часть
ладони, а на сжим — на основание большого пальца на крышку левой части корпуса. Движение левой руки должно быть максимально плавным и свободным.

Постановка правой руки при игре на гармонике заключается
в следующем: локоть слегка отведен в сторону, кисть в
полусогнутом положении свободно обхватывает гриф. Большой
палец может находиться как за грифом, так и над клавишами, как
остальные пальцы. Прикосновение к клавиатуре происходит
кончиками или подушечками пальцев.

В верхней части правой клавиатуры расположены три
хроматических звука: фа диез, соль диез и ре диез. Они помогают
более точно исполнять мелодии в минорных тональностях. Ниже
идет диатонический звукоряд, расположенный на двух рядах,
который составляет три октавы. Далее производится запись нот
звукоряда в скрипичном ключе и пьес «Частушка» и «Цыганочка» в
нотную тетрадь.
К сожалению, диатонический строй гармоники значительно
сужает репертуарные возможности инструмента. В основном песни и наигрыши записываются в двух тональностях — до мажоре и ля миноре. Глядя на схему правой клавиатуры студенты должны найти нужные ноты, исходя из нотного материала, и правильно нажать нужные клавиши верными пальцами. Попутно дается понятие аппликатуры — порядок чередования пальцев при игре на
музыкальных инструментах.

Освоив игру легких пьес каждой рукой отдельно, следует
приступить к игре двумя руками. Для этого как нельзя лучше
подходят упражнения на соединение данные в сборнике «Баян.Подготовительная группа». Благодаря этим упражнениям студенты незаметно для себя начинают играть двумя руками, а затем переходят к игре пьес также двумя руками одновременно. Для этого подходят детские песенки «Петушок», «Как под горкой, под горой», «Василек» и др.

С начала обучения с игры первых нот, педагог должен рассказать о способах прикосновения к клавиатуре, т. е. о трех основных штрихах: нон легато, легато и стаккато. На первоначальном этапе рекомендуется играть все медленно, не спеша штрихом нон легато — извлечением звуков мягким нажатием пальцев на клавиши с последующим небольшим подъемом каждого пальца. Этим приемом достигается раздельное, не связное звучание нот. Данный штрих обычно не отмечается никаким обозначением. Играя упражнения на соединение двумя руками, сначала надо играть партии обеих строчек одинаковым штрихом нон легато. Затем надо объяснить студенту, что в этом случае партия левой руки перекрывает по звучанию мелодию правой. Чтобы этого избежать, следует играть ноты в басовом ключе коротко — на стаккато (в нотах данный штрих обозначается точками над или под нотами). Чтобы добиться игры разными штрихами в левой и правой клавиатурах, студенты должны самостоятельно добиться желаемого результата выполняя домашнее задание. Обучение надо начинать с простейших пьес, включающих в себя минимальное количество нот и обязательно проигрывать пьесу каждой рукой раздельно, можно в ансамбле с педагогом. Каждый преподаватель обязательно должен придерживаться основных принципов обучения — от простого к сложному, от медленного к быстрому.

На практике доказано, что придерживаясь данных рекомендаций, студент или учащийся в кратчайший срок может освоить и сыграть двумя руками 3-4 легких пьесы или популярные наигрыши в медленном темпе, с верной сменой меха, соблюдая аппликатуру и штрихи.

Заканчивается курс контрольным уроком, на котором оценивается качество исполняемых пьес и отношение студента к данному предмету.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.