Автор Тема: Третий минорный аккорд в левой клавиатуре Хромки (от III ступени)  (Прочитано 682 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 233
  • Репутация: 25
  • Чайник
Здравствуйте, уважаемые форумчане.
Как взять минорный аккорд от III ступени (для До-мажорной гармошки это от баса Ми, кнопка 12) ?
(Далее все нотные названия для До-мажорной гармошки)
Предвижу ответ профессионалов: Ничего проще, в правой клавиатуре он есть Ми-Соль-Си (любые три последовательные кнопки из цепочки 4-5-6-19-20-21)
Все описанное далее профессионалам будет не интересно.

Итак, если мы играем не в основной тональности гармошки, а в ее второй тональности (Соль-мажор), и переходим в параллельный минор (Ми-минор), то осознаем, что слева у нас нет минорного аккорда, при тонике Ми звучит септаккорд или мажор (кнопка 11).
Есть компромисное решение, взять бас Ми (12) и аккорд Соль-мажор (3) (если конечно там не септаккорд !!! что к сожалению нынче не редкость), тогда получаем Ми-минор с добавленной VII ступенью Ре (в джазе Emin7, малый минорный септаккорд) или Соль-мажор с добавленной VI ступенью Ми (Gmaj6), что есть одно и тоже. В принципе звучит даже по современному.
Но я предлагаю небольшую модернизацию гармони, несколько крамольную, но позволяющую получить искомое в чистом виде:
Шаг первый: Если у  вашей гармони на кнопках 1 и 3 септаккорды, то надо загнуть на толкателях усики перед рычагами клапанов нот VII ступеней аккорда (для соль-мажора (толкатель кнопки 3) это нота Фа в аккорде; для Ре-мажора (толкатель кнопки 1) это нота До в аккорде). В итоге септаккорды превратятся в обычные мажорные аккорды.
(как минимум на 3 кнопке настоятельно рекомендую переделать его не зависимо от этой темы, т.к. септаккорд сильно мешает игре во второй тональности гармони, а в основной первой тональности особой необходимости в нем нет)
Шаг второй: Среди рычагов, которые остались под толкателем Соль-мажор (3) находим рычаг клапана ноты Ре и отводим его от усика толкателя не на 0,5-1,0 мм как положено, а на 3,0-3,5 мм (крамольно, особенно для дорогих гармошек).
Теперь если нажать бас Ми (12) и нажать не полностью (на половину, что бы третий клапан Ре не открылся) кнопку аккорда Соль-мажор (3), то будет звучать Ми-Минор (с басом Ми)
А как быть если нужен только аккорд, без баса?
Шаг третий: Среди рычагов под толкателем баса Ми (12) находим рычаг басового ( а не аккордного) клапана и так же отводим его от усика на 3,0-3,5 мм.
Теперь если не полностью (наполовину) нажать и бас Ми (12) и аккорд Соль-мажор (3), то будет звучать только аккорд Ми-минор без баса.
В качестве бонуса, если аккорд Соль-мажор (3) нажать полностью, а бас Ми (12) наполовину, получим тот самый джазовый аккорд без баса.
То же самое можно проделать с басом Си (10) и аккордом Ре-мажор (1), что бы получить Си-минор, но потребность в нем в процессе игры на гармони крайне редкая.

Разумеется, решение крамольное, т.к. при стандартной эксплуатации указанных кнопок (при полном нажатии) будет неполное открытие вышеупомянутых клапанов. На дорогих гармонях наверное будем слышно изменение в звучании, но на стандартных заводских я не услышал разницы. В конце концов, механика проседает, иногда эти зазоры и в результате износа или действий горе-настройщика бывают близки к 3,0 мм.
Для быстрой игры вряд ли подойдет, но на медленных распевных песнях почему бы нет.
Конечно надо учиться играть профессионально, но техническая мысль не стоит на месте.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн Лариса

