Автор Тема: Изучение левой клавиатуры гармони, или потуги заблудшего баяниста.  (Прочитано 661 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Вступление
Глядя как большинство гармонистов, многие из которых играют весьма здорово (и уж точно лучше меня), мне стало несколько обидно, что подавляющее большинство использует лишь два пальца левой руки. При этом повторюсь, им этого достаточно для хорошего уровня исполнения.

И все же решился создать тему, как я постигал левую клавиатуру гармони.

Хочу оговориться, что эта тема не претендует на методическое обучение игре на гармони по ряду причин:
- в этой теме рассматриваются только особенности аппликатуры левой руки (а не игра правой руки, совмещение обеих рук, работа мехом, динамика звука, динамика темпа…)
- я не методист, т.е. я не обучал никого прежде и не могу обобщать потребности других;
- это только мой личный путь, с учетом моего прежнего опыта игры на баяне.
Но если хоть кому-то мой опыт поможет, буду считать, что не зря потратил время.
Если же «нет»… - может хоть кого-то повеселю.

И еще, я сразу подготовил и выложу несколько сообщений, но это не значит, что все они должны быть освоены сразу. На каждое из них у меня ушло некоторое время (недели, месяцы), а значит и Вам оно потребуется (я учусь играть на гармони уже около трех лет и продолжаю познавать левую руку).
Ну и конечно же, неинтересно заниматься только одной левой рукой, все нижеизложенное может быть лишь небольшими дополнениями (или корректурами) к основным занятиям на гармони.
« Последнее редактирование: 19 Января 2020, 19:39:40 от Сергей Акимов »
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Шаг первый -
Знакомство с устройством (вернее компоновкой) левой клавиатуры гармони.


Рисунок 1.1

Вертикально расположенные кнопки (друг над другом) – ряды.
Ряды на гармони нумеруются от ремня (запястного) к меху.
Кнопки на рядах нумерованы сверху вниз, сначала кнопки первого ряда, затем второго и третьего.
(по мне бы наоборот – снизу вверх, ну да ничего не поделаешь - уж так повелось)
Первый и второй ряды имеют по 8 кнопок (по 4 баса и по 4 аккорда, чередуются через один, снизу вверх  бас-аккорд-бас-аккорд…)
третий (вспомогательный, басовый) ряд имеет 9 кнопок только басов.

Первый ряд – мажорный – это ряд основной мажорной тональности гармони (нижняя тройка, 3-8 кнопки) и доминантной мажорной тональности (верхняя тройка, 1-6 кнопки).

Второй ряд – минорный  – это ряд параллельной минорной тональности к основной тональности гармони (нижняя тройка, 11-16 кнопки)

Когда говорят о тройках (нижних и верхних) в левой клавиатуре, то подразумевают три пары кнопок бас-аккорд (шесть кнопок), соответствующие субдоминанте, тонике  и доминанте ( трём «блатным аккордам» ).
Кнопки в «тройках» расположены последовательно (снизу вверх): субдоминанта (бас-аккорд), тоника (бас-аккорд), доминанта (бас-аккорд).

Особое слово о третьем ряде.
На схеме под номером 17 кнопка баса «Фа #», которая на большинстве фабричных гармоней к великому сожалению в целях удешевления изделия заменена ещё одним дублем  баса «Ре».
Если есть возможность выбора, не задумываясь выбирайте гармонь с наличием баса «Фа #», это существенно расширяет и обогащает исполнительские возможности (правда и усложняет их).

Немного об аккордах первых двух рядов, в особенности в верхней части.
Если в нижней части аккорды первых двух рядов определены однозначно:
- в первом ряду (7 и 5 кнопки) это мажорные аккорды соответствующих басов (8 и 6 кнопки),
- во втором ряду (15 и 13 кнопки) это минорные аккорда соответствующих басов (16и 14 кнопки)
то в верхней части нет однозначного стандарта аккордов. Есть гармони со всеми четырьмя (1, 3, 9 и 11 кнопки) мажорными аккордами, на сегодня чаще всего заводские тульские гармони имею там все четыре септаккорда.
А вот на рисунке 1.1 приведен, на мой взгляд, наиболее рациональный вариант распределения, когда под кнопкой 3 мажорный аккорд, а под остальными (1, 9, 11) септаккорды. Если хотите уменьшить свои исполнительские ограничения, то обязательно исправьте аккорд под кнопкой 3 на мажорный (технически это не сложно).
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Пой,гармоника!-форум гармонистов и любителей гармони


Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Шаг второй - навыки игры самым примитивным методом.

