Автор Тема: Гармонь русский строй  (Прочитано 76 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Dankin

  • Новичок на сайте
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: 0
Гармонь русский строй
« : 22 Ноября 2022, 12:09:54 »
Всем привет! Сразу скажу, до прошлого года ни разу гармонь в руках не держал.
Напало на меня желание прикупить гармонь русского строя.
После нескольких дней поисков приобрел такой экземпляр:
Похоже фотки нельзя постить? ))

https://disk.yandex.ru/i/8Lkpw1mO62QLbg
https://disk.yandex.ru/i/8fjHotgk8jc45g
https://disk.yandex.ru/i/fBxIJOnb-tyd_Q





Ну, и поскольку я в гармонях не разбираюсь через некоторое время выяснилось, что придется приложить руки и довольно основательно.
Если это будет интересно могу выложить фото состояния гармони и результат проведенных работ, они, кстати, ещё не закончены.

И ещё просьба: подскажите, пожалуйста, настройщика в Москве хорошего, пока те кого спрашивал с русским строем не сталкивались и он их пугает

Оффлайн Лариса

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4659
  • Репутация: 117
Re: Гармонь русский строй
« Ответ #1 : 22 Ноября 2022, 21:24:45 »
Добрый вечер!
Хорошенькая какая гармонька!
А как вы будете на ней учиться играть? На слух или у вас есть самоучитель для  гармоник русского строя? Интересно мне, как там со строем на сжим- розжим! Мне кажется, что надо обладать аццким терпением и ...стрессоустойчивостью ;)

п.с.А вы уверены, что это гармонь русского/ немецкого строя? На вятскую похожа, там только слева аккомпанемент несколько смещён...ну, это я так, слишком непредсказуем гармонный рынок для новичков, увы
Вредная. В полнолуние даже ядовитая!

Пой,гармоника!-форум гармонистов и любителей гармони

Re: Гармонь русский строй
« Ответ #1 : 22 Ноября 2022, 21:24:45 »

Оффлайн Dankin

  • Новичок на сайте
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: 0
Re: Гармонь русский строй
« Ответ #2 : 23 Ноября 2022, 17:09:44 »
Со строем как-то так:
https://disk.yandex.ru/i/fKQQyZB1UKuhVw

Это именно русский строй. Постараюсь освоить)

Оффлайн Лариса

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4659
  • Репутация: 117
Re: Гармонь русский строй
« Ответ #3 : 23 Ноября 2022, 17:29:39 »
Как же я ошибалась...мдаа
Думала, что разный звук на сжим-разжим ::)
А здесь вот как интересно!!
Я правильно поняла, что полутона вверху, в середине и внизу правой клавиатуры?
Спасибо
Вредная. В полнолуние даже ядовитая!

Оффлайн Dankin

  • Новичок на сайте
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: 0
Re: Гармонь русский строй
« Ответ #4 : 23 Ноября 2022, 17:54:37 »
Там где стоит на схеме черная черта над нотой - звук на сжим, где черты нет соответственно нота на разжим.
И да одна кнопка разный звук)
Для венской гармони всё ровно наоборот))

Оффлайн Лариса

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4659
  • Репутация: 117
Re: Гармонь русский строй
« Ответ #5 : 23 Ноября 2022, 17:59:52 »
Утром еще раз схему помозгую, а то совсем запуталась ;D
Интересно, как здесь надо будет " плясать" пальчиками гамму?
Вредная. В полнолуние даже ядовитая!

Оффлайн basist

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 515
  • Репутация: 46
Re: Гармонь русский строй
« Ответ #6 : 23 Ноября 2022, 19:48:44 »
Утром еще раз схему помозгую, а то совсем запуталась ;D
Интересно, как здесь надо будет " плясать" пальчиками гамму?