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3296
  • Репутация: 112
Здравствуйте, уважаемый Элдар!
Я все прочитала...3 раза!
Ответить не могу в связи со своей музыкальной безграмотностью :-\
....
P.S. Я посчитала невежливым Вам в этом не признаться, т.к. мы были одновременно на форуме. :D   Но, честно Вам скажу- никому не позволю в моих Гормоньках загибать на толкателях усики, чтобы что-то Стало Лучше!!! Они и так Хороши! Эслиф что-то и плохо, то только Я, как гармонистка!
НО!
Скорее всего я не поняла Ваше изобретение и наши форумчане-мужчины, гораздо разумнее и Вас поймут и поддержат!
Может быть ;)
« Последнее редактирование: 15 Ноября 2018, 22:10:53 от Лариса »
Вредная. В полнолуние даже ядовитая!

Пой,гармоника!-форум гармонистов и любителей гармони


Оффлайн Сергей Акимов

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 4923
  • Репутация: 156
Лично я склоняюсь к тому,чтобы обходить эти особенности гармони(не думаю,что их стоит считать недостатками) игрой,а не подобными манипуляциями.
Считаешь,что в жизни нужно попробовать всё?... Попробуй быть добрым,честным и порядочным...

Оффлайн basist

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 172
  • Репутация: 24
Ильдар, все то, что вы перечислили имеет место быть и все в точку. В аккорде от баса Соль звук фа не нужен, т. е. вполне достаточно мажора(соль, си, ре) , вместо септаккорда,. (соль, си, Ре, фа). А в аккорде от баса Ми достаточно квинты Ми-Си, вводный тон соль диез, всегда под правой рукой при необходимости

Оффлайн Лариса

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3296
  • Репутация: 112
Вредная. В полнолуние даже ядовитая!

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 233
  • Репутация: 25
  • Чайник
Добрый день всем.
Спасибо за Ваши мнения.
Что же, отрицательный результат - тоже результат.

Лариса. Очень приятно, что первой отреагировала девушка.
К сожалению, я не знаю Вас... как гармониста, но все больше и больше хочу... услышать.
И честное слово, ни в коем случае не посягаю на усики Ваших толкателей.
То что я предлагаю, не улучшит инструмент, но и не ухудшит его (как я надеюсь), а лишь немного расширит его возможности.
Что касается грамотности, можно абсолютно не знать муз.грамоту и при этом быть виртуозным исполнителем,
а можно неплохо разбираться в муз.теории, но при этом играть довольно посредственно (это скорее про меня).
Можно все играть по слуху, и его (слух) конечно же надо иметь и развивать. Для музыканта это необходимость.
Однако, вы же не сожалеете, что некогда научились читать и писать? (иначе, как бы мы общались на этом форуме?)
Изучение муз.грамоты не сделает Ваше игру лучше, но добавит Вам новых возможностей в познании неизвестного музыкального материала.

Сергей. Я и не думал употреблять слово "недостаток".
А как Вы относитесь к заказным гармоням 27х25 ? Там справа аж на две кнопки (два звука!!!) больше возможностей чем в обычной (причем это не расширение диапазона, а недостающие До-диез и Си-бемоль), и если привыкнуть к ней, переходить обратно может и не захотеться.
Кстати, в качестве информации, баянисты (профессионалы) тоже используют неполное нажатие на кнопки (в основном в правой клавиатуре), но для достижения другого эффекта - нетемперированного глиссандо (хорошо описывает Фридрих Липс, ныне директор отдела народных инструментов РАМ им. Гнессиных).

