Автор Тема: "Народное профессиональное искусство"  (Прочитано 3338 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Non

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2715
  • Репутация: 131
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #30 : 28 Марта 2015, 18:06:06 »
… наши народные музыкальные произведения … не песни Игоря Растеряева или, скажем, бардов-шестидесятников, я имею в виду, а намного более ранние народные творения….
Правильно, бужеле не вино, а прокисший виноградный сок, выдержка нужна.
А сколько лет надо ждать?
Как только в «народные» проскочила песня «Когда мы были на войне» на стихи Самойлова и  музыку  Столярова?
Может быть только один критерий – время не совсем верный.
Вопрос о том, что считать народным, а что нет из серии, что считать кучей, пиком и т.д.
Однозначного критерия нет, но есть повод о чем поговорить, поспорить.

… народные музыкальные произведения …  всё-таки самым непосредственным и тесным образом связаны с крестьянским бытом, были рождены и естественным образом существовали именно в крестьянской деревенской среде (причём в виде каких-то осколков, обрывков и отголосков умудрялись не на профессиональной или самодеятельной сцене, а именно в быту чудом сохраняться аж до позднего советского времени…..

Изучали этот вопрос ученые. Есть толстая книга – русские народные песни.
Все разложено по полочкам.
Обрядовые, свадебные – не слышал не одной.
Частушки старые – нет, не слышал, за исключением некоторых моментов, фрагментов  в матерных
(вот они – обрывки, осколки).
Частушка часто работает по принципу «утром в газете – вечером в куплете».
Не актуальна – и забывается.
Трудовые – да, слышал в исполнении Ф. Шаляпина «Дубинушку».
Я думаю, что благодаря Шаляпину она и сохранилась, а не из-за «чуда» (любили во времена Шаляпина спеть что-либо народное).
Нет бурлаков и не поет  народ эту песню.

Военные песни держаться долго, любим периодически воевать.
Добавляют новые слова на старую мелодию и поют, или старые слова на новую мелодию.
Например, песня, которую поет Ю. Щербаков – «Зачем германец объявил войну», есть вариант
в исполнении Гарика Сукачева, в котором она приближена по времени к Отечественной войне,
этакая солдатская песня.

На мой взгляд, лучше сохраняется мелодия, а слова …

Про деревенскую среду.
С весны до осени не попоешь и не попляшешь, выспаться бы.
Вот зимой – да. Работа в амбарах и ригах монотонная тогда и пели.
Но представить, что женщины, девицы молотят, обрабатывают лен, прядут,  а мужик им на гармошке играет – это анекдот.

Гармонь – это посиделки.
Скидывались немного, покупали пряники, чай и снимали на вечер у одиноких избу.
Гармонь – это престольный праздник (а он один раз в году бывает).
Проводы в армию, свадьбы.

Исполняли чаше всего частушки или плясовую музыку.

Гармонь изначально городской инструмент, записей игры на гармони тех давних практически  нет.
Можно только предположить (ну я так предполагаю), что на гармонь перекладывали городские романсы,
звучавшие раньше на гитаре. Потом мы их услышали в ранних советских фильмах.
В деревне я даже отзвуков мелодий этих песен не слышал.

Многое из того, что мы считаем народными песнями и «привязываем»
их к деревне – это авторские песни советского периода.
Есть ли в них мотивы деревенских песен? Не знаю.

Вот сколько спорных моментов я «выдал» на выходные.

А про «разорённую» деревню потом напишу, если не забанят.
Ничто в этом сообщении не следует воспринимать как научно доказанный факт. Если у вас есть веские основания полагать, что я ошибаюсь в том, что я здесь  сказал, то, пожалуйста, комментируйте и я с удовольствием изменю.

