Автор Тема: голоса и тембры  (Прочитано 1946 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн zdorovtsev70

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 876
  • Репутация: 28
голоса и тембры
« : 06 Сентября 2020, 18:28:54 »
Уважаемые знатоки музыкии гармони в частности, пожалуйста объясните развернуто, без общих понятий такую тему- в характеристиках гармони часто указывают набор голосов или тембров, как например- гобой, кларнет, пикколо и т.д. С чем связаны эти названия, например гобой голоса 3-й октавы или не обязательна привязка к октаве. Ещё есть названия тенор, баритон, понятно, что они с высотой звука, но ли они конкретную привязку к чему либо. Ещё неплохо бы почитать послушать о наиболее наборах голосов в различных тональностях гармоней. Только бы подробностей,а не общих разъяснений, и так логичны и понятны. Спасибо.

Онлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1294
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: голоса и тембры
« Ответ #1 : 06 Сентября 2020, 22:58:37 »
Николай. На точность знаний не претендую, но выскажу свое видение.
Вот у тебя есть 402-я, в ней справа четыре голоса (планки): нижний, два средних (строевое и рОзлив), верхний.
На твоей 402-й регистры никак не обозначены, на некоторых 402-х как и на аккордеонах есть обозначения регистров: две горизонтальные линейки и точки на, под и между ними.
Для начала надо разделить понятия именования голосов (планок) и именования регистров.
Пока о голосах (планках). Нижний голос обычно именуют фаготом. Средние тенор, кларнет, габой, причем кларнет и габой различают на инструменте с ломаной декой, когда один голос на прямой деке, а другой на ломаной. Верхний голос обычно именуют пикколкой. Иногда говорят о голосах: баритон, тенор, сопрано. Видимо абсолютно устоявшихся определений нет.
Полагаю, что привязки к тональности гармони и реальным диапазонам здесь нет.
В регистрах именований должно быть больше, поскольку при 4-х голосах их может быть до 15-ти. Регистры обычно именуют по схожим по звучанию инструментам: фагот, кларнет, габой, орган, тутти... Я всех имен не знаю, поскольку не аккордеонист, а баянист (с дешёвым баяном).  :D
« Последнее редактирование: 06 Сентября 2020, 23:39:00 от ildar_old »
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн zdorovtsev70

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 876
  • Репутация: 28
Re: голоса и тембры
« Ответ #2 : 06 Сентября 2020, 23:55:14 »
Пока о голосах (планках). Нижний голос обычно именуют фаготом. Средние тенор, кларнет, габой, причем кларнет и габой различают на инструменте с ломаной декой, когда один голос на прямой деке, а другой на ломаной. Верхний голос обычно именуют пикколкой.
Полагаю, что привязки к тональности гармони и реальным диапазонам здесь нет.
Ильдар, это мне понятно. Я хочу узнать есть ли фиксированная связь- например 1-я октава=фагот, 6-я октава=пикколо, 4-я октава=тенор и т.д. А о существовании определенных наборов голосов для определенных тональностей гармоней говорил Уханов. Но скорее не обязательной,а предпочтительной зависимости.

Онлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1294
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: голоса и тембры
« Ответ #3 : 07 Сентября 2020, 00:20:46 »
Цитата: zdorovtsev70
...Я хочу узнать есть ли фиксированная связь- например 1-я октава=фагот, 6-я октава=пикколо, 4-я октава=тенор и т.д...
Нилокай. Давайте на время оторвёмся от гармони с её 3-мя октавами. Концертный баян может иметь диапазон шесть и более октав: от Большой октавы до пятой, и это только говоря о среднем голосе. Нижний всегда будет Фагот, хоть в Контроктаве, хоть в четвертой... И так же с другими голосами. Это просто имя голоса, без привязки к диапазону звучания. Или я опять что-то не так понял?

