Я вчера и позавчера подбирал на аккордеоне музычку одну и понял, что моим лапам понятней и приятней фортепианная клавиатура чем баянная, т.е они легче находят нужные звуки, и запоминают их. Баян у меня тоже есть, трехрядный. Но я на всем пиликаю в До/Ля , а музычка эта в Ре-миноре. Так вот на баяне это слом сознания с непривычки, а на аккордеоне тоже самое плюс иногда одна черненькая кнопка.
Валера, согласен. Слом сознания-это точно.
Уметь на баяне играть во всех трех позициях - это примерно то же, что уметь на трех разных гармонях с разными типами правых клавиатур играть.
Я тоже на баяне долгое время по слуху только в До/Ля играл. Так научился, потому, что по слуху сам до всего доходил и было проще всё в одной тональности (позиции) подбирать, пока не наработал навыков относительно свободной игры в этой позиции. А когда дорос до такого уровня, что захотел во всех тональностях уметь, то тут и столкнулся с этим самым сломом сознания. Поначалу думал что для приобретения навыков игры в другой тональности надо несколько произведений, которые в До/Ля умею, странспонировать - отсчитывать от каждой кнопки определенное количество кнопок (полутонов) вверх или вниз по порядку хроматической гаммы. Таким способом всю мелодию по одному звуку в другую тональность можно переносить. Но это слишком муторно.
А потом с помощью случая, обстоятельств и добрых людей (в том числе и
MANа) мне открылся один секрет и я просветлел. Открываю его.
Ничего не надо транспонировать.
Система здесь совсем другая. Она исходит от левой клавиатуры. Если ты можешь подобрать аккомпанемент в левой руке, то в правой шпарь те же самые аккорды, что и в левой, а точнее их обращения. Например в До/Ля тебе необходимы Аm (Ля минор), Dm (Ре минор), E7 (Ми септаккорд). В правой в это же время играешь соответственно (думаешь из каких нот состоят Am, Dm, E7): ля-до-ми, ре-фа-ля, ми-соль#-си-ре (а точнее такие обращения, чтобы самый высокому звук в обращении соответствовал ноте мелодии).
А в Фа/Ре необходимы Dm (Ре минор), Gm (соль минор), A7 (Ля септаккорд). В правой в это же самое время играешь соответственно: ре-фа-ля, соль-сиb-ре, ля-до#-ми-соль. (а точнее подходящие обращения).
Таким образом суть игры сводится к тому, что необходимо мгновенно строить в правой руке те же аккорды, что и в левой. А для облегчения этого нужно уметь играть аккорды и арпеджио во всех трех позициях (Вот, оказывается для чего в музыкальных школах ученики постоянно их играют). Потом в каждой позиции сформируются такие же навыки, как и в До/Ля - привыкнешь без раздумия находить тонику, доминанту и субдоминанту в каждой тональности правой рукой - и ты супербаянист.
Есть такая книжка: "Самоучитель без нот", или "Самоучтель. На баяне по слуху" в более новой редакции. В ней эта система описана.