Basist. Очень приятно, первый сторонник (во всяком случае, по поводу излишества септаккорда от Соль).
Но боюсь, мы с Вами говорим немного о разных решениях.
Вы предлагаете модернизировать аккорд от Ми, оставив лишь квинту Ми-Си, а суть аккорда добирать на правой клавиатуре?
Но тогда все равно в аккомпанементе будет задействован хотя бы один палец правой руки.
Я же предлагаю частично модернизировать аккорд от Соль, оставив в его звучании большую терцию Соль-Си (и только при неполном нажатии, при полном же нажатии клавиша абсолютно функциональна своему исходному предназначению), а минорным его сделает бас Ми. Т.е. все решается силами левой руки, а правая свободна для мелодии и вариаций.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн MAN

  • Упоминание консерватории не является оскорблением.
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1546
  • Репутация: 69
  • Что наша жизнь? - Игра! Игра на гармони!!!
А как Вы относитесь к заказным гармоням 27х25 ? Там справа аж на две кнопки (два звука!!!) больше возможностей чем в обычной (причем это не расширение диапазона, а недостающие До-диез и Си-бемоль), и если привыкнуть к ней, переходить обратно может и не захотеться.
Между прочим у этих инструментов и слева дела обстоят не совсем так, как на стандартной хромке. И касается это как раз септаккордов. Там вместо них, насколько мне известно, мажорные трезвучия.
Мы тут не освобожденные профсоюзные работники и нет ни у кого такого обязательства - непременно ответить на каждое письмо и дружить с каждым. (Ц)
Изряженным чеславица! С уважением, вечно подшучивающий поклонник придурковато-дурашливого общения и безграмотный слушатель Александр Морозов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 233
  • Репутация: 25
  • Чайник
MAN. Здравствуйте.
Заказная на то и заказная, что закажешь то и будет. А стандарта у Хромки по-моему нет. У меня заводская Чайка (Шуя) начала семидесятых, на два минора и шесть мажоров, никаких септов. Есть ещё две Тульских 402, обе были с 4-мя септами пока на переделал. Зато на одной 402-й восемь басов, т.е. есть четвертая повышенная (кнопка 17), а то производитель часто экономит на 8-м басе. А септы ему обходятся в 3 копейки - по одному лишнему рычажку на каждый.
 Ну а Ваше мнение по освещаемому предложению?
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн MAN

  • Упоминание консерватории не является оскорблением.
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1546
  • Репутация: 69
  • Что наша жизнь? - Игра! Игра на гармони!!!
Заказная на то и заказная, что закажешь то и будет.
Да, но я так понял, что речь шла конкретно о тульских гармонях 27х25 с пятью полутонами в правой, которые начали изготавливать благодаря Е.П. Дербенко, решившему превратить гармошку в инструмент для профессиональных музыкантов. Насчёт фабричной "Чайки" осмелюсь предположить, что Вы ошибаетесь, там септаккорды должны быть, просто они там как на баянах с пропущенной квинтой, то есть состоят из трёх звуков (прима, терция и септима). Так что некий стандарт по звукоряду хромки всё-таки существует, хотя и с некоторыми вариациями.
Теперь по Вашему предложению доработки гармони. Да ради бога! Почему бы и нет, коли есть нужда в таких переделках. Идея во всяком случае толковая. Но вот лично мне, например, это ни к чему, так как меня вполне устраивают возможности хромки и без её усовершенствования. Мне б хоть малую толику того репертуара, который и так можно на ней исполнять и под который она, собственно, конструктивно "заточена", освоить, ну а буде вознадобится сыграть что-то за пределами возможностей гармони-хромки, так на то к счастью есть другие инструменты (в том числе и гармоники).
Мы тут не освобожденные профсоюзные работники и нет ни у кого такого обязательства - непременно ответить на каждое письмо и дружить с каждым. (Ц)
Изряженным чеславица! С уважением, вечно подшучивающий поклонник придурковато-дурашливого общения и безграмотный слушатель Александр Морозов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 233
  • Репутация: 25
  • Чайник
MAN. Спасибо за мнение.
А Шуйскую Чайку (не Чайка-2) хоть и на слух помню что там только мажоры, пришел домой и снял левую решетку.
Опись, протокол (в переводе на До-мажор, сама гармонь Ля-Мажорная):
(7)    Фа-maj: до-фа-ля         (15) Ре-min: ре-фа-ля
(5)    До-maj: до-ми-соль       (13) Ля-min: до-ми-ля
(3) Соль-maj: си-ре-соль       (11) Ми-maj: си-ми-соль#
(1)    Ре-maj: ре-фа#-ля         (9) Си-maj: си-ре#-фа#
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн Яковлев Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1076
  • Репутация: 82
  • Жизнь удалась...
Мда, все это интересно. Но порой задумываешься, а зачем изобретать новый велосипед? Ну ведь если очень надо и очень хочется ,можно освоить баян. И получай все возможности. Да нет, это не сложно и многие это делают. Конечно всегда хочется чего ни будь...А если в пылу страсти нажмешь эту кнопочку не наполовину, а на всю...Криминал....Да и правильно сказал товарищ МАН, хотя бы освоить часть того что есть для гармони. Ну да ладно, совершенству нет предела. А вдруг?   
Ларисаааааааааааааааа. Я на твоей стороне. А вам , Илдар, успехов в ваших дерзаниях!
Бестолковый гармонист с "кривыми руками"

