Шаг первый -
Знакомство с устройством (вернее компоновкой) левой клавиатуры гармони.Рисунок 1.1Вертикально расположенные кнопки (друг над другом) –
ряды.
Ряды на гармони нумеруются от ремня (запястного) к меху.
Кнопки на рядах нумерованы сверху вниз, сначала кнопки первого ряда, затем второго и третьего.
(по мне бы наоборот – снизу вверх, ну да ничего не поделаешь - уж так повелось)
Первый и второй ряды имеют по 8 кнопок (по 4 баса и по 4 аккорда, чередуются через один, снизу вверх
бас-аккорд-бас-аккорд…)
третий (вспомогательный, басовый) ряд имеет 9 кнопок только басов.
Первый ряд –
мажорный – это ряд основной мажорной тональности гармони (нижняя тройка, 3-8 кнопки) и доминантной мажорной тональности (верхняя тройка, 1-6 кнопки).
Второй ряд –
минорный – это ряд параллельной минорной тональности к основной тональности гармони (нижняя тройка, 11-16 кнопки)
Когда говорят о тройках (нижних и верхних) в левой клавиатуре, то подразумевают три пары кнопок бас-аккорд (шесть кнопок), соответствующие субдоминанте, тонике и доминанте ( трём «блатным аккордам» ).
Кнопки в «тройках» расположены последовательно (снизу вверх):
субдоминанта (бас-аккорд),
тоника (бас-аккорд),
доминанта (бас-аккорд).
Особое слово о третьем ряде.
На схеме под номером 17 кнопка баса «Фа #», которая на большинстве фабричных гармоней к великому сожалению в целях удешевления изделия заменена ещё одним дублем баса «Ре».
Если есть возможность выбора, не задумываясь выбирайте гармонь с наличием баса «Фа #», это существенно расширяет и обогащает исполнительские возможности (правда и усложняет их).
Немного об аккордах первых двух рядов, в особенности в верхней части.
Если в нижней части аккорды первых двух рядов определены однозначно:
- в первом ряду (7 и 5 кнопки) это мажорные аккорды соответствующих басов (8 и 6 кнопки),
- во втором ряду (15 и 13 кнопки) это минорные аккорда соответствующих басов (16и 14 кнопки)
то в верхней части нет однозначного стандарта аккордов. Есть гармони со всеми четырьмя (1, 3, 9 и 11 кнопки) мажорными аккордами, на сегодня чаще всего заводские тульские гармони имею там все четыре септаккорда.
А вот на рисунке 1.1 приведен, на мой взгляд, наиболее рациональный вариант распределения, когда под кнопкой 3 мажорный аккорд, а под остальными (1, 9, 11) септаккорды. Если хотите уменьшить свои исполнительские ограничения, то обязательно исправьте аккорд под кнопкой 3 на мажорный (технически это не сложно).