Автор Тема: Кабинет философии  (Прочитано 4289 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ras199

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10813
  • Репутация: 100
  • Миха
Re: Кабинет философии
« Ответ #30 : 18 Сентября 2017, 01:26:39 »
Топикстартер наверное стонет )) все это напоминает Ильфа и Петрова с их этикетным ресторатором на смычке где за его сервированные хрусталем столы ринулись чумазые строители )) Парни вы ччее этож тема философии, высоких мыслей, утонченных метафор, какая нафиг гражданская оборона)))))))))))))

Оффлайн ПАХА

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7930
  • Репутация: 156
  • И жизнь хороша , и жить хорошо !
Re: Кабинет философии
« Ответ #31 : 18 Сентября 2017, 15:20:27 »
А Игорь Федорович кстати - истинный эстет  ;) и философ ...
говорят около 14 раз пережил клиническую смерть ... наверное там многого видел ...



Пой,гармоника!-форум гармонистов и любителей гармони

Re: Кабинет философии
« Ответ #31 : 18 Сентября 2017, 15:20:27 »

Оффлайн Андрей_1970

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 741
  • Репутация: 21
Re: Кабинет философии
« Ответ #32 : 18 Сентября 2017, 22:24:47 »
https://www.krainaz.org/2016-02/101-entropy
*********************************************************************************************************
Термин «энтропия» происходит от древнегреческого слова «ἐντροπία», которое в переводе означает «поворот», «превращение». В качестве научной категории «энтропия» возникла в естественных науках, прежде всего в физике, а точнее в термодинамике в качестве меры необратимого рассеяния энергии.

Коротко говоря, энтропия – это фундаментальное свойство произвольной, состоящей из многих элементов, системы, для которой характерна неоднозначность и/или случайность поведения. При этом энтропия представляет собой меру хаоса, т.е. степень беспорядка системы и ее поведения.

Чем меньшим значением обладает энтропия системы, тем большей стабильностью характеризуется деятельность этой системы. И, наоборот, чем большим значением обладает энтропия системы, тем более хаотичным является функционирование такой системы.

Термодинамика возникла благодаря желанию людей подчинить себе движущую силу пара. Поэтому сначала термодинамика занималась исследованием тепла. Однако со временем термодинамика существенно расширила сферу, так сказать, своих интересов и стала теорией о превращениях всех форм энергии. В таком виде термодинамика существует и по сей день.

Термодинамика основана на небольшом числе постулатов (аксиом), которые в сжатой форме вобрали в себя накопленный опыт по изучению энергии. Эти утверждения носят название начал или законов термодинамики. Всего насчитывается четыре начала (закона) термодинамики. В основе утверждений этих законов термодинамики лежит обобщение данных, полученных в результате наблюдений и проведенных испытаний.

Нулевое начало термодинамики было сформулировано чуть более ста лет назад. Оно утверждает следующее: независимо от начального состояния изолированной (замкнутой) системы, в конце концов, в ней установится термодинамическое равновесие. При этом термодинамическое равновесие подчиняется свойству транзитивности, т.е. если система A находится в термодинамическом равновесии с системой B, а та, в свою очередь, с системой C, то система A находится в равновесии с системой C. A, B и C можно считать как отдельными системами, так и частями одной равновесной системы.

Первое начало термодинамики было сформулировано в середине XIX века. Согласно этому закону система может совершать работу только за счет своей внутренней энергии или каких-либо внешних источников энергии. Первое начало термодинамики часто формулируют как невозможность существования вечного двигателя первого рода, который совершал бы работу, не черпая энергию из какого-либо источника.

Второе начало термодинамики гласит, что невозможен самопроизвольный переход тепла от тела, менее нагретого, к телу, более нагретому. Одна из формулировок второго начала термодинамики основывается на понятии энтропии: энтропия изолированной системы не может уменьшаться (закон неубывания энтропии).

Второе начало термодинамики часто формулируют как невозможность существования вечного двигателя второго рода, который имеет коэффициент полезного действия, равный единице, т.е. двигателя, который превращает в работу все 100 % теплоты.

Артур Стэнли Эддингтон
АРТУР СТЭНЛИ ЭДДИНГТОН
(1882-1944)
В своей Гиффордовской лекции «Природа физического мира» известный английский астрофизик Артур Стэнли Эддингтон (1882-1944) утверждал, что закон возрастания энтропии занимает высшее положение среди других законов природы. По его мнению, если обнаружится, что какая-нибудь теория вселенной противоречит второму началу термодинамики, то такой теории «не остается ничего другого, как погибнуть в глубочайшем смирении».

Третье начало термодинамики гласит, что приращение энтропии при абсолютном нуле температуры стремится к конечному пределу, не зависящему от того, в каком равновесном состоянии находится система. Из третьего начала термодинамики следует, что невозможно достичь абсолютного нуля температуры ни в каком конечном процессе, связанном с изменением энтропии. К абсолютному нулю температуры можно лишь приблизиться. Поэтому третье начало термодинамики иногда формулируют как принцип недостижимости абсолютного нуля температуры.

