а где МИ # ?
Правильный вопрос.
Повышаем ноту "Ми" на пол тона (клавиша правее клавиши "Ми"), получаем Ми#. Эта клавиша совпадает с клавишей "Фа". Жмем клавишу "Фа". Она же и есть "Ми"#. Аналогично с Си#.
Точно так же и с "Фаb" и "Доb". При понижении этих ступеней на пол тона попадаем на белые клавиши с другими названиями.
Глядя на клавиатуру пианины, кажется, что в некоторых местах не хватает звуков -черных клавиш. Но это не так. Все из-за того, что конструкция фортепианной клавиатуры немного "неправильная". На самом деле октава в музыкальном смысле делится не на 7 равных частей, а на
12 равных отрезков (полутонов). Просто 7 из этих двенадцати полутонов - это ступени, на которых строится музыка, привычная нашему слух. Поэтому они и имеют свои собственные названия. Поэтому конструкторы гармони хромки оставили их, а неиспользуемые полутона (черные клавиши) выбросили из звукоряда. И конструкторы фортепианной клавиатуры руководствовались примерно тем же, сделали так, чтобы эти ступени были "под пальцами", разделив октаву на 7 равных белых отрезков (клавиш) по этому принципу. А редко используемые 5 полутонов впихнули между этими клавишами. В идеале фортепианная клавиатура должна выглядеть так, чтобы все клавиши, и белые и черные, были абсолютно одинакового размера, как доски в заборе, так как с точки зрения музыкального деления октава разделена на 12 равных частей. И это уже наш слух "виноват" в том, что нам привычно петь, используя основные (белые) ступени и мы придумали им отдельные названия. Конструкторы фортепианной клавиатуры как бы сделали основные доски в «заборе» толстыми и белыми, а не основные – тонкими и черными.
Примерно так же было бы, если бы мы взяли 12 сантиметровую линейку и выделили на ней семь цифр: 1, 3 ,5, 6, 8, 10, 12 белым цветом жирным шрифтом, только потому, что эти цифры приятны нашему глазу, а остальные пять цифр: 2, 4, 7, 9, 11 черным цветом маленького размера. Да еще и назвали бы цифру 2- 1#, а цифру 4 -3# и т.д... Или циферблат часов так бы разукрасили.
Конструкторы фортепианной клавиатуры поделили октаву не на равных 12 частей, чтобы было 12 полутонов так:
полутон-полутон-полутон-полутон-полутон-полутон-полутон-полутон-полутон-полутон-полутон-полутон.
А сделали это по принципу удобства использования, в результате чего октава на пианино разделена на 7 частей - основных ступеней. Таким образом белые клавиши находятся на одинаковом друг от друга количестве сантиметров. Но музыкальные расстояния между белыми клавишами не равные. Они такие:
тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Понимание этого, умение мыслить полутонами (их количеством) нам позже пригодится. Тогда же мы поймем, почему ми# нужно обзывать «ми диезом», хотя играется он как обычная фа.