Вчера был обычный вечер, вернулся с работы, поужинал с сыном. Думаю: время есть, настроение нормальное, может наконец осилю сыграть "Каким ты был..." для Сергея Акимова
(он когда-то сильно интересовался вариантами)... Но:
"У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит? ..."
Звонок с номера +7 (495) 108-43-05
(далее не все дословно, а только как запомнилось)
Приятный мужской голос не высокий, но и не низкий, средних лет, спокойный и вежливый:
- Ильдар Мунирович? (с трудом выговаривая отчество). Служба безопасности Сбербанка. Меня зовут ... (не запомнил имя).
По Вашей карте выявлена подозрительная активность.
- Какая активность? Я ничего не делал с картой сегодня, как впрочем и вчера!?
- Попытка пополнить кошелек ВебМаней со счета Вашей карты. Поскольку ВебМаней не является банковской системой, мы рассматриваем такие транзакции как подозрительные и приостанавливаем до выяснения намерений владельца карты. Во избежание мошенничества с Вашим счетом, средства с Вашего счета временно перемещены на консолидирующий (не запомнил правильного названия счета, пусть будет консолидирующий) счет банка. Они Вам видны, но на данный момент не доступны для использования.
Ильдар Мунирович, простите, очень сложно выговорить Ваше отчество. Ильдар Мунирович, так же в последнее время было вхождение в Ваш личный кабинет из Подмосковья. Это Вы входили?
- Из Подмосковья??? А да, я был вчера в Подмосковье, возможно и входил, правда не помню зачем.
- Ильдар Мунирович. (снова с трудом произнося отчество)
- Называйте меня просто Ильдар.
- Спасибо. Ильдар, Вы являетесь клиентом нашего банка, дата Вашего рождения ХХ/ХХ/ХХХХ, Ваш паспорт номер ХХХХ серия ХХХХХХ выдан ХХ/ХХ/ХХХХ, Вы зарегистрированы по адресу ул. Хххххххххх дом ХХ корпус Х квартира ХХХ. Правильно?
- Да это мои данные. И что Вы хотите?
- Поскольку Ваши средства временно перемещены на консолидирующий счет банка, для того, чтобы они вновь стали Вам доступны, их надо переместить обратно на Ваши счета.
- А я могу заглянуть в свой личный кабинет?
- Ваш личный кабинет временно заблокирован, но я открою Вам доступ на 7 минут. Входите.
Вхожу в личный кабинет.
- Да вроде все на месте, так там у меня и денег то всегда немного. 1-2 тысячи
- Ну это на дебетовой карте, но у Вас есть и кредитная карта. А на ней, как Вы понимаете, не Ваши средства, а средства банка, доступные Вам.
- Ну да, но там тоже не особо много 10'000 руб.
- По сведениям системы, у Вас значительно больший кредит. Проверьте, пожалуйста, еще раз.
- В личном кабинете мне не видна кредитка, я ее скрыл.
- Я Вам подскажу как увидеть ее вновь. Откройте видимую дебетовую карту, на этой же странице Вы увидете и данные кредитной карты.
- Ну да, так и есть, там кредитная линия на 10'000.
- Теперь выйдите пожалуйста из личного кабинета.
- Вышел.
- Система показывает что Вы еще в личном кабинете. Вы точно вышли?
- Да, точно вышел.
- Значит задержка передачи данных.
- А кто, куда и сколько пытался перевести с моего счета?
- На ВебМаней некой ... (имя и фамилию девушки не запомнил) в Санкт-Петербурге.
- Ааа, да! Я действительно пару дней назад оплачивал доставку букета цветов некой интернет компании из Питера.
(Интересно, это случайное совпадение про Питер, или и впрямь фирма нечиста на руку. Фирмы намеренно не называю, т.к. доказательств ее причастности не имею.)
Это тот самый редкий случай, когда мне пришлось оплатить доставку по интернету пользуясь данными карты Сбербанка. Обычно все платежи провожу через личный кабинет.
По просьбе моего близкого и надежного друга и соседа - Геннадия Юрьевича. У него в этот момент не было средств на карте (не Сбербанка), а дело было в воскресенье. Я быстро сгонял в предбанник Сбербанка с терминалами, положил необходимую сумму и расплатился в интернет-магазине. Пришлось даже дважды платить, в первую доставку что-то не срослось, приятель заказал повторную доставку. Надо будет сказать Генке, что он меня подставил.
- Так вот, Ильдар, я предлагаю Вам переключиться на работу с "роботизированной системой", что бы по ее инструкциям Вы смогли вернуть свои средства на свои счета.
- Знаете, отделение Сбербанка находится в пяти минутах от моего дома. Я могу прямо сейчас сходить туда и оформить все при личном визите.
