Был чудесный детский писатель и художник анималист Евгений Чарушин. У меня в детстве была его книжка, вот эта:

Цитата из рассказа «Первый тетерев»:
«Говорят, индейцы носят кожаные мешочки — вроде кисета. В этих мешочках лежит какая-нибудь ягода, смола, мускус, кусочек коры. Все это положено на память, чтобы потом по запаху вспомнить то, что было.
И у меня часто бывает так: понюхаешь что-нибудь и вдруг ясно вспомнишь, что давным-давно было. Так хорошо вспомнишь, как будто это вот-вот сейчас случилось.
Скипидаром запахло. — И совсем я маленький мальчишка. И болен, а мама меня натирает салом со скипидаром, потом тепло кутает — наглухо.
Пролита на лестнице карболка. — И вот тебе девятнадцатый год. Я еду в поезде. Шинели, песни, винтовки, и станции все в извести — тиф.
А закуришь махорку после папирос — и двенадцать лет мне. На охоту я потихоньку пошел. Сижу у костра и курю большущую самодельную трубку, будто заправский охотник. От огня на правой ноге сапог скоробился — попадет мне, сжег я сапог. У ближнего куста пляшут, толкутся комары-толкунцы. Поют тоненькими голосами. Спереди жарко, а спина мерзнет. И коростель кричит.»Вот у меня был случай этим летом.
Набрал как то ивовых прутьев, что то-то хотел из них сделать, стал снимать кору. Запах ивовых прутьев – детство, дед плетёт корзины… Сильное, яркое воспоминание, как током ударило.
Запах масла, горячего металла - завод.
Запах пластиката - АЭС, институтская лаборатория.
Запах овчины, горячих кирпичей - детство.
Запах водорослей - Сахалин, Татарский пролив.
.....