Очевидно, энтропия играет особую роль в термодинамике. Однако энтропия нашла широкое применение не только в термодинамике, но и во многих других отраслях знания. При этом смысл термина «энтропия» существенно различается в различных научных областях.

Так, если в статистической физике энтропия – это мера возможности осуществления какого-либо макроскопического состояния, то в теории информации энтропия – это мера неполноты информации (знаний), а, например, в исторической науке энтропия служит мерой феномена альтернативности (вариативности) исторического процесса.

Энтропийный подход является сравнительно молодым научным методом. Научная история понятия энтропии насчитывает менее двух столетий. Однако за такой короткий срок наука выработала целый ряд различных представлений о феномене энтропии. Общим для различных взглядов на понятие энтропии можно считать то, что энтропия – это всегда мера хаоса макроскопической системы.

Макроскопические системы – это системы, состоящие из многих объектов, понимаемых как ее элементы. Эти элементы сами по себе могут быть микроскопическими: как правило, атомы или молекулы в физических и химических системах. Они могут быть макроскопическими: в частности, макромолекулы в полимерах, клетки в биологических структурах.

Наконец, они могут быть достаточно крупными телами, как, например, «элементарные» объекты в социологии, хозяйствующие единицы в экономике.

Величина значения энтропии характеризует то, как далеко рассматриваемая система отклонилась от упорядоченного, структурированного состояния и как приблизилась она к беспорядочному, полностью хаотичному, бесструктурному, однородному виду. Существуют различные определения понятия «структура».

Как правило, под структурой понимают характер организации элементов и совокупность отношений между элементами системы. Структура системы определяется характером и свойствами связей между ее элементами. Такое определение структуры не налагает никаких ограничений на природу самой системы и ее элементов. Это могут быть системы элементарных частиц, системы информационных символов, космические, биологические, социальные или экономические системы.

Каждая система может быть отнесена к одному из трех следующих классов. Первый класс – класс высокоорганизованных систем, т.е. систем, обладающих развитой и сложной структурой. Второй класс – класс частично организованных систем, т.е. систем, обладающих не слишком сложной и не слишком простой структурой. Третий класс – класс хаотических систем, т.е. систем, обладающих случайностью распределения своих элементов, их появления, расположения и движения.

Как уже неоднократно отмечалось, энтропия является мерой хаоса. Но, одновременно с этим энтропия является и мерой структурной организованности систем, т.к. хаос и порядок – это не только противоположные, но и взаимодополняющие понятия.

Это можно трактовать как единство противоположностей, равновесие или неравновесие между которыми определяет направление и темп развития (прогресса или деградации) структур в рассматриваемой системе. Таким образом, энтропию можно считать мерой хаоса/порядка, т.е. одновременно мерой и хаотичности, и упорядоченности.

Энтропия, как мера хаоса/порядка, изучалась в системах разной природы: это и энтропия Клаузиуса в термодинамике, и энтропия Больцмана в статистической физике, и энтропия Шеннона в теории информации, и энтропия Колмогорова в теории динамических систем, и энтропия фон Неймана в квантовой механике.

Максимально возможное значение энтропии заданной системы соответствует наименьшей степени ее структурной организованности, т.е. наибольшей хаотичности, неупорядоченности и неразберихи. Малое значение энтропии, напротив, соответствует высокой структурной упорядоченности соответствующей системы. Часто как синоним термина «энтропия» используют словосочетание «структурная энтропия». Этим подчеркивают тот факт, что значение энтропии характеризует степень структурной организованности (упорядоченности) системы.

**************************************************************************************************

История энтропии как научного понятия началось с исследований по термодинамике, выполненных Сади Карно. Николя Леонар Сади Карно (1796-1832) – французский физик и математик. За свою короткую жизнь Карно, военный инженер по профессии, успел опубликовать всего одну единственную научную работу, являющуюся основополагающей в термодинамике.

Еще в период своей военной службы Карно посещал лекции в Сорбонне, Коллеж де Франс, Консерватории искусств и ремесел. В начале 20-х годов X I X века его заинтересовали недавно появившиеся паровые машины. Свежий взгляд инженера по образованию и физика по призванию сумел проникнуть в самую суть превращения (греч. εντροπον) тепла в механическое движение.

В 1824 году он опубликовал небольшую брошюру, название которой можно перевести так: «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развить эту силу». В этой работе Сади Карно провел анализ существовавших тогда паровых машин, ввел такие понятия термодинамики, как идеальная тепловая машина, идеальный цикл (цикл Карно), обратимость и необратимость термодинамических процессов, а также объяснил, как и почему теплота может превращаться в работу.

Размышляя о «получении движения из тепла» и анализируя полный рабочий цикл (цикл Карно) идеальной тепловой машины, он впервые пришел к выводу о том, что работа производится только при переходе тепла от нагретого тела к более холодному. Кроме того, Карно сформулировал положение, что величина работы обусловлена разностью температур нагревателя и холодильника и не зависит от природы вещества, работающего в тепловой машине (теорема Карно).

