Убивает ли музыкальная школа самобытность гармониста?
В музыкальной школе Вам, по всей видимости, покажут, куда и каким пальцем нажимать,
Парадоксально, но то, о чем Вы здесь написали в большей мере присуще не музыкальной школе, а музыкантам-самоучкам.
Поясняю. Именно самоучки показывают друг другу «куда и каким пальцем нажимать». В музыкальной школе на первом же занятии учат ноты в пределах одной октавы: их название, написание на нотном стане и клавиши на инструменте соответствующие этим нотам. Все это для того, чтобы ученику впоследствии не надо было показывать «куда и каким пальцем нажимать». Показывают лишь тогда, когда нужно исправить ошибки или объяснить как нужно играть сложные места.
объяснят различные типовые приёмчики, переборчики, выкрутасики и т. п.
Этому в музыкальной школе не учат. Нотные партии каждого произведения отличаются –различные обработки разных авторов.
А вот самоучки перенимают друг у друга понравившиеся переборы – заучивают их и применяют как шаблоны.
Из типового в школе учат гаммы, арпеджио и аккорды. Во многих мелодиях (их отрывках) клавиши нажимаются в том же порядке, что и в гамме или арпеджио. Основные аккорды в музыке тоже типовые -их можно использовать в любом произведении, а не только в каком-то конкретном. Например одну и ту же мелодию можно сыграть по одной нотке, двойными нотами или аккордами. Поэтому умение играть гаммы арпеджио и аккорды развивает технику, формирует общие навыки владения инструментом, а не удерживает ученика в каких-то рамках.
По достаточно скудному нотному материалу (количественно скудному) начинающего будут обучать.
Нотный материал зависит от многих факторов (например в областной школе он наверняка шире, чем в районной). Репертуар учителей-самоучек тоже может быть довольно скудным – только лишь наигрыши, распространенные в конкретной местности.
Но не приводят ли типовые знания приёмов игры на гармони к помещению обучаемого в определённые рамки? Не вставляют ли человеку в музыкалке некий "выключатель" в голову с опциями "так играй, а вот так не играй".
Исходя из выше сказанного, эти вопросы опять же в большей мере присущи обучаемому самоучками, а не в музыкальной школе.
Не убивает ли всё вышеописанное Богом данное творческое начало гармониста? Пишите Ваше мнение!
Мое мнение таково, что не убивает. Вот почему. Если это «Богом данное творческое начало» есть, то оно проявится. Не обязательно сразу в начале обучения. Музыкант может играть в школе по нотам, выполняя все требования преподавателя. Но когда-нибудь он обязательно заиграет от души – ту музыку, которая ему нравится и проявит свое «творческое начало». К тому же ученик может сообщить преподавателю те произведения, которые он хочет уметь играть и разучивать их или другим образом развивать свое "творческое начало".
На мой взгляд недостатком в обучении в музыкальной школе является то, что там не обучают игре по слуху, а игрой только по нотам как бы отбивают желание обучаться у некоторых учеников. Объяснением этого я вижу то, что система образования ставила перед музыкальными школами цель научить ученика читать ноты. Без этого умения невозможно обойтись в училище и консерватории, это будет тормозом в дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь дирижер оркестра не будет каждому музыканту наигрывать на слух его партию.
Умение играть по слуху в таком случае формируется с опытом, если оно не заложено Богом. Кому-то с самого начала обучения легче повторить по слуху, чем читать ноты, но очень сложные произведения подобрать по слуху не так просто, поэтому в музыкальной школе таких слухачей как и всех остальных учат по нотам, усложняя программу, готовя их к дальнейшей профессиональной деятельности.
Точно так же и среди самоучек есть те, кто довольно быстро начинает подбирать по слуху и те, кому так и приходится «показывать, куда и каким пальцем нажимать».