Оффлайн MAN

  • Упоминание консерватории не является оскорблением.
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1661
  • Репутация: 72
  • Что наша жизнь? - Игра! Игра на гармони!!!
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #31 : 28 Марта 2015, 18:45:22 »
Владимир, Вы не обидитесь на меня, если я прямо спрошу Вас, жили ли Вы в русской деревне? Не в качестве приезжающего в гости или на отдых от городской суеты, а в полном смысле? Я, например, родился в захолустном ярославском селе и постоянно жил там со своими родителями до тех пор пока не окончил школу и не поступил учиться в институт. Родился я в 1967 году, а школу закончил в 1984-ом. Во все последующие годы бывал там уже в качестве гостя. Не бог весть что, конечно, но всё-таки. Вы старше и потому при тех же условиях должны быть осведомлены насчёт советской деревенской жизни значительно лучше меня. Однако рассуждения Ваши меня несколько удивляют. Очень уж Вы мне до мозга костей "городским" кажетесь. :) Поэтому, собственно, и задаю такой вопрос.

А спорить с Вами очень увлекательно!
Ваши мысли крайне интересны.

P.S. Не понимаю с какой стати Вы опасаетесь получить "бан"?
Мы тут не освобожденные профсоюзные работники и нет ни у кого такого обязательства - непременно ответить на каждое письмо и дружить с каждым. (Ц)
Изряженным чеславица! С уважением, вечно подшучивающий поклонник придурковато-дурашливого общения и безграмотный слушатель Александр Морозов.

Пой,гармоника!-форум гармонистов и любителей гармони

Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #31 : 28 Марта 2015, 18:45:22 »

Оффлайн Non

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2715
  • Репутация: 131
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #32 : 28 Марта 2015, 19:12:46 »
После того, как мне исполнилось месяца три в 1954 году меня отправили в Тверскую область, в деревню.
И жил я там до школы. В школу я пошел 1961 году в Москве.
Все каникулы - в деревне.
В своей деревне знаю каждый клочёк земли, я знаю всё про всех, и все всё знают про меня.
Я делал всё, что делают в деревне - косил, работал на лошадях - поймать, запрячь, нет проблем.
Заготавливал дрова, пас коров и даже несколько раз свиней,пахал, возил на лошади дрова, сено, лен, навоз.
На первый фотоаппарат - "Зоркий-4" в 67 году я заработал деньги в колхозе.
В деревне я могу делать всё.
Электричества в деревне не было до 1967 гола (был короткий период в 62 году, кажется, год или два по времени было электричество от дизеля).
Глухая деревня.
Пока память хорошая (что дальше не знаю), помню себя с года и восемь месяцев.

Отец с 80 года жил в деревне (родился он и вырос до войны там).
Сейчас у меня там дом.
Всех знаю, а пол деревни - родня.
Я чувствую себя там как дома.
Вся родня похоронена там.

Я не присваиваю себе право говорить от имени деревни.
Можно и нужно со мной спорить, но то что говорю - это я видел, трогал, пробовал, делал.
Ничего не выдумываю, за каждое слово отвечаю.
Можно сказать, что я краевед.

Было желание в начале перестройки уехать, из города,
учился в Тимирязевке, где-то корочки лежат, а права тракториста потерял :-\
Ничто в этом сообщении не следует воспринимать как научно доказанный факт. Если у вас есть веские основания полагать, что я ошибаюсь в том, что я здесь  сказал, то, пожалуйста, комментируйте и я с удовольствием изменю.

Оффлайн MAN

  • Упоминание консерватории не является оскорблением.
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1661
  • Репутация: 72
  • Что наша жизнь? - Игра! Игра на гармони!!!
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #33 : 28 Марта 2015, 19:58:41 »
О-о-о-о!
Владимир, огромнейшее спасибо за откровенный и практически исчерпывающий ответ на мой вопрос.
Интересно - я только-только на свет появился, а Вы в это время уже на фотоаппарат заработали, причём трудясь не где-нибудь, а в колхозе!
Судя по рассказаному, Вы на самом-то деле, пожалуй, куда более "деревенский", чем я. Опять же родиться пофартило на 13 лет раньше, а в таком вопросе это очень много значит. Тем интереснее.

Спорить с Вами, разумеется, буду и дальше и впредь (стану я себя лишать такого удовольствия, ещё чего не хватало :)).
В правдивости не сомневался ни секунды.