Наконец, как выяснилось почти 150 лет спустя, в своей работе Сади Карно сформулировал один из важнейших научных принципов современного естествознания. Этот закон называется принципом Карно, который больше известен как второе начало термодинамики или принцип энтропии.

Принцип Карно часто формулируют как закон неубывания энтропии: в изолированной (замкнутой) системе энтропия не уменьшается.

Второе начало термодинамики постулирует ограничения на направление процессов передачи тепла между телами. Существует несколько равносильных формулировок этого принципа. Одной из таких формулировок второго начала термодинамики является утверждение о невозможности создания вечного двигателя второго рода, т.е. устройства, способного превращать в работу все тепло, извлекаемое из окружающих тел.

В 1832 году Сади Карно умер во время эпидемии холеры. При жизни его труд остался неизвестным, хотя Карно продолжал изучение тепловых машин и после публикации «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развить эту силу».

Свои наблюдения, размышления и выводы он записывал в дневнике, намереваясь со временем их систематизировать и опубликовать. Однако судьба не предоставила ему такой возможности...

Научное наследие С. Карно было утрачено, т.к. все его имущество, включая бумаги, было сожжено. Уцелела лишь одна записная книжка, которая была опубликованы спустя 70 лет после его смерти – в 1902 году.

Как выяснилось, в этих заметках Карно сформулировал основные положения кинетической теории, подробно обосновал принцип сохранения энергии (первое начало термодинамики), вычислил механический эквивалент теплоты.

Первое начало термодинамики часто формулируют как утверждение о невозможности создания вечного двигателя первого рода, т.е. устройства, способного бесконечно совершать работу без затрат топлива или других энергетических ресурсов.

****************************************************************************************************


В 1834 году Бенуа Клапейрон изучил работу «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развить эту силу» и по достоинству оценил открытия, сделанные С. Карно.

Клапейрон ознакомил широкую научную общественность своего времени с идеями Карно и развил их далее в своих работах. Клапейрону удалось формализовать принцип Карно, придав ему графическую и аналитическую форму, и вывести формулу для вычисления коэффициента полезного действия (КПД) тепловой машины.

Полезная работа A в цикле Карно равна

A = Q1 – Q2,

где Q1 – количество тепла в рабочем теле до выполнения работы, Q2 – количество тепла в рабочем теле после выполнения работы.

Клапейрон также выяснил, что количество тепла в конкретном тепловом цикле пропорционально температуре, т.е. Q = λ∙T, где λ – константа. КПД (η) действия машины Клапейрон определил как отношение работы к затраченной теплоте:



где T1 и T2 – температура рабочего тела до и после выполнения работы.

Кроме того, Клапейрон вывел уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона, часто записываемое в форме уравнения Менделеева-Клапейрона), которое обобщает закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля и позволяет пересчитать объем 1 моля газа для произвольных значений температуры и давления.

Результаты, полученные Карно и Клапейроном, позволили вплотную подойти к возможности введения понятия энтропии в термодинамике. Образно говоря, их достижения в исследованиях по термодинамике образуют своеобразную предысторию возникновения в науке понятия энтропии. Автором понятия «энтропия» можно назвать преподавателя физики в Цюрихской школе Рудольфа Клаузиуса, который в 1850 году первым сформулировал второе начало термодинамики как закон о том, что теплота не может сама собой перейти от более холодного тела к более горячему.

В 1851 году Уильям Томпсон, профессор натуральной философии в университете Глазго, дал несколько иную формулировку второго начала термодинамики и предложил использовать термин «энтропия» для меры превращений энергии. Как отмечалось выше, термин «τροπη» в переводе с греческого языка означает «изменение», «превращение», «преобразование», «обращение внутрь». При этом учитывался тот факт, что эта величина как раз и является мерой превращения тепловой энергии в механическую энергию, и наоборот.

******************************************************************************************************


Рудольф Клаузиус ввел представление о новой термодинамической величине, которую он назвал термодинамической энтропией. Подставляя соотношения из уравнения для КПД (η) в выражение для полезной работы A, для цикла Карно получаем соотношение


A=Q1–Q2=Q1 ∙

Следовательно, в цикле Карно справедливы пропорции  или . Таким образом, в цикле Карно значение отношения Q/T является постоянной величиной. Этой постоянной величине и было дано название энтропия.

Результаты Клаузиуса так и остался бы известным лишь специалистам по теплофизике, если бы идея о превращениях энергии не была распространена на все процессы. Более того, Уильям Томпсон распространил эту идею на всю Вселенную и, основываясь на втором начале термодинамики, пришел к выводу о неизбежности тепловой смерти Вселенной.

Тепловая смерть – это термин, характеризующий конечное состояние любой замкнутой термодинамической системы и, в частности, Вселенной. Согласно второму началу термодинамики, любая физическая система, не обменивающаяся энергией с другими системами (для Вселенной в целом такой обмен, очевидно, невозможен), стремится к наиболее вероятному равновесному состоянию, т.е. к состоянию, обладающему максимально возможным значением энтропии.