- Да, конечно, Ильдар, Вы можете сделать именно так. Но есть два пути что бы вернуть Ваши средства на Ваши счета, и я обязан Вас с ними ознакомить. Первый вариант: сейчас мы фиксируем Ваш телефонный отказ от дальнейших действий по телефону, а Вы идете в отделение Сбербанка и пишете заявление о возврате средств, и в течении месяца Ваше заявление рассмотрят и вернут Ваши средства на Ваши счета. Или второй вариант: я Вас сейчас перенаправляю на "роботизированную систему" и вы самостоятельно по инструкциям "робота" подтверждаете свою личность как клиент банка и оформляете возврат средств на Ваши счета. При это, пожалуйста, ни в коем случае не называйте мне никаких номеров Ваших карт, кодов, и другие данные. Это запрещено правилами банка, иначе меня оштрафуют.
- Простите, а как я могу удостовериться в подлинности Вашей принадлежности службе безопасности Сбербанка?
- В начале нашего разговора я назвал Ваши данные, использованные при заключении Вашего договора с банком.
Не помню в какой именно момент, но разговор прерывается и не раз, у меня глючный телефон. Сотрудник перезванивает несколько раз. На этот раз с федерального номера +88000555550
(именно так высветился номер звонящего, не через 8 или +7, а именно через +8, но это я только сейчас!!! заметил)
- Ильдар, это снова сотрудник службы безопасности СберБанка ... (имя не помню). Звоню Вам на этот раз с федерального номера, который указан на обороте кредитной карты Сбербанка.
- Я пытался Вам перезвонить на прежний номер +7 (495) 108-43-05, но тот номер не доступен для входящих.
- Все верно, Ильдар. Тот номер служебный и входящие для него не доступны. С федерального номера я не вправе с Вами обсуждать Вашу проблему. Я вновь перезвоню Вам со служебного номера.
Я беру карту и без очков (старческая дальнозоркость, незначительная +0,75) рассматриваю федеральный номер на карте мелким шрифтом. Да, похоже это он - федеральный номер Сбербанка.
Сотрудник перезванивает со служебного номера +7 (495) 108-43-05:[/color]
- Ильдар, так какой вариант Вы выбираете, фиксацию отказа от телефонных действий и поход в отделение Сбербанка, или дальнейшее решение возврата средств по телефону с "роботизированной системой"?
Жадность, глупость, лень и прочие пороки человека возимели свое действие.
- Ну ладно, давайте по телефону через "робота"
- Хорошо, тогда Вам необходимо визуализировать Ваши карты.
- Простите, не понял, как я их должен визуализировать?
- Значит положить их перед собой, Вам они потребуются при работе с "роботизированной системой". Но еще раз повторяю, ни в коем случае не сообщайте мне никаких данных Ваших карт, иначе мне грозит штраф.
- Я приготовил карты, они передо мной.
- Если Вы готовы, я переключаю Вас на "робота". "Робот" распознавая Ваши карты, идентифицирует Вашу личность, как клиента банка. Вам необходимо будет назвать номер Вашей первой (дебетовой) карты голосовым вводом.
Переключает на "робота". Тишина, железным голосом звучит фраза "После звукового сигнала назовите код"
Называю номер карты.
Тишина через некоторое время прерывается. Снова сотрудник:
- Да, "робот" распознал номер Вашей первой карты. Теперь Вам необходимо назвать "роботу" срок действия карты.
- А формат - четыре цифры, или месяц словом?
- Можно хоть четыре, хоть шесть, но только цифры.
(та же процедура с "роботом")
- Да, "робот" распознал срок действия Вашей первой карты. Теперь Вам необходимо назвать "роботу" код подразделения, выдавшей карту.
- Интересно, а где это я могу найти?
- Код подразделения находится на обратной стороне карты чуть ниже магнитной полосы, состоит из трех цифр.
- Это CRC код что ли?
- Вы наверное имели ввиду CVV код. "Роботу" необходим для индентификации код подразделения, выпустивший карту. Вы готовы?
(та же процедура с "роботом")
- Да, "робот" распознал код подразделения Вашей первой карты. Теперь Вам необходимо назвать "роботу" номер Вашей второй (кредитной).
(те же три процедуры с "роботом")
- Да "робот" распознал Вас как клиента банка. Теперь внимание Ильдар, Вам с номера 900 (это номер Сбербанка для коротких сообщений) придет СМС с шестизначным кодом, для перевода Ваших средств с консолидированного счета банка обратно на Ваши счета.
Приходит СМС с номера 900 (действительно Сбербанк). Читаю:
"Списание средств: MTS (RUB 9940.00); пароль: ХХХХХХ. Не сообщайте пароль НИКОМУ. Только мошенники запрашивают пароли."
И ни слова о возврате средств (про МТС даже не задумался, мало ли что за консолидированный счёт).
В это время сотрудник что-то мне продолжает разъяснять, но я не слышу, читаю СМС.
- Простите, почему-то звук пропадает, я не услышал что Вы говорили. Вы не могли бы повторить, что я должен сделать?