О нумерации пальцев левой  руки: пальцы нумеруются от большого к мизинцу 1-5.

Первое, что приходит на ум, когда в первый раз берешь гармонь в руки, это играть пары бас-аккорд двумя пальцами 3 и 2, и так скакать по всему грифу.
Именно так я и поступил в самом начале, чтоб не слишком забивать себе голову.

Рисунок 2.1

Как бывший баянист, я использую следующие обозначения аккордов:
(буквы, цифры над аккордами)
Б – мажорный аккорд,
М – минорный аккорд,
7 – септаккорд.
(у баянистов есть еще У – уменьшенный аккорд, но на гармони его нет)
Верхняя строка цифр над нотами – аппликатура - номера пальцев,
нижняя строка цифр под нотами– табулатура – номера кнопок.

Но по прошествии некоторого времени понял, что таким методом я не достигну всех желаемых штрихов исполнения, даже если научусь безошибочно перескакивать с любой кнопки на любую.
Да и обидно, имея пять пальцев на руке, использовать только два!
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Шаг третий – использование четырёх пальцев.

Тогда я решил распределить пары пальцев 5-4, 4-3, 3-2 между субдоминантой, тоникой и доминантой, т.е.:
пальцы 5-4 для кнопок 8-7 и 16-15
пальцы 4-3 для кнопок 6-5 и 14-13
пальцы 3-2 для кнопок 4-3 и 12-11

Рисунок 3.1

Некоторое время мне кажется это интересным, но не долго, т.к. при восходящем движении образуется два скачка на одном пальце (сначала на четвертом, затем на третьем, обведено на рисунке).
При нисходящем движении вроде все в норме.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Шаг четвертый – оптимизация.

В итоге, я решил из двух скачков оставить только один, и то со сменой пальцев, поскольку нажимать одним пальцем две и более кнопки подряд (без особой на то необходимости) не по правилам музыкантов.

Рисунок 4.1

И такая аппликатура меня устраивал, пока я играл только три блатных аккорда.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Шаг пятый – гаммы.

Но вот пришел момент, когда я вспомнил, что надо бы и собственно пальцами левой руки заняться, немного расшевелить их, приноровить к более уверенной ориентации на кнопках левой клавиатуры. А достигается это обычно гаммами.
Самое простое, что приходит на ум, игра гамм в третьем (басовом) ряду. Там кнопки расположены по порядку, вроде ничего сложного.
Но:
- Во-первых, в гамме 7 нот плюс одна замыкающая, равно 8, а пальцев, пригодных для игры на левой клавиатуре всего 4. Значит легато (связанно) всю гамму уже не сыграть.
- Во-вторых, это слишком просто и не несет особого развития для пальцев.
Поэтому я решил сначала выучить гаммы, используя басы из первых двух рядов, не обращаясь к кнопкам третьего ряда.
И поскольку в первых двух рядах каждый бас представлен лишь одной кнопкой, кроме баса Ре (который имеет две кнопки, и на первом и втором ряду), то вышло всего две последовательности (хотя аппликатура может иметь варианты).

Первый вариант через Ре во втором ряду (кнопка 16), лаконично, хотя пользы для пальцев не много:

Рисунок 5.1

Второй вариант через Ре в первом ряду (кнопка 2), для пальцев и мозга чуть сложнее, а значит и полезнее:

Рисунок 5.2
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Шаг шестой – гаммы, продолжение.