Для Вселенной такое состояние и представляет собой её тепловую смерть. Споры о неизбежности тепловой смерти Вселенной не утихают до сих пор. При этом трудно сказать, что больше движет участниками этой научной дискуссии: желание дойти до самой сути и выяснить истинную судьбу видимого мира, эсхатологические ожидания или инстинкт самосохранения.

Малопонятный, но звучный, термин «энтропия» и, в первую очередь, апокалиптический сюжет с тепловой смертью Вселенной сделали свое дело и об энтропии заговорили все: от философов и теологов до журналистов и простых обывателей, при этом каждый вкладывал в это слово свой смысл. Из чисто научного термина постепенно «энтропия» превратилась в обыденное слово. В сознании широкой публики второе начало термодинамики и по сей день окружено величественным нимбом загадочности.

Об энтропии пишут стихи и песни, читают лекции, как научные, так и популярные. Тем не менее, доминирует мнение, что просто и доступно объяснить суть этого понятия невозможно.

*************************************************************************************************

Крупнейший учёный Людвиг Больцман потратил значительную часть жизни, стараясь объяснить смысл энтропии.

Сразу отметим, что переоценить вклад Больцмана в учение об энтропии невозможно.


Один из ведущих специалистов в области кинетической теории и статистической физики, известный итальянский физик-теоретик Карло Черчиньяни (1939-2010), написавший биографическую книгу о Л. Больцмане, следующим образом характеризует важность его работ в этой области: «Только хорошо поняв второе начало термодинамики, можно ответить на вопрос, почему вообще возможна жизнь».

Все живые существа вынуждены постоянно поддерживать в порядке свои форму и структуру, борясь с всеобщей тенденцией к рассеянию, беспорядку и хаосу. Клаузиус считал, что именно эту тенденцию и описывает второе начало термодинамики.

В 1877 году Людвиг Больцман установил связь энтропии с вероятностью состояния системы. Несколько позже Макс Планк представил эту связь в виде следующей формулы: S = k∙lnW, где S – энтропия термодинамического состояния системы, k – постоянная Больцмана, W – статистический вес состояния системы, который равен числу возможных микросостояний (способов), с помощью которых можно составить данное макроскопическое состояние системы.

Значение постоянной Больцмана в Международной системе единиц СИ равно k = 1,3806∙10 – 23 Дж/K.

Очевидно, числовое значение постоянной Больцмана очень мало. Название константе k предложил Макс Планк.

Альберт Эйнштейн (1879-1955) назвал этот постулат принципом Больцмана. Принцип Больцмана положил начало статистической механике, которая описывает термодинамические системы, используя статистическое поведение составляющих их компонент.


Принцип Больцмана связывает микроскопические свойства системы (W) с одним из ее термодинамических свойств (S). Согласно определению, энтропия является функцией состояния, т.е. не зависит от способа достижения этого состояния, а определяется параметрами этого состояния.

Так как W может быть только натуральным (и, наверняка, большим двойки) числом, то, исходя из свойств логарифма, можно утверждать, что энтропия Больцмана всегда принимает только неотрицательные значения.

Больцману удалось дать кинетическую интерпретацию энтропии. Он показал, что логарифм числа W равновероятных микросостояний термодинамической системы обладает всеми свойствами термодинамической энтропии Клаузиуса, а умножение логарифма числа W на постоянную Больцмана и дает функцию, которая полностью тождественна (в физическом смысле) размерной энтропии Клаузиуса.

Людвиг Больцман, вводя физико-статистическое определение энтропии, заметил, что энтропия характеризует недостающую информацию о системе.

Следовательно, энтропия представляет собой меру неполноты информации о системе.

Таким образом, Больцман первым разглядел информационный смысл энтропии. Лишь через 80 лет теоретико-информационная интерпретация энтропии стала общепризнанной.

Несомненно, формула S = k∙lnW является удивительным научным открытием Больцмана. Поначалу научное сообщество восприняло идеи Больцмана об энтропии с недоверием и даже враждебностью.

Но, в конце концов, научный подвиг Больцмана по выявлению кинетической и информационной природы энтропии был оценен по достоинству. Неслучайно на надгробном камне могилы Людвига Больцмана, расположенной на Центральном кладбище Вены, выбита формула «S = k∙log W».

*****************************************************************************************

В 1876 году Джозайя Гиббс в своей фундаментальной работе «Основные принципы статистической механики» ввел энтропию, используя распределение плотности вероятностей состояний.

В 1901 году Гиббс был удостоен Медали Копли Лондонского королевского общества, высшей награды международного научного сообщества того времени. Медаль Копли учреждена в 1731 году и вручается ежегодно только одному ученому за достижения в какой-либо из областей науки.

Гиббсу была присуждена Медаль Копли за то, что он стал «первым, кто применил второй закон термодинамики для всестороннего рассмотрения соотношения между химической, электрической и тепловой энергией и способностью к совершению работы».

