В том-то и проблема гармони (я уже не раз говорил об этом,и не только я),что на ней,зачем-то, учат играть "по-баянному"
Сергей, проблема не в этом. Или, точнее говоря, в этом проблемы нет. Именно из-за того, что ты не раз говорил об этом, я решил вставить свои "5 копеек". По-моему
не стоит отождествлять различные приемы мехом лишь с гармонью в
противовес баяну, видеть в этом
отличие гармонной игры от баянной. Баян - это та же гармоника с таким же мехом, только трехрядная. Следовательно ему присущи те же приемы игры, что и гармони. А вот причины, почему гармонисты используют приемы мехом чаще баянистов, на мой взгляд кроются в некоторых объективных фактах.
1. Баян, как правило, больше и тяжелее гармони, поэтому постоянно совершать рывки мехом в течение продолжительного времени на нем тяжелее физически, чем на гармони.
2. Двухголосность баяна и многоголосность гармони. Баяны в большинстве своем двухголосные и объем меховой камеры у них больше, чем у гармоней, которые могут быть и трех- и четырехголосные, да еще бывают и с заёмной механикой. Следовательно расход воздуха у гармони больше и скорость полного разжатия и сжатия меха большая. Или иными словами, мех полностью расжимается или сжимается быстрее, чем у баяна. Мех двухголосного баяна с тем же самым количеством борин, что и у многоголосной гармони можно тянуть дольше по времени. Из-за чего рассчитывать смену меха не представляется возможным. Вот гармонисты и меняют направление так, как приходится, а не так, как надо бы (иначе, как говорится, меха не хватит).
3. Почти все гармонисты, как правило, самоучки и меняют направление движения меха тогда, когда им заблагорассудится, даже не задумываясь об этом (делаю как умею, ведь никак не учили). И совершают рывки мехом и так называемые "передергивания" так, как сами того хотят или потому, что так на их вкус красивее, чтобы уйти от однообразной монотонной игры. А баянисты в большинстве своем где-то учились, где их приучали не делать смену меха где попало. Но это совсем не значит, что у баянистов отбивают гармонный стиль игры. Баянистов, как и всех прочих музыкантов, учат НЕ РВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ. А именно: надо играть так, как певец поет песню голосом, набирая воздух в легкие в строго определенных местах, а не лишь бы где.
Например:
Во поле береза стояла-это целая музыкальная фраза, после которой можно сменить мех (набрать воздух в легкие).
Во поле кудрявая стояла - это вторая музыкальная фраза, после которой можно сменить мех (набрать воздух в легкие). и т.д.
А если музыкант начнет менять мех на полуслове (певец будет менять дыхание так, как ему вздумается), то он будет рвать фразы: Вополе бе- Реза стоя-Ла вопо-Лекудрява-Я стояла.
Вот что учат делать или не делать баянистов и прочих музыкантов. Но их ни как не ограничивают в средствах выразительности своей игры, в том числе и посредством меха.
Поэтому ошибочно думать, что смена меха, рывки и так называемые передергивания, которые придают "смак" и "соль" игре, присущи только (или в большей степени) гармони, а баянистов учат по-другому "по-баянному".
Я сам жалею,что в своё время у меня не было учителя,который мог бы объяснить и показать мне все эти тонкости...
Эти тонкости кроются в
средствах выразительности. Оттого и название такое, что они позволяют сделать игру
выразительной, а не монотонной.