В кругу моих знакомых есть преподаватели начального музыкального образования (музыкальная Школа), колледжа (училища искусств) института культуры.
Наивысшие результаты по классу баяна , аккордеона у хорошо подготовленных педагогов (ранее хорошо игравших они из Гнесинки) Получают, выбирают "материал"( учеников) после Муз.школы. Дети подготовлены многому почти не приходится говорить о постановке руки, теории и т.д. Преподаватели уже не играют они могут прекрасно слышать ,видеть и учить. Ученики их могут и понимают - учатся, отрабатывают, шлифуют. Преподаватель как правило уже для Вас не сыграют и не украсят встречу с Вами красивым собственным исполнением, тем более о игре по слуху не может быть и речи. Но они вырастили и вырастят лауреатов конкурсов. Но преподаватель музыкальной школы не может вывести ребенка на этот уровень хотя играет как правило сам больше.
Начальное Муз образование. Преподаватель учит и показывает все от посадки с инструментом , постановки руки и до тончайших штрихов в игре на инструменте. Очень неплохо, когда педагог сам может неплохо играть и вообще здорово -если он слухач. Но часто происходит следующее - хорошо играющий преподаватель (не потерявший еще навыков игры-а ведь играть нужно постоянно, иначе утрачиваешь умение) не может научить. И это вполне реально. А бывший троечник прекрасно понимает ,чувствует ученика и качественно его учит и отдает далее для среднего и высшего образования. Это не парадокс- он имеет необходимый объем знаний и умений для начального музыкального образования - но он действительно педагог и может учить. Учить до какого то своего уровня. Но и в музыкальной школе чем старше класс обучения тем меньше педагог берет в руки инструмент и тем реже играет - он научил своего ученика понимать что и как нужно делать. Конечно я не утверждаю что только троечники могут учить а отличники нет. В жизни все перемешано. Но мастерство игры на инструменте и мастерство преподавания это разные вещи. Прекрасно если есть и то и другое, а если еще и третье (больная тема форума) - игра по слуху - то это вообще шедевр.
Мой свежий пример.
Узнав что прекрасный преподаватель по классу аккордеона заканчивает свою трудовую деятельность. Срочно повел одного из своих внуков к ней проситься в музыкальную школу. Почему? все ученики у нее играют по слуху. Вообще все. Обычные, серийные ученики - играют все. Пришли проситься 15 октября 2015г первый урок(45 минут) 19.10.15. Занятия два раза в неделю. Кроме специальности один час сольфеджио, один,хор, один-слушание музыки.
Мне разрешили и я присутствую на уроке по специальности аккордеон постоянно. Вот прошел месяц. Честно я не удивлен -я поражен как педагог чувствует что в данный момент дать ребенку и двигаться в темпе.
На втором занятии не зная клавиатура аккордеона на правой стороне ребенок подбирает "милион алых роз" на третьем во поле береза стояла, на четвертом понятия о тональностях и подбирает уже в четырех тональностях Эту березу.
Параллельно изучена правая клавиатура назубок в пределах двух октав. В левой фа,до,соль, мажор, минор,септаккорд.
Аккомпонемент 2/4, 3/4.На прошлой неделе соединение рук на песне "Маме к 8 марта" и вальсе - по нотам.
16.11.15 отработка "Маме..." надо же успеть к празднику 29.11.15. И неожиданное задание.. Излишне напряжен при игре не должен так "зажиматься" - все сейчас играешь и ПОЕШь. Пение расслабит ручку.
Мне выдает предварительный результат: слышит мелодию хорошо. координация есть, ритм чувствует. После мажора проходим минор на басах. Поимем как слышит гармонию сразу с переходов в параллельную тональность. Затем подбираем гармонию в разных тональностях.
Мне теперь трудно понять- что такое донотная подготовка. Ребенок через месяц медленно но читает ноты находит их на клавиатуре и соединяет руки. Но вот четкая внимательная последовательность подаваемого материала - и только убедившись что ученик это действительно ПОНЯЛ мозгами а не механически повторил - залог неторопливого но быстрого освоения материала.
Честно и для меня это прекрасные уроки.