Основные работы Гиббса относятся к химической термодинамике, математической теории термодинамики и статистической физике. Гиббс разработал так называемые энтропийные диаграммы, играющие большую роль в технической термодинамике, показал, что трехмерные диаграммы позволяют представить все термодинамические свойства вещества.

Интерес Гиббса к исследованию вопросов равновесия и энтропии подтверждает тот факт, что в качестве эпиграфа к одной из своих статей Гиббс выбрал крылатую фразу Клаузиуса: «Энергия мира постоянна. Энтропия мира стремится к максимальной».

Впрочем, справедливости ради, отметим, что в последнее время ряд учёных выражают сомнения различной степени в справедливости принципа возрастания энтропии. Энтропия Гиббса представляет собой некоторый интеграл, обобщает энтропию Больцмана и стала первым существенным обобщением понятия энтропии со времени Клаузиуса.

Отметим, что Гиббс в своих исследованиях по термодинамике и теории энтропии опирался, прежде всего, на работы Клаузиуса и Гельмгольца.


Уже в своих первых научных работах при изучении процессов брожения и теплообразования в живых организмах Гельмгольц пришел к формулировке закона сохранения энергии.

Впоследствии идеи Гиббса были развиты такими крупными физиками, как Джеймс Максвелл и Макс Планк.

Максвелл одним из первых ввел в физику статистические представления, показал статистическую природу второго начала термодинамики, получил такие важные результаты в молекулярной физике и термодинамике, как термодинамические соотношения Максвелла, правило Максвелла для фазового перехода жидкость-газ.

В 1867 году Максвелл придумал мысленный эксперимент, иллюстрирующий кажущееся нарушение второго начала термодинамики. Этот мысленный эксперимент принято называть «демоном Максвелла», как и главного персонажа этого эксперимента.

Демон Максвелла – это воображаемое разумное существо микроскопического размера, позволяющее в сосуде, наполненном газом и разделенном пополам непроницаемой перегородкой, проникать быстрым (горячим) молекулам газа только из левой половины сосуда в его правую половину, а медленным (холодным) молекулам – только из правой половины в левую.

Через большой промежуток времени горячие молекулы газа окажутся в правой половине сосуда, а холодные – в левом. Таким образом, получается, что демон Максвелла позволяет нагреть правую часть сосуда и охладить левую без дополнительного подвода энергии к системе.

Энтропия для системы, состоящей из правой и левой частей сосуда, в начальном состоянии больше, чем в конечном, что противоречит термодинамическому принципу неубывания энтропии в замкнутых системах.


Интересно отметить, что Максвелл с чисто механической точкой зрения не являлся сторонником второго начала термодинамики. Однако Максвелл был первым, кто осознал статистический характер второго начала.

Согласно Максвеллу, оно может нарушаться отдельными молекулами, но остается справедливым для больших совокупностей частиц. Для иллюстрации этого положения Максвелл и предложил парадокс, известный как «демон Максвелла» (термин предложен Томсоном, сам Максвелл предпочитал слово «клапан»).

Парадокс демона Максвелла был разрешен уже в X X веке в работах польского физика Мариана Смолуховского (1872-1917), указавшего на роль флуктуаций в самом управляющем элементе, и американского физика Лео Сциларда (1898-1964), показавшего, что получение «демоном» информации о молекулах приводит к повышению энтропии.

Таким образом, второе начало термодинамики не нарушается. В 2010 году мысленный эксперимент «демон Максвелла» в реальности удалось реализовать группе физиков из двух японских университетов (Тюо и Токийского университета).

Интересно отметить, что научные труды Гиббса привлекли к себе большое внимание и повлияли на деятельность многих учёных, работавших в самых разных областях науки, в том числе и в экономической науке.

Так, американский инженер Говард Скотт (1890-1970) призывал активно применять результаты Гиббса, полученные им в термодинамике, векторном анализе и математической физике, в сфере исследования экономических и других социальных явлений.

В 1932 году Скотт написал эссе об энергетической регуляции экономики «Термодинамическая интерпретация социальных явлений».

Скотт цитировал Гиббса как интеллектуального научного праотца концепций технократии. Особенное влияние на Скотта оказали работы Гиббса в термодинамике и линейном векторном анализе.

Идеи, которые Скотт почерпнул из этих работ, привели к понятиям расчета энергетических потребностей (энергетического учета).

Энергетический учет – это система, используемая в системах энергетического управления, где измерение и анализ энергетического потребления осуществляется с целью улучшения энергетической эффективности в пределах организации.

Энергетическая экономика относится к направлению экономической мысли, называемому «термоэкономика», широкой научной предметной области, которая изучает снабжение энергией и ее использование в обществе.

Термоэкономисты утверждают, что экономические системы всегда включают в себя вещество, энергию, энтропию и информацию. Более того, целью экономической деятельности является достижение определенной структуры.