Дайте угадаю, в Тимирязевской академии наверное на Технологическом факультете учились?

P.S. А у меня полученное ещё в школе удостоверение "Тракториста-машиниста III класса" до сих пор хранится. Однажды даже пригодилось в студенческом стройотряде. :) А жена моя говорит, будто в детстве её дразнили тем, что она за тракториста замуж выйдет. ;D
Мы тут не освобожденные профсоюзные работники и нет ни у кого такого обязательства - непременно ответить на каждое письмо и дружить с каждым. (Ц)
Изряженным чеславица! С уважением, вечно подшучивающий поклонник придурковато-дурашливого общения и безграмотный слушатель Александр Морозов.

Оффлайн Non

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2715
  • Репутация: 131
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #34 : 28 Марта 2015, 20:35:40 »
.... Опять же родиться пофартило на 13 лет раньше, а в таком вопросе это очень много значит. ....
Я считаю, что 70 годы были тем временем, когда начался закат деревенской жизни, той, что была до революции, до войны, в войну и сразу после войны.
Стали умирать люди, ровесники века, те, кто немного пожил до революции, кому в войну было около 50 лет.
Эти люди уходили, вместе с традициями и образом жизни. На смену им пришло мало.
Я не знаю, как было в Ярославской области, но в Тверской после освобождения от немцев, почти всю молодежь от 14 лет (ну ребят точно) - на заводы, и обратно они не вернулись или вернулись пенсионерами-дачниками.
Моё общение со взрослыми - это общение с  людьми, которые или жили до революции (мой дед участвовал в первой мировой войне), или воевали.
Коллективизация в 1960 году - это все равно что сейчас перестройка по времени (примерно 30 лет) - всё помнили и говорили об этом.

То что, деревня умирает поняли и "на верху", не все дураки были "руководители партии и правительства".
Была принята и худо-бедно начала выполнятся программа возрождения Нечерноземья.
Но было уже поздно, на местах возрождать некому, в деревню никто возвращаться из города не хотел.
Выполнение программы было плохим, не подготовленным, не продуманным.
Промышленность не успела сконструировать и наладить производство качественной, новой, комплектной (по технологической цепочке) сельхозтехники, сельхознаука ничего нового тоже не придумала (сколько лет была не на первом плане).
Некоторые вопросы были спорные, и просто делали как в Европе или Америке, что например подходило для Ростовской или Воронежской областей, но не очень подходило для центральных областей России (я имею ввиду историю с комбайнами).

Вот как то так....



Ничто в этом сообщении не следует воспринимать как научно доказанный факт. Если у вас есть веские основания полагать, что я ошибаюсь в том, что я здесь  сказал, то, пожалуйста, комментируйте и я с удовольствием изменю.

Оффлайн Non

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2715
  • Репутация: 131
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #35 : 28 Марта 2015, 21:28:25 »
Коллективизация в 1960 году - это все равно что сейчас перестройка по времени (примерно 30 лет) - всё помнили и говорили об этом.

Ерунду написал.

Хотел сказать, что коллективизация 1930 года в 1960 по времени соотносилось как сейчас начало перестройки,  это тоже было 30 лет назад и люди всё помнили и говорили об этом.
Ничто в этом сообщении не следует воспринимать как научно доказанный факт. Если у вас есть веские основания полагать, что я ошибаюсь в том, что я здесь  сказал, то, пожалуйста, комментируйте и я с удовольствием изменю.

