Автор Тема: Оптимальная аппликатура при игре на гармони  (Прочитано 12482 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Яковлев Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1451
  • Репутация: 99
  • Жизнь удалась...
Я думаю ученые мужи не зря бьются над разными вопросами. В принципе играть можно по всякому, хоть пяткой левой ноги .Но вот полет шмеля за 42 секунды (со временем могу ошибиться) пяткой не одолеешь.Вот для сложных произведений как раз и нужна правильная постановка пальцев. Так что играть можно как себе удобно, но если будете совершенствовать свое мастерство,играть быстрые вещи или со сложными аккордами что то, то все равно упретесь в трудности игры и придется ломать все и перестраиваться, а это очень трудно.Легче сначала делать правильно, дабы потом не исправлть ошибки.
Бестолковый гармонист с "кривыми руками"

Оффлайн Non

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2715
  • Репутация: 131
В любом деле есть правильные приёмы: как держать молоток, пилу, рубанок, руль машины, и т.д. и т.п., как правильно перехватывать, а нашем случае - пальцы на клавиатуре.
Зачем пренебрегать опытом? Самому дойти до этого -просто зря тратить время.

Владимир
Ничто в этом сообщении не следует воспринимать как научно доказанный факт. Если у вас есть веские основания полагать, что я ошибаюсь в том, что я здесь  сказал, то, пожалуйста, комментируйте и я с удовольствием изменю.

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Radik, посмотри здесь, можно скачать книгу про апликатуру  для баяна. Принципы должны быть схожие.
http://ale07.ru/music/notes/song/bayan/pozicionnai.htm

Отличная ссылка, Владимир, спасибо!    :D

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Легче сначала делать правильно, дабы потом не исправлть ошибки.

Да, в том то беда..  теперь уже на правильные рельсы вряд ли можно будет перейти..
Для примера, У Дербенко гамма До-мажор так:   3 2 4 2 4 2 4    и обратно:   4 2 4 2 4 2 3
А мне удобнее так:   4 3 4 3 4 3 4     и обратно:    4 3 4 3 4 3 4
 
Конечно понимаю ущербность своего метода, просто для успокоения души хотел узнать -
есть ли (или могут ли быть) хорошие гармонисты с неправильной аппликатурой..
Пример Сергея показывает - значит могут!  Хотя, может быть - он то как раз и играет
правильной аппликатурой, хоть и не следит по нотам за нумерацией пальцев..

но если будете совершенствовать свое мастерство,играть быстрые вещи или со сложными аккордами
что то, то все равно упретесь в трудности игры

Так уж сложилось видимо исторически.. татарская музыка и мелизмы предполагают практически всегда
(это на мой взгляд) игру мелкой техникой..  так что - хочешь не хочешь, часто придется играть 16-ыми
и 32-ыми нотами..  а вот такого богатства аккордов и гармоний как у русской музыки - у нас нет..
это конечно сказано - только в общем и среднем измерении..   

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Я думаю ученые мужи не зря бьются над разными вопросами.

Зачем пренебрегать опытом? Самому дойти до этого -просто зря тратить время.

Вот и я так думаю..   :D
Хотелось обсудить и выяснить основные (научные) принципы образования аппликатурных схем..
Так то конечно и своим умом можно сформулировать некоторые из них:
- исключение больших прыжков по клавиатуре
- одинаковое распределение нагрузки на пальцы
- распределение рядов между пальцами
- учет принципов репетиции
- и т.д.

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
А.И. Дмитриев. Позиционная аппликатура на баяне. Санкт-Петербург, Изд-во "Союз художников", 1998.
на мой взгляд, отличное пособие - во многом отвечает на обсуждаемые здесь нами вопросы..

Понятно конечно, это не единственная точка зрения на формирование аппликатур,
и вполне даже может быть - не самая новая..    Но всё равно - очень интересно!

Дальше уже фантазирую, и додумываю от себя:  всё же в различных источниках на одни
и те же произведения могут быть различные аппликатуры. Это объясняется точкой зрения
и личной симпатии автора книги тем или иным принципам образования аппликатур..
я так дУмаю!..   ;D

Вопрос: сталкивались ли вы разными аппликатурами в различных книгах
на одно и то же произведение?

Оффлайн Константин Иванин

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 342
  • Репутация: 28
по поводу "репетиции" - последовательного нажатия одной и той же кнопки, моё мнение такое:
- на медленном темпе не принципиально - жать одним и тем же пальцем, или каждое нажатие другим пальцем. Звучание не страдает.
- на быстрых темпах - принципиально играть разными пальцами, иначе получится каша вместо дроби.
Как вариант на быстром темпе - если уж приспичило сыграть одним и тем же пальцем - вставлять между этими нотами третью. В каком-нибудь из вариантов. Например, "Щелчок". Сайт русская гармонь временно закрыт, так что не смогу посмотреть, как этот приём называется по-научному.
Я сейчас прикалываюсь, играя джиги. Там всё на этих "репетициях" построено. И если их играть одним и тем же пальцем, то джига просто перестаёт быть джигой, а становится непотребностью.