Вот здесь можно подсмотреть наименования голосов (планок):
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0072/0019b679-b22fabe4/hello_html_4575b356.png
Что уже не совпадает с моим видением. Средние голоса - концертино и кларнет. Только не понятно, что в прямой, а что в ломаной деке.

А вот картинка, совпадающая с моим видением:
http://kompozitor.su/books/item/f00/s00/z0000003/pic/000015.jpg

Названия регистров 4-х голосов баяна:
https://img.yakaboo.ua/media/mediagallery/image/i/m/img_0008_47.jpg

А вот раскладки регистров для трёх средних и двух верхних голосах:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/26/LilyWiki_Accordion_Register.gif
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн zdorovtsev70

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 876
  • Репутация: 28
Re: голоса и тембры
« Ответ #4 : 07 Сентября 2020, 00:44:40 »
Этот вопрос у меня возник когдая услышал впервые перечисление голосов гармони, например-баритон, два тенора, пикколо. В моем нынешнем понимании это значит, что например одна один резонатор с планками 2-3 октавы, двас голосами 4 и возможно пятой и один резонаторс планками 6-7 октавы. Или например два тенора, пикколо- два резонатора 3-4 октава и один 5-6.

Онлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1294
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: голоса и тембры
« Ответ #5 : 07 Сентября 2020, 07:11:21 »
Цитата: zdorovtsev70
...один резонатор с планками 2-3 октавы, двас голосами 4 и возможно пятой и один резонаторс планками 6-7 октавы. Или например два тенора, пикколо- два резонатора 3-4 октава и один 5-6.
:)
Вы уже много раз перебрали гармонь. Разве это так?
Имена голосов довольно условны, не привязаны к абсолютным диапазонам. Средний -как обозначен в нотах, так и звучит. Нижний - октавой ниже, чем прописан в нотах. Верхний - октавой выше. Голоса - это наслоение, а не разделение диапазона. Наслоение со сдвигом и/или без.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн zdorovtsev70

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 876
  • Репутация: 28
Re: голоса и тембры
« Ответ #6 : 07 Сентября 2020, 11:21:38 »
Несмотря на то, что все это кажется субъективным, из вашего примера как раз и выходит обратное- средний голос, тенор= 4 октава, голос который ниже, 2 или 3 октава баритон и высокий пикколо. Только делиться это все будет наверное только в определенной гармони с определенным набором голосов. Тогда если например сделатьв гармони самый высокий голос 4 октавы, будет ли он считаться пикколо?

Оффлайн Сергей Акимов

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 5056
  • Репутация: 158
    • Я в Телеграме
Re: голоса и тембры
« Ответ #7 : 07 Сентября 2020, 13:10:32 »
Несмотря на то, что все это кажется субъективным, из вашего примера как раз и выходит обратное- средний голос, тенор= 4 октава, голос который ниже, 2 или 3 октава баритон и высокий пикколо. Только делиться это все будет наверное только в определенной гармони с определенным набором голосов. Тогда если например сделатьв гармони самый высокий голос 4 октавы, будет ли он считаться пикколо?
Будет.
"Пой гармоника!" в Telegram - https://t.me/+mcoGIMDe_sZhNmVi

Оффлайн Сергей Акимов

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 5056
  • Репутация: 158
    • Я в Телеграме
Re: голоса и тембры
« Ответ #8 : 07 Сентября 2020, 13:13:53 »
Хотя... Черт его знает... Если там два голоса на одной кнопке,то это можно называть тенором. Если три-в разных октавах-то пикколо.
"Пой гармоника!" в Telegram - https://t.me/+mcoGIMDe_sZhNmVi

Оффлайн zdorovtsev70

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 876
  • Репутация: 28
Re: голоса и тембры
« Ответ #9 : 07 Сентября 2020, 14:49:27 »
Сергей,а как насчёт набора голосов для определенной тональности? Собираюсь переделать трехголсую гармонь в ре диез. Что предпочесть-баритон, тенор, пикколо или два тенора и пикколо или баритон два тенора?

