Миха, если данная тема для тебя ещё актуальна, то вот мои наблюдения.
По-моему 3-летнему опыту игры под пляску есть 3 ключевых момента, назову их условно:
1) психологический;
2) технический;
3) методический.
Психологический момент
Убрать волнение перед игрой на людях. Из-за стpаха облажаться, ошибиться, сделать что-то неправильно и все увидят, будут показывать пальцем всё умение и силы в момент улетучиваются!
Самый простой способ - играть при любом возможном случае там, где ходят-бродят люди (во дворе, парке, на старых танцполах и т.д.). При этом нужно играть для себя. Кому понравиться, так он остановиться да ещё и ободрит. И нужно чтобы рядом (хотя бы в первое время) был свой родной человек (можно играть для него). Обычно после такого происходит "прорыв", который здорово описали Пётр Веселушкин (он как-то играл в парке Раменского) и Сергей Акимов (когда он играл на Масленицу в парке).
Потом нужно поиграть там, где пляшут. Подготовить самый простой наигрыш и играть его сколько хватит сил (до появления напряжения). При этом можно договориться с опытным гармонистом, чтобы он сразу подменил, как только ты устанешь. Отдохнул и можно ещё раз поиграть. По любому "вылезет" куча помех: руки дрожат, плечи напрягаются, людей не замечаешь для которых играешь. И будет возможность их увидеть и убрать. Вот тогда приходит спокойствие!
При игре под пляску важно видеть тех, кто пляшет, и вообще всё, что вокруг. Не только чтобы в нужном месте ускориться-замедлиться, поставить акцент. Чтобы получить силы от самого зрелища пляски: ты играешь, а народ радуется и пляшет, здорово, ох как здорово, так я им сейчас поддам! Тогда перестаёшь концентрироваться на руках и пальцах - они будто сами по себе играют, а ты со стороны наблюдаешь. Доля напряжения уходит сама собой.
Технический момент
Удобная посадка у каждого своя, но желательно сидеть ровно, ноги держать вместе, но без напряжения (я их слегка разваливаю).
Гармонь я обычно ставлю на левое колено, поэтому мех оказывается на весу, ходит свободно (особенно на разжим) и не рвёт штанов. Такое положение гармони удобно и для правой руки - она находится по середине груди и не напрягается ни в локте, ни в кисти.
Нужно хорошо зафиксировать гармонь при помощи ремня или ремней. Потому что, чем меньше гармонь елозит по ногам, рукам и телу, тем меньше напрягаются руки-плечи-предплечья, чтобы её удержать и "догнать". По твоему видео заметил, что у тебя гармошка именно так елозит. Эмоционально получается, но затрат сил вдвое больше.
Вес гармошки имеет значение, но не решающее. Мне кажется лучше начинать с Тульской, которая потяжельче. Привыкнешь к её весу - остальные будут как пёрышки.
Советую привыкнуть играть стоя! Для этого нужны два ремня, чтобы правая половинка гармони к телу прилегала плотно. Стоя сразу увидишь где у тебя напряги в руках и плечах. Найдёшь потом положение в котором напрягов нет и играй себе на здоровье.
Методический момент
Миха разберись с постановкой пальцев (у профиков это называется аппликатурой, если не ошибаюсь).
Мне помог мужик из деревни, который в Челябинске обучает в Академии культуре "народников" гармошке на раз-два-три.
Он обучил меня позиционной игре - когда есть расположение пальцев на 4 ближайшие друг к другу ноты, а до остальных нот достаёшь перемещением всех 4 пальцев (т.е. всей позиции) вверх или вниз.
Правая рука:
указательный и средний палец на кнопках, которые ближе к гармони (ближний ряд), а безымянный и мизинец чуть ниже и подальше от корпуса гармони (дальний ряд).
Советую поставить так пальцы на кнопки 2-й октавы: до - указательный, ре - безымянный, ми - средний, фа - мизинец. Погоняй от "до" до "фа" и обратно, не отрывая ни одного пальца от кнопок. Если нужно сыграть "соль", то просто спускаешь на неё средний или даже указательный палец и все пальцы тоже спускаются.