Имеются и термоэкономические попытки применения для моделирования экономической деятельности, как теории неравновесной термодинамики, изучающей структурные образования, называемые диссипативными структурами, так и теории информации, в которой центральной конструкцией является информационная энтропия. При этом функцией экономической деятельности считается создание недостающих ресурсов из естественных потоков энергии и материи.

В терминологии термодинамики, экономическая деятельность представляет собой развитие диссипативной системы, осуществляемое за счет превращения и обмена ресурсами, товарами и услугами. Эти процессы включают в себя комплексные сети потоков энергии и материи.

Отметим также, что в экономику концепцию энтропии первым ввел американский экономист румынского происхождения Николас (Николае) Джорджеску-Реген (1906-1984).

Одно из главных произведений Джорджеску-Регена называется «Закон энтропии и экономический процесс». Дальнейшее развитие идей Джорджеску-Регена привело к течению экономической мысли, которое называют «экологическая экономика».

В частности, последователи экономических взглядов Джорджеску-Регена, основоположники экологической экономики американский ученый Герман Эдвард Дейли (род. 1938) и японский учёный Козо Маюми (род. 1954) распространили теорию Джорджеску-Регена об энтропии на исследования в энергетическом анализе.

Интересно, что работы Гиббса оказали существенное влияние на формирование научных взглядов известного американского экономиста, первого президента (1931-1934) Международного эконометрического общества Ирвинга Фишера (1867-1947), работы которого по количественной теории денег привели к возникновению в середине XX века макроэкономической теории монетаризма, являющейся одним из главных направлений неоклассической экономической мысли.

Оффлайн Non

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2715
  • Репутация: 131
Re: Кабинет философии
« Ответ #33 : 19 Сентября 2017, 07:59:27 »
Да, букв много...
Лучше цитировать "Фейнмановские лекции по физики", пишет с юмором, да и всего то пять томов.
По этому предмету у нас зачет или экзамен?
Ничто в этом сообщении не следует воспринимать как научно доказанный факт. Если у вас есть веские основания полагать, что я ошибаюсь в том, что я здесь  сказал, то, пожалуйста, комментируйте и я с удовольствием изменю.

Оффлайн Андрей_1970

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 741
  • Репутация: 21
Re: Кабинет философии
« Ответ #34 : 19 Сентября 2017, 10:52:22 »
Энтропия на примере нашего общества.

Чем больше свободы…
Второе начало термодинамики как основа анализа социальных явлений       http://www.zlev.ru/151/151_34.htm

Оффлайн Андрей_1970

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 741
  • Репутация: 21
Re: Кабинет философии
« Ответ #35 : 19 Сентября 2017, 10:55:06 »
Да, букв много...
Лучше цитировать "Фейнмановские лекции по физики", пишет с юмором, да и всего то пять томов.
По этому предмету у нас зачет или экзамен?

Учиться никогда не поздно.
К тому же, сентябрь УЖ наступил.

Оффлайн Non

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2715
  • Репутация: 131
Re: Кабинет философии
« Ответ #36 : 19 Сентября 2017, 10:58:47 »
....
Второе начало термодинамики как основа анализа социальных явлений
....

Влияние шага резьбы болта М12 на развитие человечества.
Ничто в этом сообщении не следует воспринимать как научно доказанный факт. Если у вас есть веские основания полагать, что я ошибаюсь в том, что я здесь  сказал, то, пожалуйста, комментируйте и я с удовольствием изменю.

Оффлайн kvs

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2911
  • Репутация: 125
  • Валера
Re: Кабинет философии
« Ответ #37 : 19 Сентября 2017, 11:30:03 »
Мне почему-то не хочется вникать в это. Просто даже мозги не шевелятся в эту сторону. Начал слушать лекцию эту, ну не могу и всё. Такое чувство, что натягивают эту энтропию на всё что угодно за уши.

У меня  две тройки в дипломе, по философии и по экономике, кстати. Наверное это просто не моё.

Оффлайн Андрей_1970

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 741
  • Репутация: 21
Re: Кабинет философии
« Ответ #38 : 19 Сентября 2017, 11:38:14 »
Влияние шага резьбы болта М12 на развитие человечества.
Если ты закручиваешь гайку и соединяешь детали в единое целое для того, чтобы движок (к примеру)  работал, то ты уменьшаешь энтропию. Если раскручиваешь, то, соответственно, увеличиваешь. Если мы будем собирать наше общество в единое целое и вовремя подтягивать гайки, то, снижая энтропию, мы укрепляем наше общество. А, если всех разделяем, то увеличиваем шансы на распад.
 Вам, как спецам, и карты в руки, чтобы объяснить зависимость шага резьбы на прочность соединения.

Оффлайн Андрей_1970

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 741
  • Репутация: 21
Re: Кабинет философии
« Ответ #39 : 19 Сентября 2017, 11:47:22 »
Мне почему-то не хочется вникать в это. Просто даже мозги не шевелятся в эту сторону. Начал слушать лекцию эту, ну не могу и всё. Такое чувство, что натягивают эту энтропию на всё что угодно за уши.

