Всем доброе время суток.
Немного подумал над расширением стандартной 25х25 и пришел к интересной раскладке 27х30 (или 25х30, по вкусу).
Мысля номер раз: зачем вообще что-то менять? Чтобы расширить гармонические возможности, и гулять по квинтовому кругу, особо не удаляясь от размеров и раскладки стандартной хромки. (Баян не предлагать.)
Мысля номер два: Правая клавиатура. В народе закрепился двухрядный формат 27х25, где к подбородку добавляют C# и Bb. На двух рядах по-другому и не сделаешь, разве что еще случайных нот добавить со стороны коленки и играть их мизинцем (так делают на диатониках). Три ряда (например, по Тышкевичу) требуют более сложной механики, более громоздкого инструмента, и чтобы полностью выжать выгоду из трехрядности, по-хорошему, надо всю раскладку переосмыслить. Результат может быть очень интересным, но он слишком далек от 25х25.
Поэтому оставляем 27 кнопок на двух рядах. По желанию, две писклявки можно отбросить, и все влезет в 25х25 корпус.
Мысля номер три: Если мы хотим больше простора "гулять" по квинтовому кругу, то вся соль в левой половинке. Налево пойдешь - в Фа мажор попадешь. Направо пойдешь, к Ре мажору
придешь. "Новые" кнопки в правой в этих тональностях и играют.
Мысля номер 4: В самой обычной хромке, с корпусом, эдак, 32х18, 8 басов в левой. F# стоит особнячком и добавляет последнюю кнопку к "25". Только F# там стоит не всегда - на некоторых гармонях его нет, да и польза с него ограниченная. А вот место он занимает. Не лучше ли его махнуть на Bb?
Итого, приходим к 30-кнопочной раскладке (см фото).
С колена добавлены очень логичные Си бемоль мажор и Соль минор. Теперь у нас есть полноценные I-IV-V для Фа мажора и Ре минора. И они находятся на самом логичном для хромки месте!
Сверху мы теряем кнопку F# (невелика потеря). И вместо септаккордов ставим Ми минор, Си минор Ре мажор. Для V ступени ре мажора нам все еще нужен Ля мажор - его можно поставить на доп ряд вместо дублированных басов Ля и Си. Пара А,A+ находится близко к I и IV ступеням ре мажора - вполне играбельно.
Остается в параллели Си минор - у нас уже есть I, IV и V ступени, но они неудобно расположены. Ну, как говорят французы, "такова селяви". Если очень горит в эту тональность уйти, то аккорды к ней есть.
Итого, в корпусе обычной 25х25 имеем 4 очень играбельных тональности + параллели, да еще при большом желании можно в ля мажор прыгнуть. При этом, раскладка стандартной хромки почти не пострадала
Одна проблема: надо в аккорд 11 нот ставить, а не 10. Но в корпусе высотой 32см, место для них есть.
Как-то так выходит. На мой взгляд, если я ничего не упустил, то очень сочная раскладочка выходит.