Оффлайн ras199

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10813
  • Репутация: 100
  • Миха
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #36 : 29 Марта 2015, 12:03:59 »
Я и не сказал, что это неправильно (то есть противоречит каким-то определённым, установленным кем-то официальным правилам), я только заметил, что это звучит забавно. Как нейрохирург-самоучка, например, или наоборот, помощник ученика младшего черпальщика в ассенизационном обозе при холерных бараках с университетским образованием именно по этой специальности. :)
А путаница происходит как всегда из-за подмены понятий. На мой взгляд, народная песня или народный танец, представляемый как сценическое действо, тем самым трансформируется в нечто совершенно иное и уже от одного этого по сути перестаёт быть объектом народного творчества. Если же подвергается обработке и исполняется профессиональными артистами, то тем паче. В этом смысле какая-нибудь современная авторская песня, спетая во дворе под гитару, куда более народна, чем "Светит месяц" под гармонь в картузах, кокошниках и сарафанах, но звучащая со сцены.
Рассуждая иначе, можно дойти до того, что и оперу Римского-Корсакова "Снегурочка" объявить "русской народной оперой", на том основании, что её автором широко использованы подлинные народные песни.
в основном согласен..однако народное пение на сцене вполне имеет место в чистом виде, при условии что  выступают деды привезённые из деревни. И уж конечно их нельзя назвать профессионалами. Кстати... Светит месяц это народная песня?

Оффлайн ras199

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10813
  • Репутация: 100
  • Миха
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #37 : 29 Марта 2015, 12:05:58 »
Саша, вот меня очень интересует эта тема. Допустим (гипотетически), что ты руководитель маленького самодеятельного коллектива русской народной песни (участники в нем- пенсионеры с активной жизненной позицией, но с материальным достатком Ниже прожиточного уровня)...в какой одежде  ты бы их повел выступать на сцену?   (Не знаю, вопрос по Теме? Или во Флудильню?)
Набери в ютьюбе  " зимние песни белгородских степей"  . Бабушки же достают костюмы из сундуков или вышивают новые в исконном стиле

Оффлайн Лариса

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3717
  • Репутация: 114
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #38 : 29 Марта 2015, 12:34:17 »
  вот это,Миша?<iframe width="640" height="385" src="//www.youtube.com/embed/lng3ZokBg6E?fs=1&start=" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
Вредная. В полнолуние даже ядовитая!

Оффлайн ras199

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10813
  • Репутация: 100
  • Миха
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #39 : 29 Марта 2015, 12:38:52 »
Слова, верно-неверно....
КВН какой то.

Речь идет о "самодеятельности, организуемой и руководимой специальными людьми" - т.е. "самодеятельностью" руководят "специальные" люди,
можно предположить, что они этому учились, это их работа, они профессионалы.
Профессионалы создаю уродливое "ни то, ни сё".
У народа всё было хорошо и правильно, а "специальные" люди влезли и все испортили.

Не "специальные люди", а какие то профессионалы делают "доброкачественное и профессиональное сценическое".

Кто такие "специальные люди", кто "профессионалы"?

Запутался я, пойду пить чай.


 Проблема професмионалов вокалистов в том что обладая абсолютным слухом  им всё не нравится. Они везде слышат косяки. Начинают критиковать дедов, делать всё правильным с точки зрения  музыкальной грамоты. В результате уходит колорит, самобытность и песни превращаются в мешки с удобрениями. Короче я против сувания профессионального рыла в народную традицию. Место им в академических залах




Оффлайн ras199

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10813
  • Репутация: 100
  • Миха
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #40 : 29 Марта 2015, 12:41:23 »
  вот это,Миша?<iframe width="640" height="385" src="//www.youtube.com/embed/lng3ZokBg6E?fs=1&start=" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
Да. Вообще поглядите Мировую деревню

Оффлайн ras199

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10813
  • Репутация: 100
  • Миха
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #41 : 29 Марта 2015, 15:11:22 »
Кстати эти кокошники на сценах, сарафаны из дерьмового говнилина с нашитыми узорчатыми тесёмками вызывают тошнотворное ощущение. Глумёж над русским нарядом.  Особливо когда юбки по колено. При этом напомаженные густо щёки, губищи будто затаренные гуаэлроном, реснищщи . Маразм профессионалов достоин  хорошего пинка.