Предыдущий шаг был скорее направлен на изнурение и разработку пальцев левой руки, но не был оптимальным с точки зрения исполнения самих гамм (хотя надо признать, что для владельцев гармоней с двумя рядами слева, т.е. 16 кнопочных, предыдущий вариант неизбежный).
Имея третий ряд, самым разумным, на мой взгляд, является комбинированное исполнение гамм с использованием кнопок всех трех рядов.
Разумеется, количество комбинаций прохождения гаммы в этом случае возрастает в разы, и каждый из Вас может попробовать составить свой вариант.
Я же приведу лишь два варианта:
- Первый наиболее лаконичный, но не сильно загружающий пальцы и мозг:

Рисунок 6.1

- Второй является некоторым усложнением первого (с потерей лаконичности):

Рисунок 6.2

Отмечу лишь основные задачи при построении подобных схем:
- возможность играть легато (связанно, без разрыва звучания);
- минимальное перемещение запястья под ремнем (в идеале полная неподвижность);
- равномерная нагрузка на все пальцы, что бы каждый из них имел время на отдых (ну и трудился тоже во благо развития).
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Шаг седьмой – альтернативный бас.

Ну что ж, на гаммы наверное больше отвлекаться нет смысла, хотя есть смысл к ним периодически возвращаться. Тем более что у продвинутых гармонистов в более сложных обработках часто встречаются басовые ходы, достаточно близкие к гаммам.

Но вернемся к обычному басу с аккордом.

В большинстве случаев даже три блатных аккорда проигрываются дважды (а то и более) каждый.
При этом не очень интересно играть два раза подряд одинаковые пары бас-аккорд, поэтому возникает необходимость в альтернативном басе, т.е. в повторах использовать другой бас, но тоже подходящий к данному аккорду (гармонии).

Давай рассмотрим основные альтернативы басов.
Для всех трех типов аккордов (мажор, минор и септаккорд) две самые очевидные альтернативы – это 3 и 5 ступени, для септаккорда еще и 7 пониженная ступень:
для Фа-мажора (8-7) – бас Ля (14) и бас До (6)
для До-мажора (6-5) – бас Ми (12) и бас Соль (4)
для Соль-мажора (4-3) – бас Си (10) и бас Ре (2)
для Ре-септаккорда (2-1) – бас Фа# (17), бас Ля (18) и бас До (20) (ступени 3, 5 и пониженная 7)
для Ре-минора (16-15) – бас Фа (8 ) и бас Ля (14)
для Ля-минора (14-13) – бас До (6) и бас Ми (12)
для Ми-септаккорда (12-11) – бас Си (10) и бас Ре (2 ) (только ступени 5 и пониженная 7)
для Си-септаккорда (10-9) – бас Фа# (17) бас Ля (18)  (только ступени 5 и пониженная 7)

Внимание: поскольку бас Фа# есть не на всех гармонях, то для Ре-септаккорда и Си-септаккорда на таких гармонях количество альтернатив к сожалению сокращается.

Конечно альтернативных басов намного больше, а это лишь основные, т.е. входящие в состав аккорда и не изменяющие его.
К примеру, для мажора можно использовать ступень 6, а для минора – ступень 7. Но при таких альтернативах аккорд будет приобретать новую окраску.

Но собственно к чему я это все.
Да к тому, что снова мне пришлось пересматривать аппликатуру.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Шаг восьмой – альтернативный бас, схемы расположения.


Прежде чем начинать пересматривать аппликатуру,  я сначала решил для себя немного усвоить  расположение альтернативных басов на гармони.

На баяне всегда все было одинаково, какой бас не возьми - в этом прелесть его левой клавиатуры.
С гармонью не все так гладко, но все же некую систему вывести можно.

Итак, рассмотрим схемы расположения альтернативных басов для каждого аккорда первого (мажорного) ряда.