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 233
  • Репутация: 25
  • Чайник
Добрый вечер всем.

Яковлев Александр Извините, что долго не отвечал, решил, надо подкрепить примером.
Кстати, с баяном я знаком с 10 летнего возраста, окончил муз школу (пятилетку) в далекие 70-тые, а вот теперь решил попробовать на гармони. Причем гармонь появилась у меня даже раньше баяна, мне ее подарили лет в 6 или 7, а еще раньше лет в 5 мой дядя, любитель-гармонист, учил меня на гармошке простейшей "Барыне". Но с поступлением в муз школу гармошка осталась в стороне (незаслуженно), в пропылилась более 45 лет.
Предлагаю вариант моего исполнения татарской народной песни "Су буйлап" ("Вдоль реки" или "Вдоль воды") с использованием третьего минорного аккорда (будет в третьей репризе).
Вариант без третьего минорного аккорда выложил в теме Рината (Radik) "Татарские мелодии" (пост 2738).
Сразу признаюсь, песня не выигрышная для моей темы, мне самому нравится больше вариант "без", но пока ничего другого показать не могу. Может позже еще что-нибудь, более выигрышное найду.

Татарская народная песня "Су буйлап" ("Вдоль реки")
https://cloud.mail.ru/public/HLtR/JEChiQgWx

"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4780
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Добрый вечер всем.
Яковлев Александр Извините, что долго не отвечал, решил, надо подкрепить примером.
- - -- - -
Вариант без третьего минорного аккорда выложил в теме Рината (Radik) "Татарские мелодии" (пост 2738).
Татарская народная песня "Су буйлап" ("Вдоль реки")
https://cloud.mail.ru/public/HLtR/JEChiQgWx
- - - --

Ильдар, дорагой!
Ну шо же ты, а?   Пропускаешь аж цельную строчку в куплете, и в мелодии..  много же примеров..
Например, Халида Бегичева..  со своим золотым голосом..

Однако..   в последнее время какие-то сомнения пошли в себе - во всём..  это, конечно, плохо.. усталость..
Назиф, помоги?  скажи свое слово..  так, или не так?
Извини, если напрягаю - у нас других голосов нету..     :D

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 233
  • Репутация: 25
  • Чайник
Эх, Ринат.
Цитировать
Однако..   в последнее время какие-то сомнения пошли в себе - во всём..  это, конечно, плохо.. усталость..
Назиф, помоги?  скажи свое слово..  так, или не так?
Извини, если напрягаю - у нас других голосов нету..     :D
Мне бы еще услышать мнение Ильшата и Назифа по моей теме.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4780
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Эх, Ринат.Мне бы еще услышать мнение Ильшата и Назифа по моей теме.
Жаль, конечно. Ильшат пропал без вести..  - еще до Мировой революции..Назиф молчаливо творит, здравствует..  химичит, режет, сверлит, клеит, паяет, играет..