- Ильдар, у Вас там играет музыка, наверное она мешает Вам меня слышать.
В двух метрах от меня действительно сидел и играл на баяне мой сын, готовился к музыкальной школе. Я не стал просить сына прерваться или сбавить громкость. Ну, заодно хоть приобщу людей к прекрасному.
-Ильдар, с номера 900 Сбербанка Вам придет сообщение с шестизначный кодом для возврата средств на Ваши счета. Вам необходимо будет передать его в "роботизированную систему", и тогда Ваши средства вернуться на Ваши счета и будут Вам доступны для использования.
Тут меня наконец начало терзать сомнение.
- Вы не могли бы перезвонить мне минут через пять?
- Хорошо.
Срочно одеваю очки, беру лупу, читаю номера телефонов на обратной стороне карты Сбербанка. Звоню сначала по федеральному номеру +7-800-555-55-50, вижу что есть разница, на кредитке 800-555..., а звонок из "Службы безопасности" с 800-055..., видно сомнения не напрасны. Про +7 и +8 даже не заметил тогда. Долгое прослушивание меню, понимание того, что хочешь и куда идти. Вспоминаю, что не записал номера телефонов. Сбрасываю звонок, списываю номера из истории, перезваниваю на московский номер Сбербанка. Опять долгое меню, ожидание живого ответа, наконец говорю с реальным сотрудником Сбербанка.
- Здравствуйте, меня зовут ... (снова не помню имен). Как я могу к Вам обращаться?
- Меня зовут Ильдар. Соедините, пожалуйста, со службой безопасности.
- А что случилось? Утрата карты?
- Нет мне звонили со службы безопасности Вашего банка и сказали, что по моим счетам зафиксирована подозрительная активность. Вы можете подтвердить телефонные номера службы безопасности Сбербанка.
- Да, назовите номера с которых Вам звонили.
- +7 (495) 108-43-05 и федеральный номер 8-800-055-55-50.
- Нет эти номера не принадлежат Сбербанку. Вам звонили мошенники.
- А Вы можете передать это в службу безопасности банка?
- Да, я уже зафиксировал названные номера. На какой номер они Вам звонили?
- Вы знаете, я не могу во время разговора заглянуть в историю звонков, но скорее всего на 8 (916) ХХХ-ХХ-ХХ, другие свои номера я нигде не объявляю.
- Какие данные Вы успели передать мошенникам?
Я слукавил:
- Никаких, но похоже они и так владеют всей необходимой информацией. Я бы хотел заблокировать счета.
- Хорошо, информация о случившемся с переданными Вами номерами телефонов будет предоставлена службе безопасности. Для блокирования счетов я переключу Вас на соответствующую службу.
Снова мелодия заставки, отвечает девушка.
- Здравствуйте, меня зовут (имя), слушаю Вас.
- Я бы хотел заблокировать карточные счета.
- У Вас утрата карт, или кража?
- Нет, мне звонили мошенники, и похоже они располагают достаточным количеством информации.
- Хорошо, но Вам необходимо удостоверить свою личность.
- Да, конечно, я готов назвать полностью фамилию, имя, отчество, дату рождения, паспортные данные, адрес регистрации...
- Нет, назовите пожалуйста, кодовое слово.
- Ух ты! Мне бы его еще вспомнить!
- Если Вы забыли кодовое слово, я Вам помогу, хотите услышать подсказку?
- Не надо, девушка, скорее всего это слово Ххххххххх.
- Да все верно. Назовите последние четыре цифры Вашей карты, которую Вы хотите заблокировать.
- ХХХХ
- Карта заблокирована. Еще какие- нибудь карты будете блокировать?
- Да, ХХХХ
- Карта заблокирована.
- Теперь я должен прийти в отделение банка для разблокировки счетов?
- Нет, карты разблокировать невозможно даже при личном визите в отделение банка. Вам предстоит заказать перевыпуск карт либо при личном визите, либо чере телефон колл-центра. Могу сразу принять у Вас заказ на перевыпуск.
- Да, давайте, перевыпустим карты. Сколько времени это займет?
- Два-три рабочих дня. Я зафиксировала Ваше заявление о перевыпуске карт. Вам должны прийти СМС о блокировках и назначении перевыпуска карт.
- Спасибо большое девушка.
- Всего доброго.
Пока разговаривал с сотрудниками Сбербанка, прошло более пяти минут. В это время был звонок по второй линии, но я не ответил. Думал, наверное сотрудник "службы безопасности" звонит со "служебного телефона".
Но нет, оказывается звонил Геннадий Юрьевич, хотел пригласить на чашку кофе.
"Сотрудник службы безопасности" так и не перезвонил.
Да, настроение немного взвинченное, "Каким ты был..." точно не сыграть (извини Сергей).
И пошел я к Генке, пить кофе и обсуждать вечерние новости.