Интересно, конечно, помозговать над схемой для общего развития лишь только. И вот " плясать" пальчиками тоже можно и есть самоучитель Тышкевича игры на двухрядной гармонике
русского или немецкого строя https://ale07.ru/music/notes/song/bayan/tyshkevich.htm. И что эти мастера все не угомонятся никак,все совершенствуют и усовершенствуют инструменты. Есть отвертка же, нет, подавай шуруповерт.
Слово «гармоника» (от греческого harmonia — связь, стройность, соразмерность) стало употребляться более двух столетий назад для названия некоторых музыкальных инструментов, позволявших извлечь на них созвучие. Так, во второй половине XVII века была распространена стеклянная гармоника. Она не имела ничего общего с теми инструментами, которые впоследствии стали называться гармониками.
Может сразу к стеклянной гармошке вернуться.? Круто!
 В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман(вот, кто начал мутить )изготовил музыкальный инструмент, представлявший собой продолговатую металлическую коробочку длиной около 10 см. Она была разделена на 15 ячеек, в каждой из которых помещался настроенный на определенный тон язычок. Воздух вдувался губами. В следующем году для нагнетания воздуха Бушман применил воздушный резервуар — мех, из которого воздух непосредственно попадал к язычку без распределительной камеры. Гармоника представляла собой 2 крышки, скрепленные вдоль одной из сторон. На одной из них был гриф с несколькими клапанами, на другой — ручка для разжима и сжима меха. По форме инструмент напоминал раскрывающуюся книгу. На нем было возможно исполнять только мелодию. Потом В 1829 году венский мастер Кирилл Демиан усовершенствовал конструкцию Ф. Бушмана, разделив корпус инструмента на две половины, соединявшиеся мехом. Гармоника имела правую клавиатуру с пятью клавишами. При нажатии на каждую из них нежно и прозрачно звучал аккорд из нескольких звуков. Инструмент был назван аккордеоном. Затем появляются гармоники с двумя клавиатурами, где левой, имевшей две клавиши (бас и аккорд тонической и доминантовой функции при различных направлениях движения меха), отводилась роль аккомпанемента. Под названием аккордеон подобные инструменты быстро распространились не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. В конструкции этого вида гармоники постепенно стали намечаться две основные разновидности — венская и немецкая. На венских гармониках клапаны, открывавшие доступ воздуха к голосам, помещались внутри корпуса, а клавиатура для левой руки располагалась непосредственно на корпусе. На немецких гармониках клапаны были снаружи, а левая клавиатура — на специальном грифе.
Русские мастера, изготовлявшие первые гармоники по иностранным образцам, вскоре внесли существенное изменение в их устройство. Перевернув планки с язычками другой стороной к клапанам, они тем самым поменяли звуки, получавшиеся при разжиме и сжиме меха. Теперь на разжим правой рукой извлекались звуки тонического трезвучия до мажора, левой — бас до и тонический аккорд, на сжим правой — си, ре, фа, ля, левой — бас соль с доминантовым аккордом. При исполнении народных песен, большинство из которых начиналось с тонической гармонии, отпала таким образом необходимость предварительно растягивать мех, как на гармониках немецкого строя. Это нововведение прочно укоренилось в отечественной практике при изготовлении гармоники, а сама гармоника стала называться русской (с русским строем), или тульской гармоникой.
И вот чудо.! С 1907 года, когда петербургский мастер Петр Егорович Стерлигов изготовил для известного гармониста Я.Ф. Орланского-Титаренко усовершенствованную хроматическую гармонику «баян», это название закрепляется за хроматической ручной гармоникой с тремя и более рядами клавиш на правой клавиатуре и с хроматическим набором басов и готового аккомпанемента на левой клавиатуре. Возникновению баяна предшествовала вся история появления, широкого распространения и развития гармоники в России в XIX веке. Объединение мастеров-кустарей в артели уже при Советской власти в 20-е годы, а затем организация гармонных фабрик в 30-е годы способствовали увеличению выпуска инструментов. Для серийного производства был выбран наиболее простой по конструкции и технологичный в сборке баян «московской хватки» с количеством клавиш-кнопок 52 X 100. На тульской и московской баянных фабриках в результате расширения производственных цехов и механизации ряда подготовительных операций выпуск баянов только в первую половину 30-х годов увеличился в несколько десятков раз. Параллельно шла работа над улучшением качества инструментов, модернизацией многих узлов и деталей. Этому способствовал приход на фабрики опытных мастеров-специалистов: А. Глаголева (в 1911 году изготовившего в Туле баян хегстремовской системы), А. Пастухова (лучшего наклепщика голосов, организатора первой гармонной артели в Туле в 1922 году), Г. Чулкова (создавшего в 1907 году оригинальную конструкцию левой механики для двухрядной венской гармоники с русским строем), Н. Фрома (конструктора серии тембровых оркестровых гармоник) и других. Организуются цехи но изготовлению концертных инструментов по индивидуальным заказам, где трудятся лучшие мастера. Со второй половины 30-х годов баян становится самым массовым музыкальным инструментом в быту и музыкальной самодеятельности городского населения, вытесняя постепенно гармонику. Его конструкция стабилизируется. Информация из В. Новожилов - Баян: Популярный очерк

Оффлайн Лариса

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4659
  • Репутация: 117
Re: Гармонь русский строй
« Ответ #7 : 23 Ноября 2022, 21:50:58 »
Виктор...интересный исторический очерк!
Вот только я не поняла вашей позиции ?
А я ведь барышня впечатлительная, склонная к меланхолии ;D
Вот как задумаюсь и решу, что лучший музыкальный инструмент - это расчёска, обернутая "золотинкой "от шоколадки! Помните такой? Все можно было на ней сыграть :D



хи-хи...на фольге лучше звучит ;)
Да шутю...т.е. вы не считаете, что стоит затрачивать столько сил, терпения, времени и " энергии жизни"  на далеко не современный инструмент? Низкий КПД?
Вредная. В полнолуние даже ядовитая!

 



Яндекс.Метрика