Плюс такой игры в том, что можно запросто играть терциями – т.е. одновременно двумя звуками (через один): до-ми, ре-фа и т.д. Это самый простой способ украсить мелодию, насытить её дополнительным звучанием без «побегушек» и вариаций. К тому же при позиционной игре пальцы стоят как раз по терциям.
Левая рука:
Использовать 4 пальца.
Например играем частушку от "фа": "фа" бас-аккорд, "до" бас-аккорд, "соль" бас-аккорд и "до" бас-аккорд.
Пальцы на "фа" (мизинец и безымянный) и на "до" (средний и указательный), последовательно играете.
Затем переход всеми пальцами на 2 кнопки вверх и получается теперь пальцы на:
"до" (мизинец и безымянный) и "соль" (средний и указательный). Ведущей парой (средний-указательный пальцы) играете "соль", а затем, не перемещая пальцев, мизинцем и безымянным играем "до".
Как закончили мелодию, то спускаемся всей рукой на те же 2 кнопки и заново.
Если мелодия посложнее и приходится переходить с мажора на минор или с минора на мажор (иначе говоря с одного ряда кнопок на другой), то лучше это делать ведущей парой (средний и указательный) как самой разработанной и удалой.
Ещё один момент у тебя (судя по видео) слабоват – ведение меха. Желательно наигрыш осваивать так, чтобы на каждое движение меха (разжим или сжим) играть по 1-2 такта. И мелодия укладывается в небольшое количество движений меха, и звук ровнее, и меньше предплечьями работаешь, меньше устаёшь.
Для самых простых вариантов наигрышей под пляску (частушки, Барыня, Подгорная, Сербиянка) нужно всего-то 4-6-8 нот на правой руке и 4 бас-аккорд на левой. При описанной выше позиционной игре будет всего 2 перехода пальцев на каждой руке. Экономия сил при этом велика!
Играй самые простые варианты наигрышей! Я в своё время измучился, но нашёл самые простые варианты. Некоторые из них выложены в обучающем видео на сайте «Русская гармонь» (например, частушка). Вот когда эти самые простые (и однообразные) наигрыши будешь наяривать в приличном темпе и себе в лёгкость, тогда можешь добавлять украшения. Во-первых, один звук играть не один раз (четвёртая доля), а два (восьмая доля). Во-вторых, играть не один звук (четвёртой доли), а дробить его на два звука (каждый по восьмой доле) – не долгое «до» или «до-до», а «до-ре» или «до-си». В-третьих, играть триолями (не просто «до», а одновременно «до-ми», не «ре», а «ре-фа»). В-четвёртых, «запинаться», когда играешь мелодию с некоторыми запинками, хромотой, резковато играя некоторые звуки. В-пятых, «хулиганить» басами. Четвёртое и пятое требует наигранности, но тоже просты.
Для украшения в пляске этого предостаточно. Остальные украшения появляться сами-собой с опытом. У меня через полтора года пальцы сами стали вытворять в знакомых наигрышах любые ходы и побегушки, причём без всякого напряга и раздумий с моей стороны.
Играя наигрыш, важно некоторые звуки выделять – играть резче или громче, чем остальные. Так обычно обозначаю конец такта или основной мелодии (нескольких, тактов). Это как в речи: в конце фразы – пауза. И вообще в какой-то момент приходит ощущение, что играть это как разговор вести: либо ты гонишь всё подряд без остановки
Чтобы руки и плечи не уставали от однообразных движений, я обычно меняю наигрыш (если это возможно) или играю его с другой ноты (например, играл частушку с «фа», а стал играть начиная с «до»), или ухожу на некоторое время в минор/мажор (как в Сербиянке, например, или частушках).
Напоследок открою страшную тайну гармониста, играющего под пляску.
Когда разыграешься, то какую кнопку не жми, всё будет в тему. Можно вообще не играть правой рукой – пусть отдохнёт. Главное басы вести!