У меня  две тройки в дипломе, по философии и по экономике, кстати. Наверное это просто не моё.

Понимание, возможно,  придёт  в процессе обсуждения. Так что не парься, это добровольное начало.  ;)

Оффлайн Non

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2715
  • Репутация: 131
Re: Кабинет философии
« Ответ #40 : 19 Сентября 2017, 11:48:12 »
Если ты закручиваешь гайку и соединяешь детали в единое целое для того, чтобы движок (к примеру)  работал, то ты уменьшаешь энтропию. Если раскручиваешь, то, соответственно, увеличиваешь. .......

А вот и нет. Процессу по барабану собираем мы движок или разбираем. Я про энтропию в физическом смысле.

Надо мне остановиться.
Есть у меня старый, хороший приятель, но на старости лет стал увлекаться всевозможными теориями новых пророков.
Поля, информация, энтропия и прочее..
Присылает ссылки, книги и брошюры приносит, по телефону часовые беседы ведет.
Меня трясет от таких тем и разговоров.
Стараюсь увести разговор в другое русло или, что ужасно, стал его избегать.

Так что для себя эту тему закрываю.

Ничто в этом сообщении не следует воспринимать как научно доказанный факт. Если у вас есть веские основания полагать, что я ошибаюсь в том, что я здесь  сказал, то, пожалуйста, комментируйте и я с удовольствием изменю.

Оффлайн Андрей_1970

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 741
  • Репутация: 21
Re: Кабинет философии
« Ответ #41 : 19 Сентября 2017, 12:21:22 »
Вообще, я хотел подвести тему энтропии к нашей любимой гармошке (гармони). Но, для этого решил сделать вводную о том, как используется данный термин в нашем окружении, чтобы потом не было недопонимания к чему этот термин мы прилепили к своему инструменту.

Оффлайн Андрей_1970

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 741
  • Репутация: 21
Re: Кабинет философии
« Ответ #42 : 19 Сентября 2017, 13:00:14 »
Задача подъёма духовной компоненты русской цивилизации. Низкая энтропийность необходима России для обеспечения державной мощи как государственной опоры русской цивилизации. Однако для России одного лишь превращения в низкоэнтропийное государство недостаточно. В истории человечества низкоэнтропийными были многие государства, но назвать их великими с гуманитарных позиций нельзя – они были мощными, но абсолютно безнравственными, бесчеловечными и потому преступными. Низкая энтропийность ещё не означает высокой нравственности. Дело в том, что энтропия – объективная физическая характеристика законов термодинамики, а нравственность – характеристика субъективная, духовная и потому законам термодинамики не подчиняющаяся. В связи с этим однозначной зависимости между нравственностью и энтропией не существует. Низкоэнтропийная организация может быть и нравственной, и безнравственной. Так, гитлеровская Германия была исключительно низкоэнтропийным государством, в котором все его структуры находились на высочайшем уровне организации, основанным на известной любви немцев к порядку. Но одновременно эта Германия была предельно безнравственным государством с человеконенавистнической моралью расового превосходства арийской расы. Эта безнравственность в конечном счёте и погубила Германию, поскольку нравственность остального человечества, прежде всего СССР, породила менее энтропийную организацию, разгромившую фашизм. Здесь уместно привести мудрое высказывание известного советского писателя-фантаста Ивана Ефремова, писавшего: "Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств… происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной всех катастроф в истории, и поэтому, исследуя причины всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения".
Отсюда следует, что нынешнюю Россию, даже если она станет высокоорганизованным, низкоэнтропийным государством, но не сохранит нравственного и духовного богатства русской цивилизации, постигнет та же участь, что и гитлеровскую Германию. Особенностью величия России как государства русской цивилизации всегда была не только её державная мощь, но и духовное богатство, высокая нравственность, или, как говорил Ф.М. Достоевский, общечеловечность российского общества. В связи с этим возникает вторая задача сохранения русской цивилизации – возрождение духовной и нравственной мощи России, то есть наполнение создаваемой низкоэнтропийной державной мощи России традиционными русскими ценностями: богатой духовностью, культурой, высокой нравственностью, идеями Добра, Света и человеческого братства, в основе которых лежат коллективизм, соборность и совесть. Сказанное означает, что если Россия хочет существовать как сильное государство, то это должно быть государство с коллективистскими, социалистическими принципами организации. В этом плане высокая нравственность русского народа, духовность и богатство русской культуры, православные ценности, соборный характер русского менталитета могут как нельзя лучше способствовать возрождению России как низкоэнтропийного и одновременно высоконравственного государства. Так как государственная власть лишь организует жизнь общества, но не наполняет её духовным содержанием, то задачу возрождения духовной мощи России власть решить не может. Эту задачу должно решать общество, власть может лишь поддерживать общество в её решении.
Сказанное означает, что национальная идея должна быть не только низкоэнтропийной, обеспечивая державную мощь России путём сплочения народа, но и высоконравственной. Общая для многонациональной, многоконфессиональной и великодержавной русской цивилизации идея не может быть только религиозной, только национальной или только государственной. Она должна выражать интересы всех народов и всех социальных слоёв русской цивилизации. Для этого она должна быть связана с общей ключевой чертой русской цивилизации – совестью, в её русском понимании. Поэтому наиболее приемлемой, перспективной формулировкой русской национальной идеи может быть краткий, но ёмкий призыв: "ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ!" – конечно, в её русском понимании, как призыв творить Добро, жить так, чтобы личный интерес являлся в значительной мере и общим интересом, так как они взаимно формируют друг друга. Принцип "жить по совести" соответствует важнейшим постулатам православной веры, следовательно, он приемлем для православных с их идеей "Москва – третий Рим!". Этот принцип означает соблюдение социальной справедливости, следовательно, он приемлем для людей с коммунистическими убеждениями. Для богатых людей принцип "жить по совести" означает необходимость делиться с бедными богатством ради самосохранения. Наконец, этот принцип, обеспечивая мощный приток негэнтропии, будет способствовать возрождению России как великой державы, следовательно, он будет принят русскими патриотами с их имперскими амбициями. Поскольку совесть есть главная черта русской цивилизации, идея "жить по совести" будет работать на Россию столько же, сколько существует сама русская цивилизация. Следовательно, степень термодинамической деградации этой идеи будет минимальной и основанное на ней общество будет наиболее долговременным.
Обе задачи сохранения русской цивилизации: создание низкоэнтропийных государственных и общественных структур и их наполнение высокой духовностью и нравственностью – должны решаться синхронно, согласованно, гармонично. Согласованность выражается в том, чтобы энтропия уменьшалась соразмерно росту нравственности. Если этой согласованности нет и снижение энтропии будет идти быстрее, чем рост нравственности, может образоваться сильное низкоэнтропийное, но безнравственное государство криминального типа, что мы сейчас и наблюдаем. Или наоборот, если рост свободы и демократии будет опережать снижение энтропии, может образоваться слабое высокоэнтропийное государство псевдодемократического типа, которое не сможет просуществовать долго. Мы уже жили в таком государстве в 90-е годы.
В целом, подводя общий итог, можно сказать, что идеологическим обеспечением решения задачи возрождения державной и духовной мощи нашей страны может стать национальная идея "жить по совести", организационным – кратковременная конституционная диктатура для создания низкоэнтропийной мобилизационной экономики и решения наиболее острых проблем, научно-теоретическим – фундаментальные законы Природы, то есть начала термодинамики. В совокупности эти компоненты могут и должны обеспечить сохранение России и русской цивилизации.
 http://www.zlev.ru/151/151_34.htm