Фа-мажор – альтернативные басы в первом и втором рядах:

Рисунок 8.1
Фа-мажор – альтернативные басы в третьем ряду:

Рисунок 8.2

До-мажор – альтернативные басы в первом и втором рядах:

Рисунок 8.3
До-мажор – альтернативные басы в третьем ряду:

Рисунок 8.4

Соль-мажор – альтернативные басы в первом и втором рядах:

Рисунок 8.5
Соль-мажор – альтернативные басы в третьем ряду:

Рисунок 8.6

Ре-септаккорд – альтернативные басы в первом и втором рядах:

Рисунок 8.7
Ре-септаккорд – альтернативные басы в третьем ряду:

Рисунок 8.8

По схемам видно, что расположение альтернативных басов в первых двух рядах для нижней тройки аккордов абсолютно идентично, только четвертый аккорд не имеет легко досягаемых альтернатив в первых двух рядах, все его доступные альтернативы в третьем ряду.

Расположение альтернативных басов в третьем ряду тоже имеет свою систему, но не такую изящную.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Шаг девятый – альтернативный бас, схемы расположения (продолжение).

Далее рассмотрим схемы расположения альтернативных басов для каждого аккорда второго (минорного) ряда.

Ре-минор – альтернативные басы в первом и втором рядах:

Рисунок 9.1
Ре-минор – альтернативные басы в третьем ряду:

Рисунок 9.2

Ля-минор – альтернативные басы в первом и втором рядах:

Рисунок 9.3
Ля-минор – альтернативные басы в третьем ряду:

Рисунок 9.4

Ми-септаккорд – альтернативные басы в первом и втором рядах:

Рисунок 9.5
Ми-септаккорд – альтернативные басы в третьем ряду:

Рисунок 9.6

Cи-септаккорд – альтернативные басы в первом и втором рядах:

Рисунок 9.7
Cи-септаккорд – альтернативные басы в третьем ряду:

Рисунок 9.8

И снова расположение альтернативных басов в первых двух рядах для нижней тройки аккордов абсолютно идентично за исключением отсутствующей третьей ступени для Ми-септаккорда, и так же четвертый аккорд не имеет легко досягаемых альтернатив в первых двух рядах, все его доступные альтернативы в третьем ряду.

Расположение альтернативных басов в третьем ряду так же имеет свою систему, но не такую изящную.

Само собой напрашивается вывод, что проще запомнить и играть альтернативные басы по схемам первых двух рядов.
Но забывать о существовании альтернативных басов в третьем ряду тоже не следует, в некоторых ситуациях они очень существенно облегчают игру, делают ее без лишних скачков.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн Яковлев Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1188
  • Репутация: 88
  • Жизнь удалась...
А вот интересно, кому ни будь это интересно, кроме самого Ильдара? Труд большой, но.....
(сразу пишу, что все это сказано мною ни с иронией какой то или злобой, язвой, а просто интересно. А то сейчас начнется шум гам впустую)
Бестолковый гармонист с "кривыми руками"

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Репутация: 28
  • Чайник
Цитата: Яковлев Александр
А вот интересно, кому ни будь это интересно, кроме самого Ильдара? ...
;D ;D ;D
Признаться, мне и самому интересен сей факт.
Но очень хотелось поделиться, в расчете, что может быть найдется хоть один или несколько гармонистов с схожими целями и интересами.
Понимаю, что это не для всех. Об этом написал в самом начале.
Но если у кого хватит терпения, думаю не пожалеют.
На Вас, Александр, расчет в первую очередь.  ;)
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн Яковлев Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1188
  • Репутация: 88
  • Жизнь удалась...
Неееее. Я уже писал , что я с этим не заморачиваюсь.....
Бестолковый гармонист с "кривыми руками"

Оффлайн Сергей Акимов

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 4984
  • Репутация: 157
Я дал ссылку на эту тему в ВК. Думаю,интересующихся достаточно будет. Но,возможно,не все будут об этом писать.
Считаешь,что в жизни нужно попробовать всё?... Попробуй быть добрым,честным и порядочным...

Оффлайн Иваныч

  • Новичок на сайте
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: 0
А вот интересно, кому ни будь это интересно, кроме самого Ильдара? Труд большой, но.....
(сразу пишу, что все это сказано мною ни с иронией какой то или злобой, язвой, а просто интересно. А то сейчас начнется шум гам впустую)
Ситуация аналогичная - многие годы баян, открытие для себя гармони, основная сложность- басы. Ильдар - система выложена на 5. некоторые моменты принял на "вооружение", спасибо