По поводу аппликатуры - лично мой мизинец возможно, вследствие нескольких переломов кистей (и левой, и правой), хоть и играет споро, но на быстром темпе и частом ритме даёт то же ощущение каши, размазывает игру толстым слоем по грифу. Поэтому на быстрых и частых произведениях (хоть русские, хоть ирландские наигрыши), при игре в темпе и часто, я стараюсь использовать только три пальца, и ищу соответствующие ходы - даже там, где это поначалу кажется невозможным.
В результате нахожу не только аппликатурные решения, но и новые мелодические ходы, которые обычно совпадают с ходами "традиционной игры".

Поэтому песни играю всеми пальцами, а наигрыши - стараюсь тремя как можно больше.

По поводу "придётся переучиваться, поначалу освоив неправильно" - вообще не вижу в этом проблемы. Научился - переучился: делов-то. На то он и ум, чтобы учиться да переучиваться. Два умения всегда лучше одного. Как и два ума лучше одного. Если, выучив что-то, мы с неохотой думаем о переучивании - то тут кроется многогранная засада, суть которой: усугубляющаяся косность ума.
 

Оффлайн MAN

  • Упоминание консерватории не является оскорблением.
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3384
  • Репутация: 80
  • Ненормальный мужик, остальной.
Вот абсолютно во всём согласен с Костей, в особенности с его последним рассуждением о переучивании. Научиться что-либо делать неправильно страшится только ленивый (жалко ему, видите ли, потратить время и силы на "неправильную" науку и в конечном счёте он предпочитает не учиться вовсе). Единственно со "щелчком" боюсь ошибиться (терминология для меня малознакомая и не шибко понятная :)), но наверное это мордент (итал. mordente, букв. — кусающий, острый) - такой вид мелизма (мелодического украшения) при котором основной звук мелодии украшается вставкой коротенького звука, отстоящего на секунду (имеется в виду звуковысотный интервал, а не временной :)) вверх или вниз от основного. Про мордент, кстати, в отличие от щелчка, можно узнать не только на сайте "Русская гармонь" ;), а в любом учебном пособии по музыке или, например, вот тут: http://www.music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=68&Itemid=208

Правильной аппликатурой следует вероятно считать такую, которая позволяет точнее реализовать в звучании художественный замысел, то есть, проще говоря, сыграть лучше, выразительнее (причём это не всегда может совпадать с кажущимся удобством).
Мы тут не освобожденные профсоюзные работники и нет ни у кого такого обязательства - непременно ответить на каждое письмо и дружить с каждым. (Ц)
Изряженным чеславица! В музыке и живописи не разбираюсь. С уважением, вечно подшучивающий поклонник придурковато-дурашливого общения Александр Морозов.

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Я сейчас прикалываюсь, играя джиги. Там всё на этих "репетициях" построено. И если их играть одним и тем же пальцем, то джига просто перестаёт быть джигой, а становится непотребностью.

Константин, а ты как их - по слуху, или по нотам?  Где можно послушать (именно твою игру) ?
На мой взгляд - просто убийственные ритмы..    ;D

По поводу аппликатуры - лично мой мизинец возможно, вследствие нескольких переломов кистей (и левой, и правой), хоть и играет споро, но на быстром темпе и частом ритме даёт то же ощущение каши, размазывает игру толстым
слоем по грифу.

Да, такая беда меня тоже постоянно сопровождает - следствия ошибок прошлых лет - повредил руку
(а в принципе - весь организм) на чрезмерно тяжелых и долгих физических работах..
хоть и не напрямую, но видимо многие важные для игры нервные связки задеты и частично заперты..    :D

В результате нахожу не только аппликатурные решения, но и новые мелодические ходы, которые обычно совпадают с ходами "традиционной игры".

Это, на мой взгляд,  аргумент в пользу того, что книжно-научная аппликатура не единственно возможная
в реальной жизни и игре..    :D

Если, выучив что-то, мы с неохотой думаем о переучивании - то тут кроется многогранная засада, суть которой: усугубляющаяся косность ума.

 ;D    Дык.. не знаю - как другим.. лично мне эта косность давно уже по штату положена..  Законы биологии
никто не отменял..   ;D

Просьба: напиши номера пальцев, как ты играешь полный звукоряд хромки (от До) в восходящем и нисходящем
направлениях..  потом скажу - зачем..   :D

(Александр опередил.. ну да ладно - я уже менять ничего не стал..)

Оффлайн MAN

  • Упоминание консерватории не является оскорблением.
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3384
  • Репутация: 80
  • Ненормальный мужик, остальной.
Просьба: напиши номера пальцев, как ты играешь полный звукоряд хромки (от До) в восходящем и нисходящем
направлениях..  потом скажу - зачем..   :D
Ринат, Костя, и мне потом тоже скажите, пожалуйста, зачем вы это делаете (в смысле играете полный звукоряд хромки)? ;D
Мы тут не освобожденные профсоюзные работники и нет ни у кого такого обязательства - непременно ответить на каждое письмо и дружить с каждым. (Ц)
Изряженным чеславица! В музыке и живописи не разбираюсь. С уважением, вечно подшучивающий поклонник придурковато-дурашливого общения Александр Морозов.

