...
Это ведь Владимир считает, что закат дореволюционной (читай культурной в смысле полноценного существования в ней исконно-русских народных культурных традиций) деревни начался в 70-е годы, а я считаю, что почти сразу после революции, с того момента, как она докатилась и до деревень, то есть где-то в 20-е.
..
Считаю, что в 70 годы деревня была в состоянии «клинической смерти».
Пациент еще был жив, но смерть его была неизбежна.
В 20-е годы (а точнее в конце 20-х) началась большая реформа сельского хозяйства, а не «закат».
В первую очередь были экономические предпосылки
изменений в жизни деревни, пришли бы к власти
большевики или нет, они всё равно бы произошли (можно вспомнить попытки реформ П. Столыпина).
Есть теория о 12 цикле в жизни деревни, когда «трясло» не только её, но и всю страну.
8 июня 1893 года было запрещено частичное перераспределение земель внутри общины.
А для общих переделов был установлен наименьший срок: раз в 12 лет.
Это было вызвано заботой о состоянии земли. Ну кто будет вкладываться
в землю: удобрять, заниматься мелиорацией, если на следующий год твой надел перейдет другому?
И началось: 1893-1905-1917-1929. Вроде экономическое решение, а какие события в стране происходили из-за этого!
В 1917 году вроде тоже хотели что-то сделать в деревне, но потом решили не трогать,
решение земельного вопроса было отложено.
В 1929 году решили землю не перераспределять, а объединить все наделы (конечно, "добровольно»).
Можно назвать это «закатом» образа жизни старой модели деревни, но для кого то «закат»,
а для кого то «рассвет». Наверное, так думали организаторы этого преобразования, может искренне
заблуждаясь (ученые-экономисты, что с них взять), ну а исполнители, ребята «резкие», ретивые, знаниями не обременённые,
опыт революции уже был. И понеслось…
Слабое сельхозпроизводство с низкой производительностью труда (вызванное технологическим отставанием в сельском хозяйстве),
требующее большой доли населения заниматься сельским хозяйством не могло обеспечить индустриального развития страны.
Мы уже тогда отставали от Европы и Америки, и со временем это отставание увеличивалось бы.
Было бы наивно думать, что слабая страна, но с хорошими ресурсами, была бы независима.
Нашелся бы хозяин, не «добрые и пушистые» в Европе были, есть и будут.
А получилось, как говорил Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Исполнители были «ещё те». Вспомните роман Шолохова «Поднятая целина» (я считаю его сатирой на коллективизацию),
кто занимался организацией колхоза?
Матрос Семён Давыдов, ему не было и 30 лет, без образования, городской житель, пил по молодости спирт,
с похабными татуировками на теле.
Председатель сельсовета Макар Нагульнов, у которого и хозяйства то толкового не было, с женой
разобраться не мог (и детей не было, что для деревни странно).
И еще местный сумасшедший дед Щукарь (даже имени и фамилии его не знаем, только прозвище).
Но создали они колхоз быстро, сердце не болело за деревню и традиции.
Зачем так быстро, жестко надо было делать? «Великий перелом», блин, но действительно великий.
Почему не плавно, создавая постепенно соответствующие условия? Может не было времени,
ведь через 12 лет война началась? Не знаю, что было бы, если крестьяне не построили бы заводы
и фабрики за это очень короткое время (вдумайтесь, за 12 лет!).
А потом все годы из деревни только брали людей: война, восстановление, целина, стройки семи и пятилеток.
Вкладывали в деревню мало, много было ручного труда, а когда «опомнились» или
появилась возможность было уже поздно.
Пациент умер не приходя в сознание.
Нет никакого «злого умысла», заговора в этом нет.
Что сейчас плакать, говорить, что «все пропало»? Ну сгорел дом, бывает.
Надо стоить новый, посмотреть, что осталось, что можно сохранит и использовать,
а что положить на полочку, смотреть и вспоминать.
«Народные культурные традиции» - хороший вопрос для ученых. Что мы сейчас считаем «народными»?
Как то получилось, что считаем «народными» больше деревенские песни и плясовые наигрыши.
Конечно, раньше большинство жило в деревне, но города тоже были, со своим «народным» искусством.
Надо, конечно, сохранять народные традиции, иначе мы будем «безродными космополитами»,
исчезнем, что меня печалит. Даже столь не любимая Александром «самодеятельность»,
пусть с какими то отклонениями от «генеральной» линии народной культуры внесенными
людьми со «специальным» образованием (а в чем оно «специальное»?) сохраняет народную культуру.
Неужели мы её сохраним, если сидя дома будем плакать: «Все пропало»?
Я уже как то писал про Татарстан, ссылки давал на статьи по истории музыкальной культуры.
Делают что то люди. Фестивали, самодеятельность, Radik активно пропагандирует на форуме (молодец, очень уважаю!!),
вот только так, на мой взгляд, можно сохранить народную культуру, не только деревенскую.
Есть другие способы?
Если про деревню интересно, то я могу написать про свою, «краевед», можно сказать.
Как жили, чем занимались и куда всё ушло.