Вот вопросы:
 Считаете ли Вы, что  сейчас нравственность слабо прививается государством?
 Как через гармонь привить нравственность и духовность нашему человеку?
Считаете ли Вы, что возрождение  клубов в населенных пунктах (за исключением тех, которые не развалились) снизит энтропию?

И еще, в видео лекции прозвучала такая фраза, что культура должна прививаться насильно. А как Вы считаете, как должна прививаться культура в государстве?
 
« Последнее редактирование: 19 Сентября 2017, 13:52:13 от Андрей_1970 »

Оффлайн Лариса

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4244
  • Репутация: 114
Re: Кабинет философии
« Ответ #43 : 19 Сентября 2017, 19:50:07 »
Все прочла...
Кое-что по несколько раз.

На вопросы постараюсь ответить(что думаю) не зря же Андрей все это затеял, потратил время и силы (но коротко, не хочу много говорить)
1. Нравственность привить нельзя. Человек или понимает, что такое "хорошо" и что такое "плохо" и живет по этим принципам или подстраивается, как ему выгодно...
2. Через гармонь Никак не привить.
3. Чем больше клубов по интересам- тем меньше энтропия.
4. Самый трудный вопрос- как должна "прививаться" Культура? Вот именно "прививаться"(((( За 70 лет уничтожен почти весь культурный генофонд...Мы-то потомки кого? Победившего пролетариата? А это что значит? А? :P
Думаю, надо 1 тыс лет, чтобы из "привоев" вырос настоящий "ЛЕС"!
Вредная. В полнолуние даже ядовитая!

Оффлайн ПАХА

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7930
  • Репутация: 156
  • И жизнь хороша , и жить хорошо !
Re: Кабинет философии
« Ответ #44 : 19 Сентября 2017, 20:31:26 »
Мне почему-то не хочется вникать в это. Просто даже мозги не шевелятся в эту сторону. Начал слушать лекцию эту, ну не могу и всё. Такое чувство, что натягивают эту энтропию на всё что угодно за уши.

У меня  две тройки в дипломе, по философии и по экономике, кстати. Наверное это просто не моё.
Вот как то так же ... только я даже не включал лекцию ... Дипломов не имею - и тяги к познанию этого вопроса тоже  ;) Чувствую не моё  :)