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Ринат, Костя, и мне потом тоже скажите, пожалуйста, зачем вы это делаете (в смысле играете полный звукоряд хромки)? ;D

Не откладывая, скажу сейчас..   :D
Саша, а как же иначе - это же, на мой взгляд, важный элемент игры - не умея качественно играть такую гамму -
как же рассчитывать на дальнейший прогресс ?   Для различных красивых переходов и пассажей вроде это
принципиально необходимо - разве не так?

Вот на удивление - как раз с этим на гармони у меня пока проблема..  а на баяне - намного легче, и лучше получается -
как-будто..

И еще.. есть предмет зависти..  тут один товарищ удивительно ровно и красиво бегает вверх и вниз по звукоряду..
загляденье..  но аппликатуру разглядеть и понять никак не успеваю.. а отдельно спросить и поучиться у него -
пока не было никакой возможности..

Оффлайн MAN

  • Упоминание консерватории не является оскорблением.
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3384
  • Репутация: 80
  • Ненормальный мужик, остальной.
Не откладывая, скажу сейчас..   :D
Саша, а как же иначе - это же, на мой взгляд, важный элемент игры - не умея качественно играть такую гамму -
как же рассчитывать на дальнейший прогресс? 
Ах, вон оно что - гамму! Тогда понятно, а то ты ж про полный звукоряд говорил.
P.S. Насчёт ровного и красивого "бега" по кнопочкам, не хотелось бы тебя понапрасну расстраивать, Ринат, но тут ведь главная-то закавыка может вовсе и не в аппликатуре крыться ;)
Мы тут не освобожденные профсоюзные работники и нет ни у кого такого обязательства - непременно ответить на каждое письмо и дружить с каждым. (Ц)
Изряженным чеславица! В музыке и живописи не разбираюсь. С уважением, вечно подшучивающий поклонник придурковато-дурашливого общения Александр Морозов.

Оффлайн Константин Иванин

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 342
  • Репутация: 28
Константин, а ты как их - по слуху, или по нотам?  Где можно послушать (именно твою игру) ?
На мой взгляд - просто убийственные ритмы..    ;D

Ринат, по слуху, естессно :-).
так шибко не записывал, только Green Sleeves  год назад. но с тех пор воды утекло.

Вот - про репетицию записал видео комментарий к этому полилогу :-).

Оффлайн MAN

  • Упоминание консерватории не является оскорблением.
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3384
  • Репутация: 80
  • Ненормальный мужик, остальной.
Константин, а ты как их - по слуху, или по нотам?
Ринат, по слуху, естессно :-).
А вы как ..., по любви или за деньги?  ;D
Вот растолкуйте Бога ради, почему это жену можно ведь и любить и зарплату от неё не ныкать (или тоже нельзя ???), а на гармони играть только либо так, либо эдак? Причём, если одно естественно, то другое, видимо, считается абсолютно противоестественным. Пользование нотацией оно что, вредно для музыкального слуха?
Мы тут не освобожденные профсоюзные работники и нет ни у кого такого обязательства - непременно ответить на каждое письмо и дружить с каждым. (Ц)
Изряженным чеславица! В музыке и живописи не разбираюсь. С уважением, вечно подшучивающий поклонник придурковато-дурашливого общения Александр Морозов.

Оффлайн Константин Иванин

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 342
  • Репутация: 28
А вы как ..., по любви или за деньги?  ;D
Вот растолкуйте Бога ради, почему это жену можно ведь и любить и зарплату от неё не ныкать (или тоже нельзя ???), а на гармони играть только либо так, либо эдак? Причём, если одно естественно, то другое, видимо, считается абсолютно противоестественным. Пользование нотацией оно что, вредно для музыкального слуха?

Саша,
проблема в том, что это - музыка нашего предполагаемого противника :-). А он является нашим предполагаемым противником из-за мелких гадюшных нюансов евойного менталитета.
Услышав однажды игру La Guinguette на европейской гармони -
, я до того прикололся, что был готов ноты выучить.
Попытался найти. Гугл ответил, что даром - за амбаром. Всем торгуют, сволочьё. Даже нотами, представляешь?!!!!!!!

Пришлося самостоятельно ушами да пальцами ковыряться. Потому как одно дело заначку от жены ныкать, а совсем другое - на европейских куртизанок эту заначку транжирить. "У нас за такое мужика убили", цитируя Лёшу Майорчика - моего одноклассника, так и не ставшего классиком...

Вышло вполне сносно. Если ещё сделать скидку на качество моего звукозаписывающего хлама - дак и вообще.


И тогда - цитируя Ариеля (или Фэйри?), выбившихся-таки в классики:
- если нет разницы, то нафига платить?

Сыщи-ка нам ноты джиг и рилов для гармошек, раз ты такой приверженец этих крючочков.
И - зуб даю, правый нижний второй от клыка - что я освою эти закорючки (мож, задаром ещё и зуб удалю одним чохом...)

Гы :-). И, кстати, я от жены зарплату не ныкаю :-). Делим по справедливости :-).

 


Яндекс.Метрика