Оффлайн ras199

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10813
  • Репутация: 100
  • Миха
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #42 : 29 Марта 2015, 15:16:35 »
Возможно так одевать и красить  "  народные коллективы" начали фетишисты извращенцы  руководители которые возбуждались на женщин одетых подобным образом. Это как японские профи одевают женщин в школьные юбочки и гольфики реализуя свои педофильные наклонности.  Всех этих руководителей постановщиков нужно проверить у  секспсихолога, иначе я не понимаю откеда родилась эта мода наряжать женщин в кокошники и короткие юбчонки

Оффлайн Non

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2715
  • Репутация: 131
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #43 : 30 Марта 2015, 18:07:32 »
...
Я с Вами согласен, что народная музыкальная культура, музыкальное творчество существует и теперь, просто оно совсем другое и это совершенно естественно.
...

- Люся, вы вся такая подтянутая, грациозная... Как вам это удаётся?
- Я занимаюсь народными танцами.
- Как интересно! А какими?
- Стриптизом.
- А... разве это... народные танцы?
- Ну, не знаю... Народу нравится...
Ничто в этом сообщении не следует воспринимать как научно доказанный факт. Если у вас есть веские основания полагать, что я ошибаюсь в том, что я здесь  сказал, то, пожалуйста, комментируйте и я с удовольствием изменю.

Оффлайн MAN

  • Упоминание консерватории не является оскорблением.
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1661
  • Репутация: 72
  • Что наша жизнь? - Игра! Игра на гармони!!!
Re:"Народное профессиональное искусство"
« Ответ #44 : 31 Марта 2015, 09:35:47 »
...народное пение на сцене вполне имеет место в чистом виде, при условии что  выступают деды привезённые из деревни...
Хорошо, а теперь давай представим себе на минутку майонезную баночку со взбитым естественным образом прямо во время вечерней дойки парным молоком из Пашиного детства. (Хитрая бабушка, пока Паша смаковал свою порцию, надоила тайком от него ещё одну баночку вкуснейшей молочной пенки ;)) Вот это вторую баночку мы закроем плотно крышечкой, обложим льдом и наутро отвезём в город. Там её продадим на рынке бабушке другого мальчика, допустим, Миши. Мишина бабушка дома это молочко от греха подальше на всякий случай прокипятит и подаст своему внучку на завтрак. То же самое молоко из той же деревни и даже от той же самой (из трёх) коровы. Спрашивается: Мишин "мням - мням" будет отличаться от Пашиного "мням-мняма" или нет?

Второй момент. Какого деда ты нынче привезёшь для выступления на сцене? Из какой ещё деревни? Люди столько не живут и сегодняшние деды - в лучшем случае были подростками во время Великой Отечественной войны. То есть слишком молоды. Это ведь Владимир считает, что закат дореволюционной (читай культурной в смысле полноценного существования в ней исконно-русских народных культурных традиций) деревни начался в 70-е годы, а я считаю, что почти сразу после революции, с того момента, как она докатилась и до деревень, то есть где-то в 20-е.

Миша, а что, у песни "Светит месяц" обнаружились авторы или она по каким-то параметрам не укладывается в русскую народную песенную традицию? Лично мне кажется, что ошибки в отнесении её к народным нет, другое дело, что нам неизвестен её изначальный вид и мы её, как и большинство других народных песен, знаем уже только в сильно переработанном (кипячёном, пастеризованном, стерилизованном как то молоко) облике.

- А... разве это... народные танцы?
- Ну, не знаю... Народу нравится...
Насчёт стриптиза я не уверен, нравится ли он простому народу, а вот относительно, скажем, эстрадных произведений, составленных из слов Константина Арсеньева и звуков Игоря Крутого, за примером далеко ходить не нужно. Нравится! И не просто народу даже, а и тем его представителям, что любителями "традиции" себя позиционируют. Видать "не мало между ними радостных воспоминаний", упаси их Господи "от сложных разговоров и обид", от тех, в частности, которые Ваш покорный (и одновременно вздорный :)) слуга то и дело норовит затеять. ;D
Мы тут не освобожденные профсоюзные работники и нет ни у кого такого обязательства - непременно ответить на каждое письмо и дружить с каждым. (Ц)
Изряженным чеславица! С уважением, вечно подшучивающий поклонник придурковато-дурашливого общения и безграмотный слушатель Александр Морозов.