Здравствуйте, уважаемые форумчане.
Как взять минорный аккорд от III ступени (для До-мажорной гармошки это от баса Ми, кнопка 12) ?
(Далее все нотные названия для До-мажорной гармошки)
Предвижу ответ профессионалов: Ничего проще, в правой клавиатуре он есть Ми-Соль-Си (любые три последовательные кнопки из цепочки 4-5-6-19-20-21)
Все описанное далее профессионалам будет не интересно.
Итак, если мы играем не в основной тональности гармошки, а в ее второй тональности (Соль-мажор), и переходим в параллельный минор (Ми-минор), то осознаем, что слева у нас нет минорного аккорда, при тонике Ми звучит септаккорд или мажор (кнопка 11).
Есть компромисное решение, взять бас Ми (12) и аккорд Соль-мажор (3) (если конечно там не септаккорд !!! что к сожалению нынче не редкость), тогда получаем Ми-минор с добавленной VII ступенью Ре (в джазе Emin7, малый минорный септаккорд) или Соль-мажор с добавленной VI ступенью Ми (Gmaj6), что есть одно и тоже. В принципе звучит даже по современному.
Но я предлагаю небольшую модернизацию гармони, несколько крамольную, но позволяющую получить искомое в чистом виде:
Шаг первый: Если у вашей гармони на кнопках 1 и 3 септаккорды, то надо загнуть на толкателях усики перед рычагами клапанов нот VII ступеней аккорда (для соль-мажора (толкатель кнопки 3) это нота Фа в аккорде; для Ре-мажора (толкатель кнопки 1) это нота До в аккорде). В итоге септаккорды превратятся в обычные мажорные аккорды.
(как минимум на 3 кнопке настоятельно рекомендую переделать его не зависимо от этой темы, т.к. септаккорд сильно мешает игре во второй тональности гармони, а в основной первой тональности особой необходимости в нем нет)
Шаг второй: Среди рычагов, которые остались под толкателем Соль-мажор (3) находим рычаг клапана ноты Ре и отводим его от усика толкателя не на 0,5-1,0 мм как положено, а на 3,0-3,5 мм (крамольно, особенно для дорогих гармошек).
Теперь если нажать бас Ми (12) и нажать не полностью (на половину, что бы третий клапан Ре не открылся) кнопку аккорда Соль-мажор (3), то будет звучать Ми-Минор (с басом Ми)
А как быть если нужен только аккорд, без баса?
Шаг третий: Среди рычагов под толкателем баса Ми (12) находим рычаг басового ( а не аккордного) клапана и так же отводим его от усика на 3,0-3,5 мм.
Теперь если не полностью (наполовину) нажать и бас Ми (12) и аккорд Соль-мажор (3), то будет звучать только аккорд Ми-минор без баса.
В качестве бонуса, если аккорд Соль-мажор (3) нажать полностью, а бас Ми (12) наполовину, получим тот самый джазовый аккорд без баса.
То же самое можно проделать с басом Си (10) и аккордом Ре-мажор (1), что бы получить Си-минор, но потребность в нем в процессе игры на гармони крайне редкая.
Разумеется, решение крамольное, т.к. при стандартной эксплуатации указанных кнопок (при полном нажатии) будет неполное открытие вышеупомянутых клапанов. На дорогих гармонях наверное будем слышно изменение в звучании, но на стандартных заводских я не услышал разницы. В конце концов, механика проседает, иногда эти зазоры и в результате износа или действий горе-настройщика бывают близки к 3,0 мм.
Для быстрой игры вряд ли подойдет, но на медленных распевных песнях почему бы нет.
Конечно надо учиться играть профессионально, но техническая мысль не стоит на месте.