… наши народные музыкальные произведения … не песни Игоря Растеряева или, скажем, бардов-шестидесятников, я имею в виду, а намного более ранние народные творения….
Правильно, бужеле не вино, а прокисший виноградный сок, выдержка нужна.
А сколько лет надо ждать?
Как только в «народные» проскочила песня «Когда мы были на войне» на стихи Самойлова и музыку Столярова?
Может быть только один критерий – время не совсем верный.
Вопрос о том, что считать народным, а что нет из серии, что считать кучей, пиком и т.д.
Однозначного критерия нет, но есть повод о чем поговорить, поспорить.
… народные музыкальные произведения … всё-таки самым непосредственным и тесным образом связаны с крестьянским бытом, были рождены и естественным образом существовали именно в крестьянской деревенской среде (причём в виде каких-то осколков, обрывков и отголосков умудрялись не на профессиональной или самодеятельной сцене, а именно в быту чудом сохраняться аж до позднего советского времени…..
Изучали этот вопрос ученые. Есть толстая книга – русские народные песни.
Все разложено по полочкам.
Обрядовые, свадебные – не слышал не одной.
Частушки старые – нет, не слышал, за исключением некоторых моментов, фрагментов в матерных
(вот они – обрывки, осколки).
Частушка часто работает по принципу «утром в газете – вечером в куплете».
Не актуальна – и забывается.
Трудовые – да, слышал в исполнении Ф. Шаляпина «Дубинушку».
Я думаю, что благодаря Шаляпину она и сохранилась, а не из-за «чуда» (любили во времена Шаляпина спеть что-либо народное).
Нет бурлаков и не поет народ эту песню.
Военные песни держаться долго, любим периодически воевать.
Добавляют новые слова на старую мелодию и поют, или старые слова на новую мелодию.
Например, песня, которую поет Ю. Щербаков – «Зачем германец объявил войну», есть вариант
в исполнении Гарика Сукачева, в котором она приближена по времени к Отечественной войне,
этакая солдатская песня.
На мой взгляд, лучше сохраняется мелодия, а слова …
Про деревенскую среду.
С весны до осени не попоешь и не попляшешь, выспаться бы.
Вот зимой – да. Работа в амбарах и ригах монотонная тогда и пели.
Но представить, что женщины, девицы молотят, обрабатывают лен, прядут, а мужик им на гармошке играет – это анекдот.
Гармонь – это посиделки.
Скидывались немного, покупали пряники, чай и снимали на вечер у одиноких избу.
Гармонь – это престольный праздник (а он один раз в году бывает).
Проводы в армию, свадьбы.
Исполняли чаше всего частушки или плясовую музыку.
Гармонь изначально городской инструмент, записей игры на гармони тех давних практически нет.
Можно только предположить (ну я так предполагаю), что на гармонь перекладывали городские романсы,
звучавшие раньше на гитаре. Потом мы их услышали в ранних советских фильмах.
В деревне я даже отзвуков мелодий этих песен не слышал.
Многое из того, что мы считаем народными песнями и «привязываем»
их к деревне – это авторские песни советского периода.
Есть ли в них мотивы деревенских песен? Не знаю.
Вот сколько спорных моментов я «выдал» на выходные.
А про «разорённую» деревню потом напишу, если не забанят.