Пытаясь окончательно выяснить, мог ли, всё-таки, нижегородский мастер Гаращенков изготовить за свою жизнь 600 комплектов голосов для гармоней, обратился за комментарием к ныне здравствующему мастеру по изготовлению голосовых планок Александру Клементовичу(канал Ютуб «Цельнометаллические планки для баянов,аккордеонов»).
Вот, что он ответил(прямая цитата):
Здравствуйте! Когда-то ,очень давно, работая на фирме (название опустим), я делал один аккорд в месяц на баян, а там — минимум 800 голосов(а то и больше), с полным циклом изготовления голосовых планок и инструментами на уровне каменного века. По договорённости с директором мне за это доплачивали 100 долларов сверху. Аккорд для баяна намного сложнее сделать, много голосов с напайками, а также планки пикколки с очень мелкими голосами, за изготовление которых не каждый возьмётся. Работал по 14 часов в день. 6 дней в неделю. Так что, один аккорд в месяц для гармони вполне реально сделать. Было бы здоровье и желание. За неделю — не знаю, не пробовал. Фирма делала только баяны.
Александр не был замечен в каком-то бахвальстве или самопиаре в интернете, поэтому лично у меня нет никаких оснований ему не верить. А выводы насчёт Гаращенкова теперь делайте сами.
Некоторые из работ Александра Клементовича:
Очень понравился вопрос из обсуждения первой части:
«А у него все руки такие были?»
Вывод: если у мастера даже и не все руки, но хотя бы большая их часть была золотой, то за 50 годов непрерывных трудов в режиме шестидневной рабочей недели по 14 часов в смену 600 комплектов он осилить мог!
Про руки вы не зря сказали, он был лучшим голосовиком в округе, да и не только. А пальцы на руках были наполовину обрублены, а может от рождения были такими.
На Бору и вообще в Горьком и области мастеров было много, многие специализировались на изготовлении каких-то отдельных деталей. Если Гаращенкову поставляли уже пробитые планки, уже подготовленные к наклёпке голоса, то, думаю, вполне он мог наклепать 600 аккордов. Косвенное свидетельство — примерно 10-12 гармоней с займом с его аккордом держал в руках и все были в одной тональности — ля диез. Одна у меня была очень старая — ре диез без заёма.
Если только клепал, то, конечно мог.
В самом деле, а какой момент правильно считать началом изготовления аккорда и какие технологические операции относить к этому процессу? Почему именно пробивку проёмов в планках, может быть за точку отсчёта надо брать добычу руды, выплавку металлов и их сплавов и т.д.? И тогда изготовление аккорда одним человеком окажется вообще вряд ли возможным, даже одного единственного за всю жизнь.
Александр, я думаю, любой адекватный человек будет считать началом изготовления голосовых планок раскрой листовой заготовки. Но при наличии особого склада ума, конечно, можно вести отсчёт и от сотворения мира.
Серёж, ну ты же меня давно знаешь, доведение до абсурда это просто мой любимый способ исследования и понимания чего бы то ни было, однако никакого особого склада ума по-моему не требуется, чтобы с такой же лёгкостью начальной точкой счесть и любую иную технологическую опрацию, следующую за раскроем листа латуни или дюралюминия. Предшествующие да, человек в здравом уме вряд ли станет считать таковыми. И с твоей логикой я, разумеется, не могу не согласиться, потому что именно на этапе раскроя лист превращается в заготовку конкретно для голосовой планки, а не чего-либо ещё, но, согласись, всё равно это можно также запросто отнести к некому промежуточному, подготовительному этапу, а ещё не самому процессу изготовления аккорда.