Оффлайн Сергей Акимов

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 5056
  • Репутация: 158
    • Я в Телеграме
Re: голоса и тембры
« Ответ #10 : 07 Сентября 2020, 19:10:47 »
Сергей,а как насчёт набора голосов для определенной тональности? Собираюсь переделать трехголсую гармонь в ре диез. Что предпочесть-баритон, тенор, пикколо или два тенора и пикколо или баритон два тенора?
К сожалению,не силён в данном вопросе,поэтому и советовать не могу....
"Пой гармоника!" в Telegram - https://t.me/+mcoGIMDe_sZhNmVi

Онлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1294
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: голоса и тембры
« Ответ #11 : 07 Сентября 2020, 20:01:55 »
Несмотря на то, что все это кажется субъективным, из вашего примера как раз и выходит обратное- средний голос, тенор= 4 октава, голос который ниже, 2 или 3 октава баритон и высокий пикколо. Только делиться это все будет наверное только в определенной гармони с определенным набором голосов. Тогда если например сделатьв гармони самый высокий голос 4 октавы, будет ли он считаться пикколо?
О каком моем примере речь? Лучше цитировать.

Хотя... Черт его знает... Если там два голоса на одной кнопке,то это можно называть тенором. Если три-в разных октавах-то пикколо.
И я о том же, только ещё шире.
Может я не очень хорошо объяснял.

Давайте попробуем подойти с другой стороны.
Допустим у нас есть планка (кусок) Ми 2-й октавы. Что это: Фагот, тенор или пикколка? Да ничего, пока мы не установили её в конкретное место!
Допустим у нас гармонь До-мажор с 4-мя голосами. Сначала ставим нашу планку на кнопку 4 (Ми 1-й октавы) и наша планка становится пикколкой для данной кнопки 4. Теперь ставим её на кнопку 19 (Ми 2-й октавы) и наша планка становится тенором (или кларнетом, габоем) для кнопки 19. Ну и наконец ставим нашу планку на кнопку  11 (Ми 3-й октавы) и наша планка теперь именуется Фагот для кнопки 11.
Может так понятнее?
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Онлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1294
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: голоса и тембры
« Ответ #12 : 07 Сентября 2020, 20:15:52 »
Сергей,а как насчёт набора голосов для определенной тональности? Собираюсь переделать трехголсую гармонь в ре диез. Что предпочесть-баритон, тенор, пикколо или два тенора и пикколо или баритон два тенора?
Я тоже не силен, поэтому лишь моё мнение. Ре# - довольно высокая тональность. Два тенора + пикколка на мой взгляд будет пискляво. А вот две тенора + фагот нормально. Вариант Фагот+тенор+пикколка очень интересен по звучанию, но пропадет задиристый рОзлив гармони.
Загляните  в личку.
Можете на 402-й подложить полоски бумаги под пикколки и включить "тутти". Поиграть и записать (без левой руки). Затем с помощью описанной (в личке) программы перевести в Ре# (+6), и послушать. Так же можно прикрыть фагот и повторить опыт. Ну и три голоса в трёх октавах (есть регистр).
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн zdorovtsev70

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 876
  • Репутация: 28
Re: голоса и тембры
« Ответ #13 : 07 Сентября 2020, 21:13:34 »
У меня процессе осмысления информации анекдот сложился- встретились три певца-баса и двое говорят самому высокому(по голосу)- Ты пикколо,а ну пройди сюда ;D

Онлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1294
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: голоса и тембры
« Ответ #14 : 07 Сентября 2020, 22:09:04 »
Я так и думал, что Вы всё отлично понимаете, просто решили надо мной поизмываться.  :D

Бас-профундо (не анекдот).
Только не вздумайте слушать на телефонах и ноутбуках.  ;D
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

 


Яндекс.Метрика