Александр,мне думается,вы совсем не понимаете,о чём говорите.
Отличное начало, Сергей!
В гармонях много чего «заумного». И этого самого заумного,пожалуй,даже больше,чем в срипках,потому что инструмент гораздо более сложный по устройству. И зря вы так снисходительно–пренебрежительно говорите о гармонных мастерах–кустарях:
Я не о кустарях говорил, а о кустарной технолоиги. Кустарей я не знаю.
каждый из них знал немало секретов этого дела. Именно поэтому мастеровые гармони так по разному звучат,у гармони каждого мастера свой характер. И именно поэтому одних мастеров сравнивают со Страдивари,а о других просто молчат.
По разному - не значит хорошо или плохо. Сколько людей, столько вкусов, не так ли? Может у каждого найдётся свой почитатель.
Я не склонен делать культа из кустарей по следующим причинам.
Первое. Кустарей с талантом ограниченное количество и соответственно ограничено количество их произведений.
А что мне толку с их таланта, если я не могу им воспользоваться?
Второе. Звучание гармони - это не всё в увлечении гармонью. Ещё нужен человек, умеющий играть и репертуар как минимум. А ещё неплохо эмоций, обстановка соответственная и т.д. Так ли важен звук в этом деле, рашать каждому. В сети полно примеров довольных, веселящихся людей с ужасающего вида гармонями и не менее жутким звучанием. Короче говоря я не склонен делать из звука гармони культ. Лишь бы он не был неприятен, это уже хорошо.
Одна и та же гармонь нравится мне и не нравится моей жене (хотя мы должны быть "одна сатана"). Мы что ругаться должны до хрипоты, выясняя хороший мастер или нет её делал?
Третье. Да, я считаю, что производство может делать качественные вещи (я пользуюсь японским автомобилем и ноутбуком и это укрепляет меня в этой мысли), в том числе и гармони.
В детстве мне купили отечественный аккордеон маленький. После я брал на прокат большой импортный. Разница была ощутима во всём: в качестве внешней отделки, в равномерности и размере необходимых усилий для клавиш, звуке и т.д.
Я просто уверен, что на производстве можно создать хорошую вещь с меньшей себестоимостью при одинаковом качестве с кустарной. И соответственно более доступную народу. Импортные инструменты тому подтверждение (ну или баян Юпитер). Вообще я склонен доверять японцам, интересно делают ли они гармони? Я бы от японской не отказался...